Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия "Транспорт" предназначен для детей-логопатов с патологией зрения. Он насыщен дидактическими играми, развивающими слуховые, зрительные , осязательные ощущения, коррекционными гимнастиками для глаз между частями занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи.
Тема: Транспорт.
Цель: Формировать словарь, грамматические категории, развивать связную в рамках темы «Транспорт». Закрепить правила поведения на дороге.
Задачи:
Развитие словаря:
Обогащение и активизация предметного словаря: название предметов транспорта: грузовик (бензовоз, молоковоз, рефрижератор и др.), автобус, микроавтобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, самолет, ракета, вертолёт, лодка, пароход, корабль, катер, велосипед, вездеход, самосвал. Назначение части (колеса, кабина, кузов, фары, педали, руль, крылья, хвост, иллюминаторы, пропеллер, нос, корма), обобщающее слово – транспорт,
Обогащение и активизация словаря глаголов: ехать, плыть, лететь, взлетать, садиться, приземляться, причаливать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать, гудеть, сигналить, перевозить, останавливаться, торопиться, гнаться, мчаться, нестись.
Обогащение и активизация словаря признаков: классификация - наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, железнодорожный, военный, космический, специальный, спортивный, автомобили - легковые, грузовые. Антонимы – быстрый-медленный, длинный-короткий, лёгкий-тяжёлый.
Обогащение и активизация словаря наречий: чисто, красиво, удобно, много, мало, далеко, близко.
Формирование грамматического строя речи:
1. Обучение словообразованию:
- с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (машинка, самолётик, лодочка и др.)
- путём слияния двух основ прилагательных и существительных – двухколесный, трёхколёсный, бензовоз, молоковоз, вездеход, самосвал, самолет, бетономешалка, трубоукладчик, камнедробилка, водовоз и др.
- относительные прилагательные (водный, воздушный, пассажирский, спортивный и т.д.), с помощью приставки – наземный, подземный, - относительных прилагательных: «Назови остановку» (автобусная, троллейбусная, трамвайная). «Из чего какое?»: колесо из резины – резиновое, фара из стекла – стеклянная, кабина из металла – металлическая.
2. Согласование существительного с прилагательным и числительным «Сосчитай до 5»: 1 быстроходная лодка, 2 …,5….(Белая машина, красивый корабль, запасное колесо)
3. Употребление существительных в творительном падеже («Что с чем?» (машина с бензином, с молоком, с водой)
4. Употребление приставочных глаголов («Подскажи словечко»)
5. Образование формы родительного падежа множественного числа («Один – много»): самолёт, поезд, лодка, автомобиль и др.
Развитие связной речи.
1. Обучение составлению предложения по опорным картинкам.
2. Обучение составлению описательного рассказа о виде транспорта по мнемотаблице.
Развитие психических функций.
1. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия «Что лишнее», «Проведи линии», «Обведи по точкам»
2. Развитие логического мышления (дешифровка вспомогательных картинок в мнемотаблице)
3. Развитие слухового и вербального внимания и памяти («Запомни, повтори»)
4. Развитие зрительного восприятия: «Узнай транспорт по силуэту, по контуру, по пересекающимся контурам»
Оборудование.
Картинный материал по теме транспорт, опорные картинки, мнемотаблицы, запись звуков (гудит пароход, сигналит машина, летит вертолет, едет поезд)
Ход занятия.
Гимнастика для глаз
Ракеты летают, руки и взор вверх
Плывут корабли. волнообразные движения сложенными ладонями.
И едут по трассе проследить глазами слева на право,
Грузовики. провести рукой по окружности
В метро под землей взгляд вниз, слева направо
Электрички гудят движения руки по кругу, прослеживание глазами
По кругу спешат
То вперед, то назад.
I часть
1. Логопед: О чем говорилось в стихотворении? как их назвать одним словом? Запись звуков (пароход гудит, машина сигналит, вертолёт летит). Игра «Угадай по звуку и назови транспорт». Подойдите к доске. Рассмотрим другие транспортные средства. Их так много, что их поделили на несколько частей. Словесная игра «Какой бывает транспорт?»
