Программа по обучению грамоте "В гостях у звуков"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кожевина Анна Юрьевна

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obucheniyu_gramote.docx64.82 КБ

Предварительный просмотр:

                      

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-БАРГУЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Рассмотрено                               Согласовано                                                           Утверждено

На заседании педсовета            старший воспитатель                               Заведующий МДОУ

 Протокол № ____                      _______Михайленко Н.Н.                детский сад «Солнышко»

  «___»____2011г.                       «___»_______2011 г                  _________ Миронова Н.И.

 Приказ № ___ от «__»__2011г.  

                                  Парциальная программа

                                        Евдокимовой Анны Юрьевны

                                        I квалификационной категории

                                                по обучению грамоте

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного                    возраста средствами развивающих игр и упражнений»

                         «В гостях у звуков»

                                           

                                             п. Усть-Баргузин 2011г.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, вопросы связанные с подготовкой детей к школе остается актуальным. Успехи ребенка в школе во многом определяются готовностью к ней. Обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, общую психологическую и специальную подготовку. Готовность ребенка и неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведь письменная речь формируется на основе устной речи и именно при помощи письменной и устной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний.                                                                                                                        

Детский сад  является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети семилетнего возраста владели, прежде всего грамотной фразой, объемом определенных знаний, умений и навыков .                                                                                    Таким образом, для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как:  звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика, а так же мелкая моторика, зрительно-пространственные отношения. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение  старших дошкольников к обучению грамоте, а в школе вызвать неуспеваемость.                                                                                                            

Детей нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно. Во-первых, важно правильно подготовить детей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику. Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна детям, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности. В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.                                                                                                                      

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться

определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.                                                                                                                    

У детей дошкольного возраста наблюдается медленное развитие психических процессов,  дети  не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным  материалом.                                                                                                                                        Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко-буквенного состава слова  возможно путём использования наглядного дидактического материала.  

Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь.  Последовательность изучения звуков: гласные; М ,Н, К, Г, Х, П, Б ,Т ,Д ,В ,Ф ,С, З, Ц , Ш, ,Ч, Щ, Л, Р.

учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. Звуковая сторона усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат сформирован, функционирует фонематический слух.  В то же время в каждом возрастном периоде имеются свои недостатки. Эти недостатки не считаются патологическими и объясняются медленным развитием психических процессов  и неправильным воспитанием.

Анализ работы многих дошкольных учреждений показал, что традиционная система занятий не достаточно совершенна по структуре, методике обучения. Поэтому возникает проблема обучения грамоте посредством развивающих игр и упражнений с использованием наглядного дидактического материала.

Решение данной проблемы составляет:                                                                               1.Создание условий для речевого развития                                                                      2.Разработка программы                                                                                                                 3. Разработка занятий.                                                                                                                                  4. Организация процесса обучения.

Принципы построения программы:

1.Систематичность процесса обучения.

2.Постепенность и последовательность усвоения материала.

3.Учет возрастных, индивидуальных особенностей.

4.Наглядность при ознакомлении и обучении, доступность речевого материала.

5.Связь обучающего компонента с развивающим.

6.Учет зоны актуального и ближайшего развития.

7.Комплексности – разработка и применение различных методов и приемов, игр и упражнений и их использование для выработки определенных речевых умений.

Основная цель программы:

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, лексико-грамматическую сторону речи, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Дать элементарные знания о звуках окружающего мира, о звуках речи. Познакомить с разнообразием звуков. Обратить внимание, что речь состоит из звуков, слов, предложений. Формировать представление о значимости звуков и слов  в речи, о правильности их произношения. Познакомить с буквами обозначающими звуки.

  1. Развивать артикуляционный аппарат – подвижность речевых органов (языка, губ, нижней челюсти) умение держать их в определенном положении. Учить правильно произносить звуки родного языка (постановка, исправление искаженного произношения). Автоматизировать звуки изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Дифференцировать звуки на слух.

  1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей. Формировать или совершенствовать грамматический строй речи.

  1. Развивать речевое дыхание умение производить короткий вдох и плавный медленный выдох. Развивать мелкую моторику.

