Логопедический досуг с элементами театрализации «Друзья спешат на помощь для детей с ОНР
материал по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

Актуальность

  • Реализуется  комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
  • Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
  • Проблемная ситуация  решается  разными способами;
  • Упражнения образовательной кинезиологии способствуют  усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon druzya_speshat_na_pomoshch.ppt2.38 МБ
Microsoft Office document icon druzya_speshat_na_pomoshch.doc354.5 КБ
Файл kartochki_po_artikulyatsii.docx291.84 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                         

ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

 Логопедический досуг с использованием театрализованных игр

 (старший дошкольный возраст)

         Цели:

  • Систематизировать представление детей об окружающем мире (сезонных явлениях, об одежде, обуви, головных уборах, животном мире и особенностях обитания диких и домашних животных);
  • Расширить предметный словарь детей по изученным лексическим темам;
  • Совершенствовать  грамматический строй речи;
  • Доставить удовольствие детям.

Актуальность

  • Реализуется  комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
  • Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
  • Проблемная ситуация  решается  разными способами;
  • Упражнения образовательной кинезиологии способствуют  усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).

Предварительная работа

  • Изучение лексических тем  «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Зима».
  • Чтение художественных произведений Е.И.Чарушин  «Волчишко и др»,  «Про Томку»,  М.М.Пришвин «Ежик», В.Бианки «Первая охота», сказки «Три поросенка»  С.В.Михалкова, «Заяц и еж», «Волк и лиса» бр.Гримм, «Медведь и солнце» Н.Сладкова.
  • Рассматривание иллюстраций художников И.Э Грабаря, И.И. Шишкина в альбоме Н.В.Нищевой «Четыре времени года».
  • Систематическое проведение упражнений по образовательной кинезиологии.
  • Систематическое проведение социоигр «Человек к человеку», «Четыре стихии», рус.нар.игр  «Улиточка», «Маланья».

Материалы и пособия: 

  • контуры зимних деревьев, вырезанные из картона¸ фанеры, пенопласта;
  • мягкие модули («сугробы»)
  •  картинки  с изображением теплых вещей:  «шуба», «валенки»
  • разрезные картинки (на каждого ребенка), целая картинка разрезана на 5 частей

( шуба, валенки);

  • шапочка «сороки», маски «белых медведей» (5 шт);
  • картинки-схемы артикуляционных упражнений;  
  • клубок с нитками;
  • детская рукавичка;
  • кусочки ваты;
  • голубой фонарь (голубая электрическая гирлянда);
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • презентация к занятию с «озвучкой».

Сценарий досуга

Часть группового помещения оформлено как  «зимний лес».

Логопед  с детьми в другой половине группового помещения, где находится проектор и экран.

  1. Мотивационно-ориентированный этап

Логопед загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром.

Правильно, это зима! Ребята,  а вы заметили, что и к нам в город пришла зима?

слайд  1 «Зима в городе» (звуки шума города)

Как изменился город? (Он стал белым:  на крышах и на деревьях лежит снег, на земле - белые сугробы)

А как изменилась одежда людей? (Люди надели шапки, пальто, шубы, теплые штаны, сапоги, валенки, шарфы)

Почему люди так одеты? (Потому что на улице холодно,  и люди, чтобы не замерзнуть,   одеваются тепло)

Люди не мерзнут в теплой одежде, а животные зимой?   (они мерзнут).

Все животные мерзнут? (домашние животные  не мерзнут).

Как домашние животные  спасаются от стужи? (домашние животные живут под защитой  человека, в теплых специальных помещениях).

 Кто помнит,  как называются эти помещения? (коровы живут в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, овцы – в овчарне и т.д.)

Слайд  2  «Дикие животные зимой»

А что  делают дикие животные для того, чтобы не мерзнуть? (они  «меняют» летние шубы на зимние).

Логопед: Где обитают дикие животные? (в лесу)

Давайте, вспомним,  как называются жилища у лесных зверей? (волк – в логове, лиса – в норе, медведь спит в берлоге, белка – в дупле и т.д.).

Логопед: Ребята, представьте себе зимний лес! Как вы думаете, красиво  зимой в лесу?

Вы хотели бы попасть в такой лес и  посмотреть, что там происходит зимой? Не страшно?

Тогда закройте глаза и вместе произнесем волшебные слова:

 «Раз, два, три - повернись, в лесу зимнем окажись!»

(выключается свет, зажигается голубая подсветка – гирлянда.  Дети переходит в зону «зимнего леса»).

Слайд 3  «Зимний лес» (звуки зимнего леса: звук дятла + нежная мелодия)

Логопед: Попробуйте рассказать о том, что происходит сейчас на зимней лесной полянке! ( Все покрыто белым снегом. Не слышно никаких звуков, кроме стука дятла. Солнце искрится в снежинках. Зверей не видно, только цепочка следов говорит нам о том, что здесь пробежал заяц, а за ним  кралась  лиса).

