Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
консультация на тему
Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.
В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:
- минимальные мозговые дисфункции (ММД);
- перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);
- гипоксические поражения ЦНС;
- рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;
- родовые травмы;
- поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;
- задержки психического развития ребенка;
- ухудшение экологической обстановки;
- социальные причины.
Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков:
1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.
2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.
3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.
Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией - является нейропсихология.
Речь, как известно, одна из высших психических функций человека.
Использование нейропсихологического подхода в педагогике и логопедии помогает:
1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.
2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.
3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
Коррекционно-развивающая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.
1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, самомассаж)
Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие, что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.
2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.
Упражнения: «Репка»; «Солдат»; «Достань яблоко».
3. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения: «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь»; «Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).
4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.
Упражнения: «Задуваем свечи»; «Трубочка»; «Поныряем».
5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.
Упражнения: «Рисуем восьмерку»; «Глаз на прогулке»; «Поиграем глазами».
4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.
5. Коммуникативные упражнения.
Индивидуальные - направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).
Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).
Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).
6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).
7. Когнитивные упражнения - способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).
Упражнения: "Чаша доброты" (визуализация); «Цветная голова»; «Постучим вместе».
8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.
Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».
Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии и педагогики, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, педагогами, педагогами - психологами дают возможность более качественно вести коррекционно - развивающую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1035441-1587094185.jpg)
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-1336587-1629218219.jpg)
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием элементов Су-Джок массажа.
Занятие-тренинг для педагогов по Су-Джок терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1073786-1540381947.jpg)
Опыт работы " Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов"
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приёмов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/05/picture-1311543-1646467672.png)
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов.
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-178057-1507718486.jpg)
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Применение педагогами нейропсихологических приемов в своей работе, оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей. Такой подход поспособствует достижению возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-1424466-1666520760.jpg)
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейроскакалки
Нейроскакалка — современная скакалка, представляющая собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Нейроскакалка — это отличный...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-725959-1513490871.jpg)
«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических игр и упражнений учителем -логопедом».
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми с речевыми нарушениями - это активизация развития речи у детей....