  1. Воспитывать культуру речевого общения, обращать внимание на произношение слов согласно нормам русского литературного языка, на поведение во время общения: умение регулировать громкость голоса, контролировать свои движения, положение тела.

Создание условий для речевого развития

                                                                                                                      1.Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать игры,  которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид.  Применять иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал.  В процессе обучения использовать игровые ситуации.    

2.Наработанная система игр по обучению грамоте поможет  эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.                                                                                                                   Данная система работы позволит детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе.

Организация процесса обучения

Программа состоит из:

  1. Занятия с использованием развивающих игр и упражнений.
  2. Развивающие игры и упражнения в свободное от занятий время.

                                       

                                      ЗАНЯТИЯ

              Фронтальные занятия:

Периодичность занятий:                                                                                                  Старшая группа: 1 раз в 2 недели, продолжительностью 25 – 30 минут. Подготовительная группа: 1 раз в неделю – 30 – 35 минут.

Цель:                                                                                                                                           Усвоение правильно произносимых звуков, установление связи между звуком и буквой; овладение элементарным фонематическим анализом и синтезом, развитие мелкомоторных функций.

Структура:                                                                                                                               I. Закрепление пройденного материала.                                                                                  

II.Знакомство с новым материалом:                                                                                                         1.Изолированное произношение звука.                                                                                      2. Артикуляционный клад и характеристика звука.                                                             Игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.                                                                                                                                                           3.Знакомство с образом буквы                                                                                              

III.Закрепление нового материала:                                                                                          1. Звуковые дорожки. Звукобуквенный анализ звукокомплексов, слогов, слов. 2.Развитие пальчиковой моторики:                                                                                                 - Пальчиковая игра.                                                                                                                    – Работа в тетради.

                             

                                 Подгрупповые занятия

Периодичность занятий:                                                                                                         1 – 2 раза в неделю, продолжительностью 20 – 25 минут.

Цель: Усвоение (автоматизация или дифференциация правильно произносимых и поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное их использование в речи, развитие фонематического слуха, формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза, развитие артикуляционного аппарата и мелкомоторных функций.

Структура:

I этап. Уточнение и автоматизация звуков.

1.Артикуляционная гимнастика (истории с использование упражнений).                   2. Автоматизация изолированного звука.                                                                          3. Артикуляционный уклад и характеристика звука.                                                            4. Автоматизация звука в слогах, словах и фразовой речи. Формирование фонематического восприятия, развитие слухового восприятия и фонематического слуха.                                                                                                            5. Знакомство с буквой. Звуковые дорожки. (составление и чтение слогов и слов).                                                                                                                          6. Развитие мелкой моторики: Работа в тетради.

II этап. Дифференциация звуков.

1.Артикуляционная гимнастика.  (с использованием картинок; «Сказка о веселом язычке»).                                                                                                                     2.Дифференциация изолированных звуков, в слогах, в словах и во фразовой речи. Развитие фонематического слуха.                                                                                                        3. Развитие мелкой моторики.                                                                                                 – Пальчиковые игры.                                                                                                               -  Работа в тетради.

                               

                             Индивидуальные занятия  

Периодичность занятий: 1 – 2 раза в неделю, продолжительностью 10 минут.

Цель: Подбор комплекса артикуляционных упражнений на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Постановка звуков.

Структура:

1.Развитие речевого дыхания.                                                                                             2. Развитие мелкомоторных функций (массаж, самомассаж).                                                                   3. Развитие фонетической стороны.                                                                                        – Артикуляционные упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению искаженного или отсутствующего звука.                          -  Постановка или исправление звуков.                                                                          -  Автоматизация звуков.                                                                                                         -  Формирование фонематических процессов.                                                          

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД 

                 Фронтальные занятия 

                                   (Старшая группа)

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

СЕНТЯБРЬ

«Звуки»

ОКТЯБРЬ

«Звуки»

«Звуки»

«Звуки»

«Слова»

НОЯБРЬ

«Звуки. Слова»

«Звуки. Слова»

«Длинные, короткие слова

«Длинные, короткие слова»

ДЕКАБРЬ

«Слоговый анализ»

«Слоговый анализ»

   Звук (А)

   Звук (А)

ЯНВАРЬ

Звук (А)

  Звук (О)

ФЕВРАЛЬ

Звук (О)

Звук (О)

Звук (У)

Звук (У)

МАРТ

 Звук (У)

Звук (И)

Звук (И)

Звук (И)

АПРЕЛЬ

Звук (Э)

Звук (Э)

Звук (Э)

Звук (Ы).

