Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусейханова Камилят Гаджимагомедовна

Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

Задачи:

1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.

2. Учить детей правильно и чисто произносить все звуки родного языка. 

3.Различать гласные и согласные звуки на слух. 

4.Развивать речевой аппарат и внимание детей. 

5. Расширять и уточнять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.

 Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.

Задачи:

1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.

2. Учить детей правильно и чисто произносить все звуки родного языка. 

3.Различать гласные и согласные звуки на слух. 

4.Развивать речевой аппарат и внимание детей. 

5. Расширять и уточнять словарный запас детей.

Ход занятия.

I Логоритмика

Пальчиковая игра «Кулачок»

Как сожму я кулачок, (вытянуть руки вперед, сжать ладони в кулачки) 

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх) 

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук !(три удара кулаками друг о друга) 

Да-да-да, да-да-да ! (три хлопка в ладоши)  

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

2. Развитие фонематического слуха

-На прошлом занятие мы с вами слушали звуки леса.

-Сегодня я предлагаю вам послушать другие звуки и угадать, кто их издает.

Слайд 1

Изображен шмель , шмель жужжит (дети не видят картинку)

Слайд 2

Изображен кузнечик , стрекочет кузнечик (дети не видят картинку)

Слайд 3

Изображена лягушка , квакает лягушка (дети не видят картинку)

3. Звуки гласные и согласные.

1. Игровое упражнение «Назови первый звук»

Воспитатель предлагает детям взять карточку с изображением предмета и назвать первый звук в его названии (звуки гласные)

-Как называются звуки, с которых начинаются эти слова? (гласные)

-Какие звуки называются гласными? (ответы детей)

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.  (В. Берестов)

                 

2. Знакомство с понятием согласные звуки.

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте про них сказку.

Сказка о согласных звуках

"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А»«О»«Э»«У»«Ы»«И», а вместе их называли — "гласныезвуки, У гласных звуков были звонкие , голоса, и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. "Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

 "П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку. "Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "СогласныСогласны!" — закричали звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

-Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные)

Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, 
Но не можется им петь .

Педагог: Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? 

Дети: встать рядом и петь вместе

Педагог: Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]? (Педагог пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.)

Педагог: Угадай, какие звуки теперь поют? (Педагог пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.)

4. Игровое упражнение «Гласный или согласный»

-Я буду называть слова, а вы, если слово начинается с гласного звука, будите показывать мне красный кружок, а если с согласного — синий кружок. (У каждого ребенка в руках по два кружочка — красный и синий)

улыбка, этажи, игра, смех, радость, авария, здоровье, группа,

5. Рабочий лист

-Рассмотри картинки, выполни задание.

Обведи картинки, названия которых начинается с гласного звука,

 красным карандашом, а с согласного — синим карандашом.https://lh4.googleusercontent.com/J_28CmqbAzwujHm-pdSAYncrqzc9KP5_MTxIEiNilhN3aktbZL1nOj59TDVjuVO6R44qdOl29TlxdcXPA96nlp8IC24MU4ojaa-1xgqoEAqKAPL5FzAj2zW3X19FG1pKrZCLFRSA58UbGEqJtAhttps://lh4.googleusercontent.com/aixCXS4fHJbLTyPWSbnhm55Sodwbk6VEk_T-pLJ_WZwRmXFEjKZ75CvSZAIgSPcZ5LpqUUtXr8_q8lsFIMxYdVINPzZhLpdI4EkfwBn1BkMoF_pEmgpqU3nCCB25zxx9boeuGvDjqgCDKRQwkQ

https://lh5.googleusercontent.com/eHtiz7rqXHjJehUY_on2zxRcgGhVzeEaFf0v5rJMaE854o9hDcseRDiQaj4QnFT4oxOZ5hG-dkmR9wzH_WI2vrWBBzDvb-0pqJKH46cTbvYWiSMIkymr53J397g026xFTGhxZsN9A3X4yj9azQhttps://lh5.googleusercontent.com/-p2R2UbzHEgGycaJGO372Tl6M0RNHBpltIZBlyhRLw0VtjBDH-rCHneO_DkpvQtvLNyFTHz_XuOHGrl0ImE4eJQ3cSfBc_b3XShLZ9pVPbP--ASPbg7cvqblw6Oz7-PGdj3-JAjjdQGMdEHegA

https://lh3.googleusercontent.com/bTqU6bhbD7z3gJJ6ZwyEbyLVZhQWvntWVwpIGQ2wPDich2SWCFqWt9GDcRfuxZp4dUfky_xNKePq24KaCzYKRLjjGPMYYPyFLgIC75l8rmDpAuS7WAAIJ654IymZ-khc0l6CErC27hsO9GTKSw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Конспект занятия по обучению грамоте "Учим гласные и согласные звуки вместе с Машей"

Дети учатся различать гласные и согласные звуки, наблюдая за своим голосом, упражняются в умении подбирать слово на заданную схему, а также упражняются в умении  проводить звуковой анализ слова....

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...