Логопед: Здесь,  действительно, красиво, но  как  холодно! Давайте,  погреемся! (дети разводят руки в стороны, а затем обнимают себя, скрещивая руки на груди, чередуя руки: то правая сверху, то левая;  а теперь погреем уши и нос, они тоже замерзли – упражнение «ухо-нос») 

Теперь можно идти  дальше.

(Под мелодию со слайда)

Зайка скачет по кусточкам,                                скачут на обеих ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,                                 прыгают, сложив руки перед грудью

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка-косолапый,                                 идут вперевалку

У него кривые лапы.

Смелый зайка не боится,                                бегут по кругу, виляя «хвостом»

Не поймать его лисице.

Логопед: Ох, как мы устали!

Где ж такое место есть, чтоб могли бы мы  присесть?  

Но все же, кажется, нашли - ведь  не зря,  же  в лес пошли!

(дети садятся на мягкие модули, оформленные под «сугробы»)

Свет зажигается, но не весь.

Слайд 4  Сороки (звук стрекотанья Сороки)

Логопед: Вижу я: летит Сорока,

по прозванью - Белобока.

Закричала-затрещала:

Сорока (ребенок):

 «Три сороки - тараторки тараторили на горке»

Логопед: Давайте поиграем с сорокой? Повторим ее скороговорку сначала шепотом, потом нормальным голосом, а потом громко! «Перетрещим»  сороку! Хотите? (да)

Дети: 

Три сороки-тараторки тараторили на горке!

Логопед:  Ой-ой, хватит вам трещать!

Сорока! Начинай вещать!

Расскажи-ка  лучше о лесных новостях.

Сорока:

Старый филин прочел в толстой книжке,

Что на Севере живут белые мишки!

От мороза они дрожат

И зимой, говорят, не спят!

А чтобы не замерзнуть, делают гимнастику!

Вот такую! Я покажу!

(показывает детям карточки)

__38644 __64059     __45202        

«Улыбочка - трубочка»                        «Блинчик»                        «Чашечка»

__42884       __10048        __55763

«Вкусное варенье»                           «Качели»                                        «Дятел»

Логопед: Бедные мишки! Им так холодно! Некому о них позаботиться!  А как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым? (ответы детей)

Если человек заботится только о себе, сможет ли он быть по- настоящему счастливым? Почему? (ответы детей)

Что произойдет, если ваши родители  будут заботиться только о себе? (ответы детей)

Трудно быть заботливым? Почему? (ответы детей)

А можно быть заботливым хозяином? (ответы детей)

А можно быть заботливым по отношению …  к своим вещам? (ответы детей)

Вы знаете, как  нужно заботиться о своей одежде? (ответы детей)

А как мы можем позаботиться о замерзающих мишках? (варианты ответов детей).

 Логопед: Правильно! Надо взять  теплые вещи и доставить их белым медведям!

Чтобы быстрее это сделать, нам надо объединиться в команды.

 Объединение в команды:

На ковре в стороне лежат разрезные картинки на каждого ребенка. В собранном состоянии их  две. Дети по картинкам объединяются в две команды, составив из карточек  предметы:

1 команда -  шуба,  

2 команда - валенки

Каждая команда договаривается, где они сядут и начинают обсуждения. Вопрос к командам одинаковый:  как надо заботиться о данном предмете одежды. Ребята договариваются, кто будет отвечать после обсуждения.

После ответов команды получают целую картинку предмета одежды.

Логопед: Да, вас можно назвать заботливыми, потому что вы умеете заботиться  о вещах, и о бедных белых мишках!

Но как же мы попадем на Север?

Залетает Сорока (ребенок)

Сорока:  (говорит быстро)

А я вам принесла волшебный клубочек. Мне моя бабушка сказала, что  его надо размотать, но при этом, что-то говорить, а там что-то случится волшебное, но я не дослушала и полетела, поэтому не знаю, что будет дальше!

Логопед:  Какая же ты невнимательная! Но мне кажется, я знаю,  как нам помочь!

Чтобы преодолеть холодные снега, нам надо подобрать слова-родственники к слову «снег».

 Мы будем передавать друг другу этот волшебный клубок, при этом разматывая его, и будем называть слово-родственник,  а чтобы наша волшебная нить распускалась быстрее, надо всем встать в круг (все дети встают в круг).

(Снежок, снежный, снежинка, снегирь, Снегурочка, снеговик, заснеженный, подснежник, снегоход, снегопад).

Логопед: Но вот,  клубок распустился: а в нем… волшебная  рукавичка!  

Я вижу, у вас замерзли руки! Я буду давать каждому из вас рукавичку, и вы согреете свои руки. Поиграем в игру «Скажи все наоборот».