МАЙ

Звук (Ы)

Звук (Ы)

Закрепление

                               (Подготовительная группа)

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

СЕНТЯБРЬ

диагностика

диагностика

Звук (М)

 Звук (М)

ОКТЯБРЬ

Звук (Н)

Звук (Н)

Звук (К)

Звук (К)

НОЯБРЬ

Звук (Г)

Звук (Г)

Звук (Х)

Звук (Х)

ДЕКАБРЬ

Звук (П)

 Звук (П)

Звук (Б)

Звук (Б)

ЯНВАРЬ

 

Звук (Т)

Звук (Т)

ФЕВРАЛЬ

Звук (Д)

Звук (Д)

Звук (В)

 Звук (В)

МАРТ

Звук (Ф)

 Звук (С)

Звук (С)

Звук (З)

АПРЕЛЬ

Звук (Ц)

Звук (Ш)

 Звук (Ж)

Звук (Ч)

МАЙ

Звук (Щ)

Звук (Л)

 Звук (Р)

Закрепление

I.Год обучения

В этот период дети знакомятся:                                                                                                                                 1. С понятиями «речевые, не речевые звуки», «слово», «Короткие длинные слова», «часть (слог)», «предложение».                                                                          2. Знакомятся с гласными звуками и образом букв.                                                           II год обучения.                                                                                                  

Закрепление гласных, знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами.                                                                                                                  Одно занятие посвящается лексической теме и на речевом материале этой темы с использованием игр и упражнений решаются задачи:                                                                                                                                         1. Развитие фонетической и фонематической стороны речи                                             * Знакомятся со звуком (артикуляция, характеристика), соотносят с буквой.  * Звук автоматизируется (произносится изолированно в слогах, словах и фразовой речи.                                                                                                                  * Развиваются слуховое восприятие, фонематический слух, анализ и синтез.      * Развиваются основные познавательные процессы. (восприятие, память, внимание, мышление)                                                                                                                * Развивается мелкая моторика и зрительно-пространственные отношения

                  Подгрупповые занятия 

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

СЕНТЯБРЬ

Закрепление гласных

звуков.

ОКТЯБРЬ

Звук (П)

Звук (Б)

Звуки (П – Б)

Звук (К)

НОЯБРЬ

Звук (Г)

Звук (Х)

Звуки(К-Г-Х)

Звук (М)

ДЕКАБРЬ

Звук (Н)

Звук (Т)

Звук (Д)

Звуки (Т – Д)

ЯНВАРЬ

Звук (Ф)

Звук (В)

Звуки (Ф – В)

Звук (С)

ФЕВРАЛЬ

Звук (З)

Звук (Ц)

Звуки (С-З-Ц)

Звук (Ш)

МАРТ

Звук (Ж)

Звуки (Ш-С)

Звуки (Ш – Ж)

Звуки (Ж-З)

Звук (Ч)

АПРЕЛЬ

Звук (Щ)

Звуки (Ч-Щ)

Звуки (Щ-Сь)

Звуки (Ч-С)

Звук (Л)

МАЙ

Звук (Р)

Звуки (Л-Р)

Развлечение

«АБВГДэйка»

Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это в свою очередь помогает постепенному усвоению детьми фонематической системы языка.

Все занятия разработаны для детей старшего дошкольного возраста с учетом нарастающей сложности.

Эффективность работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. 

Классификация игр по обучению грамоте                                                     Система игр с использованием наглядного дидактического материала.

  1. Фонематическое восприятие.

«Скажи тихо – громко». Тихо – как будто по секрету. Погромче – как говорите в группе, еще громче – как читаете стихи в зале на празднике.                        (проговаривание слов, чистоговорок)                                                                     «Скажи низким (высоким голосом)» «Скажи медленно – быстро» «Скажи ласково – сердито»

«Покажи картинку» логопед прикрывает рот листом бумаги и произносит слова, а дети у кого окажется соответствующая картинка показывает ее и говорит полным ответом: «У меня……»

«Телефон» логопед предлагает поговорить по телефону. Передают звуки, слова, предложения.

«Съедобное – не съедобное» (мяч).

«Исправь ошибку»        Развитие умения ставить в словах ударение.        Карточки со словами (для воспитателя).        Логопед произносит слово с неправильно произнося один звук в слове. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Незнайка в лесу». Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сидит сова на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает по землей. Гусеница ползет над веточкой. Цветы растут над деревом и т.д.

«Эхо» логопед произносит звуки с определенной силой голоса, а дети повторяют. (слоги; слова; предложения).

«Эхо» (соблюдая ритмический рисунок произнесения звуков, слогов).

«Сосчитай звуки» Развивать умение слушать звуки и находить заданный звук. (Фишки; затем в уме). Логопед называет звуки, а дети считают и выкладывают фишками количество произнесенных звуков. (одноименные звуки; определенный звук в ряду других звуков).

«Слово – не слово». Дети услышат слово хлопают в ладоши, если услышат просто сочетания звуков – топают.

«Слушай внимательно» Логопед бросает мяч и называет разные звуки. Дети должны поймать мяч на все звуки, кроме одного или наоборот поймать мяч на заданный звук.

«Хлопушка» (звук; звук в слоге; звук в слове). Логопед произносит различные звуки, а дети когда услышат заданный звук хлопают в ладоши.

«Хлопни – топни». Задаются два звука, на один звук дети топают, на другой звук хлопают.

«Покажи букву». На произнесенный звук – дети показывают соответствующую этому звуку букву.

«Найди пару»   (диск со стрелками и с кармашками для картинок) Дети указывают стрелками слова похожие по звучанию. Мак – рак; лейка – скамейка; коза – стрекоза; шишка – мышка; чашка – кашка и т.д.

«Какие слова звучат похоже» (на картинке нарисованы предметы – соединить предметы слова которых  похожи по звучанию)

«Придумай слова друзья».

«Запомни и повтори» на доске четыре картинки.  Дети называют их сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

«Выполни инструкции» Повтори 4 раза звук (О); 3 раза; 2 раза. Повтори 2 раза (А), загибая пальчики. Повтори 4 раза (И), хлопая в ладоши. Повтори 3 раза (У), топая ногой и т.д.

«Запомни и повтори» Блоки слогов: па-па-па; пе-пи-пя та-та-та; то-та-ту. Пары слов – мишка – мышка,коза – коса, зуб – суп и т.д.

«Четвертый лишний» (звуки, слова)                                                                              а – а – а - о; у – у – и - у и т.д.                                                                            Корова – корова – дрова  -  корова.

«Гласные – согласные» (фишки – синие, красные). Логопед произносит звуки, а дети показывают фишки в соответствии с характеристикой звука.

«Раскрась (назови предметы, в названии которых слышится звук (….). (раздаточный материал)

«Какая картинка лишняя?) (раздаточный материал)

«Найди на картинке слова, где слышится звук (…) (раздаточный материал).

  1. Фонематический анализ и синтез.

Цель: Дать детям практическое представление о том, что слова состоят из звуков; звуки могут находиться в разных позициях; звуки в словах находятся в определенной последовательности.

                              Анализ слова

                                     Звук в начале слова

 «Назови картинку»  - Дети должны назвать картинки, где находится заданный звук.

 «Какое слово задумано?» (картинки) Логопед показывает картинку и говорит: - Это - …омашка.  Дети исправляют. Логопед: ну я и говорю ….омашка. Дети: Неправильно. Логопед: А почему у меня так получается? Дети: Вы не произносите первый звук (Р). Логопед: Вот оказывается как важны звуки. Первый звук не произнесла и слово не получилось.