- если передвигается по воздуху – воздушный
- если передвигается по воде – водный
- если передвигается на земле – наземный
- если передвигается под землей – подземный
- если передвигается по железной дороге – железнодорожный
- если перевозит пассажиров - пассажирский
- если перевозит грузы – грузовой
- если используют военные – военный
- если используют спортсмены – спортивный,
- если для перевозки используют животных - гужевой
- если используют для специальных целей -
специальный (для уборки снега, для тушения пожара, для оказания медицинской помощи, для перевозки хлеба, мебели, строительных материалов и т.д.)
Приведите примеры каждого вида. Назвать части машины, самолета.
2. Сидя на стульях. «Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи предложения (подбери и назови как можно
больше слов-признаков и слов-действий).
Машины (какие бывают?) — легковые,
грузовые, спортивные, военные, специальные
Самолеты (какие бывают?) — ....
Поезда (какие бывают?) — ....
Машина (что делает?) — едет, мчится, тормозит, сигналит, останавливается....
Самолет (что делает?)....
Теплоход (что делает?)....
3. «Назови одним словом»:
Закончи предложения:
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?)... (двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)....
Если у машины четыре колеса, она (какая?)....
Если у лодки четыре весла, она (какая?)....(четырёхвесельная)
4. «Скажи наоборот»:
Закончи предложения:
Поезд длинный, а автобус — ....
Самолет быстрый, а пароход — ....
Трамвай тяжелый, а велосипед — ....
5. «Сосчитай до 5»:
Белая машина, боевой корабль, запасное колесо, быстроходная лодка.
6. «Объясни словечко»: самолёт, вездеход, самосвал, пешеход, мусоровоз, цементовоз.
7. «Назови одним словом»:
- возит молоко (молоковоз)
- мешает бетон (бетономешалка)
- возит воду (водовоз)
- трубы укладывает (трубоукладчик)
- камни дробит (камнедробилка)
8. «Как назвать остановку»: автобуса, троллейбуса, трамвая?
9. «Что лишнее и почему»:
- автобус, самосвал, такси, трамвай.
- самолет, вертолет, орел, ракета
- трамвай, троллейбус, велосипед, автобус
- трамвай, электричка, автобус, троллейбус.
10. Игра «4 лишний». Выберите из каждого ряда 4 лишний вид транспорта, объясни свой выбор.
Гимнастика для глаз
Пролетает самолет. взор вверх
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел – посмотрел, правую руку отвести - посмотреть
Левое крыло отвел – поглядел. левую руку отвести - посмотреть
Я мотор завожу вращательные движения руками
И внимательно гляжу, руку под «козырёк»
Поднимаюсь ввысь, лечу, взор вверх
Возвращаться не хочу. прикрыть глаза.
II часть
1. Логопед посмотрите на картинки на доске. Составьте по ним предложения.
Ребята на автобусе поехали в парк. Распространяем : Какие ребята, какой парк, на каком автобусе? Зачем? Усталые ребята поехали на новом автобусе в осенний парк, чтобы погулять (полюбоваться осенним лесом). – варианты детей. (То же со словами : люди, самолет, облака)
2. Посмотрите на картинки. Они помогут вам составить рассказ о грузовике, самолете, лодке. Рассмотреть с детьми вспомогательные картинки – дешифровать. Описательный рассказ детей.
Компьютерная игра «Мы едем, едем»
Гимнастика для глаз
Машины едут вправо-влево. взгляд слева направо
Самолёты взлетают в небо, взгляд вверх
на землю садятся. взгляд вниз
Итог. О чем мы сегодня разговаривали на занятии? На каком виде транспорта вы хотели бы проехаться? Уходя дети, если назвали машину, заводят мотор и подражают звукам машины (Р-Р-Р), если пароход – (ЛЛЛ), если самолет – (УУУ), гужевой (щелчки «лошадка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"
Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы
Цель занятия: -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые" в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....