Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
статья по логопедии по теме
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dialog.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический коллектив нашего БГДОУ на протяжении многих лет работает по программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В.
Опираясь на данную программу Нищевой Н.В. несколько лет назад было составлено планирование по развитию речи по всем возрастам для удобства работы воспитателей и специалистов ДОУ. В соответствии с лексической темой были уточнены виды деятельности по развитию речи и более широко представлен список литературы на каждом возрастном уровне. Каждая лексическая тема в группе представлена народной или авторской сказкой, с которой дети знакомятся, беседуют с воспитателем по содержанию, учатся пересказывать и инсценировать в различных видах театральной деятельности. В этом активное участие принимают и родители, оказывая помощь в изготовлении театральных костюмов и атрибутов. Трижды в год проводятся игры – театрализации по одной из сказок с показом зрителям – гостям из других групп. Но театрализация произведения – это глобальное действие, которое готовится длительное время и включает в себя различные виды творческой деятельности. Более простой и естественной формой речи является диалог, он возникает в жизни ребенка, как только тот начинает говорить. Поэтому мы и уделили особое значение диалогу.
Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимоотношения с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Использовать диалог начинаем с младшего возраста, что помогает интеграции ребенка в новом коллективе, помогает преодолеть речевой и поведенческий негативизм, неуверенность, стеснительность. Диалогом ребенок пользуется многократно в течение всего дня, педагоги активно побуждают детей к диалогу в режимных моментах, игровой, совместно-творческой деятельности, в беседах, на прогулке…
В младшем возрасте речевые возможности детей крайне ограничены и диалогическая речь вызывается в сопряжено-отраженном проговаривании вслед за педагогом. Широко используются фольклорные формы народного творчества. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки, песенки – т.е. играют роль.
В среднем возрасте дети уже готовы самостоятельно воспроизвести предложенный стихотворный материал и в работе над ним решаются коррекционно-речевые задачи по формированию темпо-ритмических основ речи, интонированию, улучшению внимания и памяти, обогащению словаря, расширению знаний об окружающем мире. Театрализованные инсценировки диалогов дают детям возможность, проигрывая различные характеры персонажей, побывать в образе как положительных так и отрицательных героев. Такой процесс перевоплощения, сопереживания и оценки поступков героев будет способствовать формированию гармоничной личности ребенка в целом. В старшем возрасте диалог позволяет улучшить мыслительную деятельность и преодолеть недостатки речи различного характера. В диалоге дети учатся вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста. На данном этапе совершенствуются просодические компоненты речи, автоматизируются корректируемые звуки речи в легкой, веселой, доступной всем детям форме театральной деятельности. Благодаря данной системе работы дети не боятся выступать перед аудиторией, что важно для социализации ребенка в обществе.
Таким образом, используя в работе логопеда диалоги, мы добиваемся следующих целей:
-коррекции имеющихся речевых нарушений у детей;
-социализации и интеграции в обществе;
-формированию самодостаточной, творческой, гармонично развитой личности;
В ходе коррекционной работы с использованием диалогов решаются задачи:
-закрепление введенных в речь /поставленных/ звуков;
-отработка четкой дикции, силы, плавности голоса, направленного выдоха, интонационной выразительности, ее темпо-ритмической организации;
-совершенствование невербального компонента речи (жест, мимика,..)
-формирование навыка грамотного выражения мысли;
-формирование культуры общения и взаимодействия, воспитания любви и уважения к родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.
Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении нарушений реч...
«Использование компьютерно-игровых технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников»
консультация...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....
Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....
Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)
Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...
Использование компьютерных и интерактивных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ, интерактивных игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей кон...
Отчет по теме самообразования: «Использование ИКТ при коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Подготовил: учитель-логопед Чичваркина Л. Э.МБДОУ "Детский сад "Снежинка" г. Гагарин ...