«Рыбки». Дети встают в круг и передают рыбку. По сигналу стоп, логопед называет слово, а ребенок у которого осталась рыбка в руках, называет первый звук с которого начинается слово.

«Собираем слова» Дети передают игрушку по кругу. По сигналу останавливаются и тот у кого в руках игрушка должен придумать слово с заданным звуком.

«Домик» (домик и картинки по теме «Животные»). – В этом домике будут жить животные, в названии которых слышится звук (…). (звук может находиться в любой позиции).

«Мамина сумка» Учить детей определять первый звук в словах. Логопед просит догадаться какие мама купила вещи в магазине в которых из них есть первый звук (…).

«Придумай имя» (которое начинается со звука (….)

«Лото» (у детей полоски с картинками и фишки). У кого название предмета начинается со звука (…) положите на картинку фишку.

«Придумай слово» - придумать слово, которое начинается со звука заданное логопедом.

«У кого?» (картинки с определенным звуком в начале слова). У кого название предмета начинается со звука (….)?

«Найди картинку» - дети находят картинку с заданным звуком в начале слова.

«Ромашка»                                                                                                                      Вариант 1.Дети собирают ромашку с гласным звуком в начале слова;                                                          2. Собирают 2 ромашки с разными гласными звуками в начале слова;                               3. 2 ромашки с разными согласными;                                                                                  4. 2 ромашки (один звук по мягкости и твердости звуков)

«Четвертый лишний» (4 картинки, 3 – с заданным звуком в начале слова, 1 – где нет заданного звука).

«Имена» Слова: Тоня, Оля, Тома. Как звать девочку если мы знаем, что звук (О) находится в начале слова.

 «Кто быстрее соберет вещи» (2 чемодана).  «Магазин» (полочки)                                                              С заданным звуком в начале слова:                                                                                                                                      (С) – свитер, сарафан, сапоги, сандалии. (Ш) -  шуба,  шапка,  щляпа,  шарф, шаль; (П) – пальто, платье, платок, панама (Б) – брюки, безрукавка, блузка, ботинки; (К) – куртка, костюм, комбинезон, кеды, колготки, кепка, (Т) – тельняшка, трусы, туфли, тапочки.

Предложить пройти и купить по 3 вещи с каждой полочки. Купленные вещи дети разлаживают и называют, выделяя первый звук.                                                  Второй вариант (заданный звук в разных позициях)

«Узнай звук»        Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. Карточки со словами для воспитателя.        Логопед  называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»         Развитие умений выделять первый звук в слове.        Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. Логопед загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

«Сигнальщики» Логопед называет слова и если есть звук (А), поднимают соответствующую букву, если (О) – то букву – О.

«Улитка» (фишки, лист ватмана, с нарисованной улиткой, кубик). Дети бросают кубик, отсчитывают нужное количество «шагов», ставят фишку на соответствующую картинку на игровом поле и называют ее, отмечая какой звук слышится в начале слова. Выигрывает тот, кто первый доберется до центра.

«Разложи картинки по группам»

«Поезд» (3 вагона). Вариант 1 Рассади  животных по вагонам.  (с заданными звуками).                                                                                                                                           2. Загрузи вагон вещами.

«Кому что подарили?»  (нарисованные две девочки) Дети разлаживают картинки по первым звукам имен.

«Кому отдашь картинку» (нарисованные девочки) Девочки разлаживают определяют первый звук имен (мягкий и твердый н-р Маша и Мила) и разлаживают картинки.

                                       Звук в конце слова

«Подскажи звук» (картинки  - звук в конце слова).  Логопед: котено… Дети (К). Логопед: И получилось слово? Дети : котенок.

«Покажи картинку» Логопед разлаживает картинки, а дети выбирают картинки с заданным звуком в конце слова.

«Четвертый лишний» - (раздаточный материал)

                                  Звук в различных позициях.

«Где звук?»        Развитие умений определять, где находится звук. Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова). Логопед: Я буду называть слова, а вы если услышите Звук (А) в начале слова, то ставьте фишку в первую, если в конце, то в последнюю, если в середине, то в среднюю. (называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук и отметить на схеме).

«Где спрятался звук?»        Развитие умения устанавливать место звука в слове.У логопеда - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. Логопед  показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Где звук?» - показ готовых схем.

«Подбери картинки к схемам»  «Придумай слова к схемам» (готовые схемы). «Разложи картинки» (схемы) Дети под схемы определяют местонахождение заданного звука и разлаживают под соответствующей схемой.

«Назови звук» логопед предлагает слова и спрашивает какой звук первый? Какой последний?.

«Где находится звук? (раздаточный материал)

«Назови картинку, определи где звук»  (раздаточный материал)

«Определи где звук» (пособие).

Пособия: «Поезд», «Тарелочки», «Корзинки», «Ведра», «Полочки».

 Дифференциация гласных и согласных; согласные по характеристикам.

«Найди место»        Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»        Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.        Дети делятся на несколько групп. Каждой группе логопед предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»         Закрепление знаний о гласных звуках.        У воспитателя – предметные картинки.        У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»        Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.        Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

 «Найди картинке место» Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.        Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. У логопеда на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд» Развитие умения выделять гласные звуки.        Поезд с буквами, предметные картинки. Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»        Развитие умения определять наличие звука в слове.Домик, набор предметных картинок.        В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

                    Последовательность и количество звуков.

«Отгадай, какие звуки произнесу». Выдели голосом какой первый, второй.

«Звукобуквенный анализ (АУ)» (удетей прямоугольник, разделенный на 2 квадрата; фишки красного цвета; буквы).                                                                         Как люди перекликаются в лесу? Произнесите слово (АУ), чтобы было слышно первый звук – ааа-у. Назовите первый звук. Покажите в какую клеточку вы положите фишку, если звук (А) первый? Произнесите слово (АУ), чтобы было слышно второй звук - а-уууу.  Назовите второй звук. В какую клеточку поставите фишку? Почему? Какой первый звук? Второй? Замените фишки буквами, которыми они обозначаются. Сколько звуков? Сколько букв? Поменяйте буквы местами. Прочитайте что получилось. Одинаковые ли слова? Почему?

«Звукобуквенный анализ слога (АН) (НО) (ВАМ). Назовите первый звук, второй. Найдите буквы обозначающие эти звуки. Поставьте в клеточки. Сколько звуков? Какой первый? Второй? Поменяйте буквы местами. Что получилось? Какой первый звук? Второй? Что обозначает слово – НА?

«Звукобуквенный анализ слов (МАК, КОМ)» Угадайте какой звук произнесу? Положите перед собой букву – М.Угадайте какой звук произнесу? (А). Положите справа от себя букву – А. Прочитайте что получилось? Угадайте какой звук произнесу? Положите справа букву – К. Прочитайте что получилось? (МАК). Что обозначает слово МАК? (цветок). Замените букву – А на  букву – О. Поменяйте местами первую и последнюю букву. Прочитайте что получилось? (КОМ). Что обозначает слово КОМ? Слова получились одинаковые? Почему?

«Звуковой диктант» Дети выполняют полный звуковой анализ слов; составляют условно-графическую схему; заменяют фишки буквами.

«Прочитай слово»  На доске геометрические фигуры, внутри которых написаны буквы. Во втором ряду нарисованы фигуры в определенной последовательности, чтобы получилось слово, когда поставят фигуры с буквами. Логопед предлагает прочитать «зашифрованное» слово.

«Прочитай слово» (во втором ряду вместо фигур цифры).

«Пирамида». Дети строят пирамиду из слов по количеству: верхний ряд- 2 звука; средний – 3 звука, нижний  - 4 звука.

                              Синтез слова.

«Включи телевизор» «Что показывают по телевизору» (нарисованный телевизор, кармашек для вывешивания картинок; кармашек для букв; картинки для экрана). Дети составляют слова по первым или последним звукам картинок.

«Как их зовут?» - Отгадывают имена по первым или последним звукам картинок.

«Угадай слово». Логопед: Если звуки встанут вместе, то получатся слова. (и стучит о пол мячом на каждый звук слова (К) (О) (Т), затем бросает мяч ребенку, ребенок должен назвать слово.

