Использование Лего- технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Консультация для логопедов, воспитателей как можно применять Лего для коррекционно- развивающих занятий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lego-_tehnologiy_dlya_publikatsii.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала»
Ж. Пиаже
В должности учителя- логопеда я работаю третий год, и поэтому считаю, что я только учусь быть логопедом. За это время опробовала разные инновационные технологии, в числе которых мнемотехника, биоэнергопластика, пластилинография, но остановиться подробнее я бы хотела на ЛЕГО- технологии, к тому же, наш детский сад является участником городской образовательной творческой группы,
"Образовательный технопарк", направление "ЛЕГО-конструирование.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.
Использование инновационных технологий в логопедической практике
это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, это:
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности логопеда;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи, что в дальнейшем очень пригодится при обучении в школе на уроках письма. Вы замечали, что почерк у мальчиков в наше время порой аккуратнее, чем у девочек? Я считаю, что ЛЕГО к этому имеет непосредственное отношение, так как мальчики сейчас охотно возятся с мелкими деталями не только в образовательной деятельности, но и в свободное время.
Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе, также мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
- Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
- Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
- формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности:
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции);
– в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
ЛЕГО-технологии также позволяют:
- оптимизировать педагогический процесс
- расширяют образовательное пространство
- обогащают развивающую предметно – пространственную среду
- способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников
- обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук
- дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.
Участникпми процесса выступают:
- Логопед
- Воспитатели группы
- Дети группы
ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
Использовать кубики ЛЕГО можно в любом из структурных компонентов занятия:
- Организационный момент
- Создание проблемной ситуации
- Элементы логопедического занятия: развитие фонематического восприятия и слуха, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, развитие речевого дыхания, голоса, интонации, развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
- Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО бывают как направленными, так и ненаправленными.
В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры. Детям предлагаем задание, а в некоторых случаях разрабатываем сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).
В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.
После использования ЛЕГО – конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения провожу в конце коррекционного занятия гимнастику для глаз.
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Эти и другие методики я использую не только с детьми с ОНР, ФФНР, но и с детьми, имеющими задержку речевого развития, в рамках деятельности педагога дополнительного образования студии "Говоруша" нашего ДОУ. Я постоянно повышаю свой профессиональней уровень, имею также специальность педагога- дефектолога, что дает возможность оказывать консультативную и коррекционную помощь таким деткам.
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с нарушениями речи, тем более успешным будет формирование речи, это позволяет решать одновременно несколько задач, одной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Предложенные способы и приёмы реализации данных методов дополняют, совершенствуют мой профессионализм и творческий потенциал.
Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу
-Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
-Увазаемый прохозый,
Ну на сто з это похозе!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите.-
И красавица оса
Улетела в небеса.
-Штранная гражданка…
Наверно, иностранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
-Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжыком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.Для сохранения и развития физическо...
«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»
В данной статье раскрывается опыт работы по использованию ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми в условиях специального коррекционного детского дома....
ЛЕГО-технология в коррекционной логопедической работе с детьми с ТНР
Приложение к статье с аналогичным названием...
2017 год -Использование ИКТ-технологий в коррекционно-логопедической работ
Использование ИКТ-технологий в коррекционно-логопедической работе...
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
Использование инновационной Лего-технологии позволяет развивать не только практическую творческую деятельность, но и благотворно влияет на развитие речи, мышления и воспитание социально активной лично...
Статья "Применение Лего-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР"
В статье говорится об эффективности применения лего-технологий в процессе коррекционной работы логопеда с дошкольниками, имеющими тяёлые нарушения речи. Описаны преимущества исползования лего-тех...
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда...