Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
статья по логопедии

Смирнова Ольга Владимировна

Использование инновационной Лего-технологии позволяет развивать не только практическую творческую деятельность, но и благотворно влияет на развитие речи, мышления и воспитание социально активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-tehnologiya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка»

Статья на тему

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.»

подготовила

Смирнова Ольга Владимировна

                                                                                            учитель-логопед МБДОУ № 10

                                                                                        « Аленушка»

    Актуальность.     Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

ЛЕГО-педагогика – новейшее направление в современном образовательно-

коррекционном процессе. ЛЕГО- технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов ЛЕГО. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности.

Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

Основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологий является игра- ведущий вид детской деятельности.

 Проблема.

В последнее время увеличилось количество безречевых детей. Возникла потребность повысить мотивацию к деятельности, вызвать интерес. Эта проблема побудила меня к поиску новых технологий и внедрение их в образовательный процесс. Такой технологией для меня явилась ЛЕГО – технология.

     В педагогике ЛЕГО- технология интересна тем, что строясь на интегративных    принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО – конструирование это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО- технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

     Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

                              Цели и задачи

 При осуществлении деятельности по использованию ЛЕГО-технологий, мною была поставлена следующая цель:

Цель: Развитие речи, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к ЛЕГО – конструированию.

   Достижению цели способствует решение следующих задач:

-  Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

- Активизировать мыслительно-речевую  деятельность дошкольников.

- Учить конструировать модели с последующим их описанием, руководствуясь схемами и инструкциями логопеда.

- Развивать диалоговое общение, взаимодействие и взаимопонимание, умение совместно решать поставленные задачи.

                           Действия и средства

Осуществлению цели и задач способствуют следующие действия и средства:

  • Непосредственная образовательная деятельность.
  • Использование конструктора ЛЕГО в совместной деятельности.
  • Использование конструктора ЛЕГО в самостоятельной деятельности.
  • Взаимодействие с родителями.

                 Направления работы

Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора дает возможность детям с ОВЗ запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

 Учитывая ФГОС при организации воспитательно-образовательного коррекционного процесса, использую принцип календарно-тематического планирования в соответствии с планированием детского сада.

В феврале, изучая тему «Защитники Отечества» целесообразно стало включение занятия, посвященного морской тематике. Дети познакомились с морскими профессиями, строением и названиями частей корабля, учились конструировать небольшие модели кораблей и лодок и давать им сравнительное описание.

В последнее время актуальной стала тема «Пожарная безопасность». Нами было сконструировано пожарное депо и проведена сюжетно- ролевая игра «Мы – пожарные», в ходе которой дети получили возможность почувствовать себя героями, спасти людей из беды, узнать интересные факты. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Проходя тему «Космос», дети создавали конструкцию космодрома, мысленно превращались в космонавтов и совершали путешествия к другим планетам. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогало детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания.  Работа у детей проходила с большой мотивацией.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в конструктивной деятельности можно использовать  графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.

При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование существительных с числительными: ( Сколько в твоем домике окошек?). Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний( Котенок без чего? Без хвоста.)

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте.

 Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего -согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Следующим приемом может быть придумывание детьми слов по набору кирпичиков, данных логопедом, а также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т.д.).

Преимущества

При использовании ЛЕГО – технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно – игровыми приемами, используемыми для развития речи:

- С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

- При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психологическое состояние успеха.

- В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

- Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребенка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.

- Поскольку конструктор можно разложить не только на столе, но и на полу, на ковре и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

- Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

                                    Результат

- Сформирован устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

- Активизирована мыслительно – речевая деятельность дошкольников.

- Сформировано умение работать по схемам и инструкциям логопеда.

Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети   воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией тем более успешным будет формирование речи.

             Способы оценки эффективности деятельности:

-Динамика в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

-Улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи рассказывают о своей деятельности развернутыми предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи увеличилось количество прилагательных.

-Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних и мелких размеров конструктора.

-Положительное влияние на нравственные качества: умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая).

-Повышение работоспособности и усидчивости: увеличилась продолжительность занятия с 20 минут до 30, постройки достраивают до логического конца.

- Повышение интереса к ЛЕГО-конструктору и его возможностям в самостоятельной деятельности и расширение сферы использования построек.

Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.


Список используемой литературы

  1. Лендрет Г.Л. "Игровая терапия: исскуство отношений", М., 1994 г.
  2. Спиваковская А.С. "Игра - это интересно." М. 1981г.
  3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М., 2003
  4. Инновации - в логопедическую практику. Составитель О. Е. Громова Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Линка-Пресс, М., 2008
  5. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  6. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.
  7. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"....

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

В данной статье раскрывается опыт работы по использованию ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми в условиях специального коррекционного детского дома....

Использование «ЛЕГО» - технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Цель проекта:Развитие личности, мотивации и способностей детей с ТНР  в различных видах деятельности при помощи ЛЕГО.Задачи:Способствовать   овладению речью как средством общения детьми...

Использование Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОО имеет приоритетное значение....

Использование Лего- технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

Консультация для логопедов, воспитателей как можно применять Лего для коррекционно- развивающих занятий с детьми....

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.

Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда...