Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
статья по логопедии по теме

Рыжикова Татьяна Владимировна

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dialog.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический коллектив нашего БГДОУ на протяжении многих лет работает по программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В.

Опираясь на данную программу Нищевой Н.В. несколько лет назад было составлено планирование  по развитию речи по всем возрастам для удобства работы воспитателей и специалистов ДОУ.  В соответствии с лексической темой были уточнены виды деятельности по развитию речи и более широко представлен список литературы на каждом возрастном уровне. Каждая лексическая тема в группе представлена народной или авторской сказкой, с которой дети знакомятся, беседуют с воспитателем по содержанию, учатся пересказывать и инсценировать в различных видах театральной деятельности. В этом активное участие принимают и родители, оказывая помощь в изготовлении театральных костюмов и атрибутов. Трижды в год проводятся игры – театрализации по одной из сказок с показом зрителям – гостям из других групп.                                                                                                              Но театрализация произведения – это глобальное действие, которое готовится длительное время и включает в себя различные виды творческой деятельности. Более простой  и естественной формой речи является диалог, он возникает в жизни ребенка, как только тот начинает говорить. Поэтому мы и уделили особое значение диалогу.  

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимоотношения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.                                                                                                                     Использовать диалог начинаем с младшего возраста, что помогает интеграции ребенка в новом коллективе, помогает преодолеть речевой и поведенческий негативизм, неуверенность, стеснительность. Диалогом ребенок пользуется многократно в течение всего дня, педагоги активно побуждают детей к диалогу в режимных моментах, игровой, совместно-творческой деятельности, в беседах, на прогулке…

В младшем возрасте речевые возможности детей крайне ограничены и диалогическая речь вызывается в сопряжено-отраженном проговаривании вслед за педагогом. Широко используются фольклорные формы народного творчества. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки, песенки – т.е. играют роль.

 В среднем возрасте дети уже готовы самостоятельно воспроизвести предложенный стихотворный материал и в работе над ним решаются коррекционно-речевые задачи по формированию темпо-ритмических основ речи, интонированию, улучшению внимания и памяти, обогащению словаря, расширению знаний об окружающем мире.                                                                                                                  Театрализованные инсценировки диалогов дают детям возможность,  проигрывая различные характеры персонажей, побывать в образе как положительных так и отрицательных героев. Такой процесс перевоплощения, сопереживания и оценки поступков героев будет способствовать формированию гармоничной личности ребенка в целом.                                                                                                                   В старшем возрасте диалог позволяет улучшить мыслительную деятельность и преодолеть недостатки речи различного характера. В диалоге дети учатся вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь, добиваясь полнозвучного яркого звучания  текста. На данном этапе совершенствуются просодические компоненты речи, автоматизируются корректируемые звуки  речи в легкой, веселой, доступной всем детям  форме театральной деятельности. Благодаря данной системе работы дети не боятся выступать перед аудиторией, что важно для  социализации ребенка в обществе.

Таким образом, используя в работе логопеда диалоги, мы добиваемся следующих целей:

-коррекции имеющихся речевых нарушений у детей;

-социализации и интеграции в обществе;

-формированию самодостаточной, творческой, гармонично развитой личности;

В ходе коррекционной работы с использованием диалогов решаются задачи:

-закрепление введенных в речь /поставленных/ звуков;

-отработка четкой дикции, силы, плавности голоса, направленного выдоха, интонационной выразительности, ее темпо-ритмической организации;

-совершенствование невербального компонента речи (жест, мимика,..)

-формирование навыка грамотного выражения мысли;

-формирование культуры общения и взаимодействия, воспитания любви и уважения к родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.       В комплексном преодолении нарушений реч...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)

Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...

Использование компьютерных и интерактивных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ, интерактивных игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей кон...

Отчет по теме самообразования: «Использование ИКТ при коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Подготовил: учитель-логопед Чичваркина Л. Э.МБДОУ "Детский сад "Снежинка" г. Гагарин    ...