«Звуки поссорились» «Угадай слово» Логопед произносит слово по звукам (с паузой). После того, как ребенок назвал слово, получает соответствующую картинку.

«Что на обед» (в тарелке) – суп, каша, пюре. (в стакане) – чай, кофе, сок.

«Живые звуки». 3 ребенка  выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки, дети по очереди произносят звуки, а остальные дети называют получившееся слово.

«Шифровальщики» Назвать два звука с паузой, дети находят буквы обозначающие эти звуки, положить перед собой и прочитать звукосочетания. Далее используются односложные слова.

  1. Слоговый анализ и синтез.

Цель: Дать практическое представление, что слова состоят из слогов; формировать умение определять количество слогов в словах; Делить слова на слоги.

«Телеграф» Логопед: На почте есть телеграф, он передает телеграммы. А знаете как передаются слова? Телеграфистка на специальном аппарате отстукивает слова, а в другом городе их принимают. Сейчас мы с вами поиграем в слова. Я буду называть слова, а вы их по очереди передовать в другой город (отстукивать) (воспитатель называет слово, сопровождая его хлопками). Двусложные – односложные – трехсложные – четырехсложные.

«Раздели слово ладошками» У каждого предмета есть свое имя – слово. Слова бывают длинные и короткие. Короткие слова не делятся на части и состоят из одной части. Длинные слова делятся и состоят из двух, трех, четырех частей. Мы будем делить слова на части хлопками:                                                 Со словами мы играем слова на части разделяем. (после каждого слова спрашивать детей Сколько частей в слове).                                                                         Затем деление слов ножками, кулачками, миганием и т.д.

«Закончи слово» Дети становятся в полукруг. Логопед: Сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч и назову первую часть слово, а вы должны бросить обратно мяч и закончить второй частью слова.               В конце игры: Мы с вами называли слова состоящие из двух частей. Длинные они или короткие?

«Какое слово длиннее?» Отхлопать количество слогов в двух словах и спросить какое слово длиннее?

«Сколько слогов?» (Фишки). Логопед называет слово и отстукивает его, дети должны выложить фишками количество слогов.

«Сколько слогов?» (готовые схемы).

«Магазин» Вариант 1.(выставляется разный товар) - Задание: купи предмет, слово которого состоит из двух частей; трех; четырех.                                                     2. Разложить товар по полочкам.

«Пирамида» - Будем составлять пирамиду из слов. В нижний ряд будем составлять картинки названия которых состоит из трех частей и т.д.

«Наполни корзину» (плодами, грибами, цветами) (нарисованные три корзинки).

«Поезд» (3 вагона). Вариант 1 Рассади  животных по вагонам.                                                          2. Загрузи вагон вещами.

«Разложи цветы в вазы» (нарисованные три вазы с кармашками для вложения картинок).        Развитие умение определять количество слогов в слове.        Предметные картинки (цветы).        На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»        Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. Логопед говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Загони машины в гараж» (строятся гаражи и загоняются машины по слоговому анализу).  Джип, москвич, жигули и т.д.

«Чудесный мешочек»        Развитие умений делить слова на слоги.        Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.        Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»        Развитие умения определять количество слогов в слове. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. Логопед раскладывает на столе игрушки и   предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Тарелочки» (разложить продукты, овощи)

«Книжки» (разложить слова по книжкам)

«Ведра» (разложить ягоды).

«Молчанка»        Развитие умения определять количество слогов в слове.Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). Логопед называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Логопед  дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»Развитие умения слышать слог в слове.        Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.        Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

 «Загадка»        Закрепление умений выделять ударный слог.        У воспитателя карточки с загадками и отгадками.        Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки где один слог; Два слога; три слога; четыре слога.

«Назови слово» Слова произносятся по слогам с паузами между ними.

            Слог, как часть слова (для читающих детей).

«Шифровальщики» Вверху геометрические фигуры с написанными  на них слогами. Внизу такие же фигуры но без слогов. Дети выставляют фигуры в определенной последовательности, как в верхнем ряду и читают слова.