 В шапке тепло - в панамке … (холодно)

Осенью теплее - зимой…(холоднее)

Ворона большая - воробей…(маленький)

Сосна справа - береза…(слева)

На деревьях ветки длинные - на кустах…(короткие)

Лисичка идет - зайчик …(прыгает)

Зимой елка пушистая - а береза…(голая)

Днем в лесу светло - ночью…(темно)

Река широкая - ручей…(узкий)

Логопед: А вьюга разыгралась не на шутку!

(Выключается свет, опять голубая подсветка)

Физминутка:   упражнение на дыхание: предлагает детям кусочки ваты, дети стараются дуть так, чтобы ,  «снежинки» не опускались на пол)

Логопед:

Снегопад в лесу прошел -

Все кругом бело.

Словно пухом из перины,

Землю замело!

Стало все вокруг бело!

Поиграем со словом «белый»? (поиграем)

У меня варежки белые.

 Света, а у тебя какая куртка? - …белая

А у Ильи какие сапоги? - …белые

(вопросы детям: дуб какой? - белый, снег какой? - белый, ветки какие? - белые,  дорога какая? - белая,  река какая? - белая, озеро какое? - белое, елки какие? - белые, поле какое? - белое).

Слайд 5 Север (звуки пурги)

Логопед:  Вот мы и на Севере! Какие сугробы! Нам нужно их преодолеть! (дети идут по кругу: упражнение  «Перекрестные марширование»)

Пока дети шагают,  педагог надевает шапочки-маски  на «белых медведей» (5 детей)

Слайд  6 «Белые медведи»

Логопед: Наконец-то мы и дошли до  наших друзей, белых медведей! Покажите, какие вы  грустные! (дети - «медведи» показывают своим лицом грусть).

Ребята, а вы улыбнитесь нашим новым друзьям (все дети улыбаются), отдайте ваши подарки (картинки) и выскажите ваши пожелания!  (будьте здоровы, не болейте, живите долго, мы вам всегда поможем, берегите себя, закаляйтесь, чтобы не болеть).

Логопед: А теперь можно и поиграть всем вместе , чтобы согреться!

Игра «Дети-медведи»

 (Дети договариваются с «белыми медведями»,  кто с кем будет в паре, затем «белые медведи»  встают во внутренний круг, «дети» - во внешний. Под  музыку «Как на тоненький ледок…» оба круга двигаются в разных направлениях. Музыка прекращается, напарники должны найти друг друга и выполнить указание: «Дети-медведи встали спиной!», затем указания меняются: «Встали правая рука к правой руке… левое плечо к левому плечу… правая нога к правой ноге… лоб ко лбу»  и т.д.)

Логопед: Вам весело  было играть с друзьями?  Но, к сожалению,  нам пора возвращаться в детский сад.  Может нам  вместе сфотографироваться на память? (« фотографирует»). 

А теперь нам надо прощаться  с новыми друзьями! В детском саду напечатаем фотографии и пришлем нашим новым друзьям - белым медведям.

«Раз, два, три повернись - в своей группе окажись!»

Гаснет свет. Звучит музыка.  Дети переходят в учебную зону.  

Слайд  7 «Детский сад»

В группе включается свет.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Логопед:  Ребята! Где мы сейчас с вами были?

Кому помогали?  

Что можно сказать о нашем поступке?  

А как понять поговорку: «Доброе дело - что дождь в засуху»?  

Вам приятно было делать хорошее дело?

А теперь начнем изготавливать  фотографии, мы ведь обещали выслать их на Север  нашим друзьям!

Переход к рисованию или лепке белого  медведя(по желанию детей).

Литература:

  1.  Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2002.
  2.  Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Логопедические упражнения», С-Пб, «Литера», 2011
  3. М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий», М., «ТЦ СФЕРА», 2010
  4. Л.В.Лубяко  «Театр Маленького Актера» - конспекты занятий по актёрскому

мастерству», общероссийский фестиваль «Открытый урок», издат.дом «1 сентября», М., 2012



Предварительный просмотр:

__38644

__64059

__45202

__42884

__10048

__55763


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Друзья спешат на помощь»

Развили формирование представления о предметах, умение выполнять действия с предметами. Вызвали радость от общения....

Физкультурный досуг "Друзья спешат на помощь"

Физкультурный досуг, путешествие в сказочный лес, предназначен для детей старшей группы....

«Колобок и его друзья спешат на помощь». Сказка в стихах для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Береги природу!"

Сценарий сказки в стихах для детей старшего дошкольного возрста с нарушениями речи (ОНР, ТНР). В рамках проекта "Береги природу". Соревнуются две команды детей ....

Методическая разработка спортивного досуга «В гостях у сказки. Спасатели спешат на помощь !»( для детей старших и подготовительных к школе групп).

В спортивный досуг включает в себя разнообразную двигательную деятельность детей : упражнения, эстафеты, ритмопластику, а также сюрпризные моменты. Особенность досуга в том , что он предполагает самос...

"Друзья спешат на помощь" Занятие по обучению грамоте и формированию звуковой культуры речи у детей с ТНР.

Закрепить и активизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний дете...