«Перевертыши»        Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        Карточки со слогами у каждого ребенка.        Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились.

«Собери слова»        Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        Карточки со слогами.        Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова.

«Домино»        Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.        Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»        Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.        Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.        Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.

«Цепочка»        Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.                Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку.

  1. Анализ предложения.

Цель: Дать представление, что предложения состоят из слов; формировать умение определять количество слов в предложении.

«Слово – предложение». Логопед называет слова или говорит предложение. Дети если услышат предложение – хлопают, если слово – топают.

«Закончи предложение» (рифмовки).

«Бывает или не бывает» Логопед: Я буду произносить предложения, а вы будете говорить «так бывает» или «так не бывает». Например, Волк испугался зайца. «так не бывает». Коля ест грушу. «так бывает».

«Дополни предложение» (с использование картинок).

«Доскажи словечко» (раздаточный материал) Дети заканчивают предложение и рисуют предмет.

«Придумай предложение по картинкам» (демонстрационный материал)

«Кто лучше» Логопед предлагает детям сами составить предложение. Обратить внимание, что предложения бывают длинные и короткие.

«Составь предложение» Логопед демонстрирует различные действия с предметами и предлагает составить предложение. Логопед: Ставит чашку на стол и спрашивает:  это что? (чашка) Чашка что делает? (стоит). Мы составили с вами предложение из двух слов. Какое первое слово? Второе?

«Расскажи о предмете» В предложении сообщается о чем идет речь. Сейчас мы с вами будем рассказывать о предметах. Показ предмета : Это что? (пирамидка). Какая она? (пластмассовая) Что она делает? (Стоит). Вот мы с вами и рассказали о пирамидке предложением. Чтобы узнать сколько слов нам нужно их сосчитать, а чтобы не забыть мы будем каждое слово отмечать фишкой. Это что? (кукла) – ставит фишку. Кукла какая? (красивая) – ставит фишку. Что делает кукла? (сидит) – ставит фишку. Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье?.

«Сколько слов» Дети считают слова и выкладывают фишками.

«Из чего состоит предложение?» (из слов) Слова мы будем отмечать полосками.  Показ картинки: Что делает мальчик: Мальчик идет. Какое первое слово?  (Мальчик) Предложение пишется с большой буквы. Первое слово (мальчик) мы обозначим полоской с левого края которого находится уголок), потому что предложение начинается с большой буквы. Какое второе слово? (идет). Слова пишутся раздельно, найдем полоску и обозначим слово (идет) полоской. В конце предложения ставится точка, она говорит о том, что слов в предложении больше нет и предложение закончилось.

«Дополни предложение» (по картинкам).                                                                                Уля ест мороженое. (составление схемы).                                                                       Бабушка купила конфеты. (составление схемы)                                               Дедушка сидит на диване. (составление схемы)

«Покажи схему». Логопед говорит предложение, дети показывают готовую схему.

«Составь схему» Логопед говорит предложение, дети за столами составляют схему предложения.

«Составь схему» Логопед раздает детям картинки и предлагает составить предложение. Дети самостоятельно составляют схему своего предложения и анализируют его.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-БАРГУЗИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Рассмотрено                               Согласовано                                                           Утверждено

На заседании педсовета            старший воспитатель                               Заведующий МДОУ

 Протокол № ____                      _______Михайленко Н.Н.                детский сад «Солнышко»

  «___»____2011г.                       «___»_______2011 г                  _________ Миронова Н.И.

 Приказ № ___ от «__»__2011г.  

                                  Парциальная программа

                                        Евдокимовой Анны Юрьевны

                                        I квалификационной категории

                                                по обучению грамоте

«Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного                    возраста средствами развивающих игр и упражнений»

                         «В гостях у звуков»

                                           

                                             п. Усть-Баргузин 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Парциальная программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «Слова, слоги, звуки, буквы». Н.П. Забодаева

    Содержание Программы ориентировано на формирование зву­ковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обу­чения грамоте дошкольников 5-7 лет.    С...

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв»

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв» является универсальной и может использоваться, как для подготовки к обучению...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.

Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.Задачи:1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.2. Учить детей правильно и чи...