"Друзья спешат на помощь" Занятие по обучению грамоте и формированию звуковой культуры речи у детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Закрепить и активизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний детей о звуках: гласный, согласный твердый (мягкий), их характеристикой по акустическим  и артикуляционным признакам; закрепление понятия – слово; закрепление навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о словах - предметах, словах - признаках, словах - действиях;  закрепление понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог), умение составлять предложения с предлогами и выкладывания  схемы предложений; совершенствование навыка звукобуквенного разбора слов, умения подбирать слова к заданной звуковой схеме; закрепление образа букв, навыка чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_speshat_na_pomoshch.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи

Учитель-логопед  Хохлова Елена Юрьевна

Тема: «Друзья спешат на помощь»

Цель: Закрепить и активизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний детей о звуках: гласный, согласный твердый (мягкий), их характеристикой по акустическим  и артикуляционным признакам; закрепление понятия – слово; закрепление навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о словах - предметах, словах - признаках, словах - действиях;  закрепление понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог), умение составлять предложения с предлогами и выкладывания  схемы предложений; совершенствование навыка звукобуквенного разбора слов, умения подбирать слова к заданной звуковой схеме; закрепление образа букв, навыка чтения.

Коррекционно-развивающие:  развитие связной речи, фонематического восприятия,  навыков звукового анализа  слов с построением звуковых схем, упражнение детей в определении места звуков в словах; развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, зрительной координации, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества при выполнении заданий, самостоятельность, активность, инициативность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материал и оборудование: экран, проектор, презентация по теме занятия, магнитофон, магнитная доска, маркеры, муляжи фруктов и овощей, корзинки (красная, синяя, зеленая), карточки с буквами (З, Н, А, Н, И, Я), звуковые квадратики и звуковые схемы, мяч, предметные картинки для называния слов (предметов, признаков, действий), слоговой поезд, картинки животных для слогового деления слов, наборы для составления схем предложений, схемы предлогов, раздаточный материал (карточки с заданиями), «буквы» для зрительной гимнастики, карандаши, указка.

Ход.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! К нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)

- Возьмитесь за руки и передайте друг другу ваше хорошее настроение.

Речедвигательное упражнение:

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты- мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.        

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Логопед: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Ответы детей:

- Пока человек учится, он идет к свету- развивается, а кто не учится, становится темным – глупым.

- Знания приносят человеку пользу, а безграмотному человеку трудно в жизни.

- Кто учится, тот все знает, а кто не учится, тот ничего не будет знать.

Логопед: Ужасное событие произошло в сказочной  Стране Знаний? Ребята, злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и наши друзей Звуковичков и спрятал в своем замке. Нам пришло звуковое письмо от злого Звукомора. «Дети, я освобожу Фею Грамоты,  только если вы выполните все мои задания. Но думаю, что вы с ними не справитесь,  и Фея Грамоты останется в моем замке навсегда»

Логопед: Ребята, как мы можем помочь Фее Грамоты и Звуковичкам и освободить их?

(Ответы детей: Мы можем правильно выполнить все задания).

Логопед: Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель, и помогут нам наши пальчики.

Пальчиковое упражнение «Портфель»

Семь вещей у нас в портфеле,

Есть альбом, и есть тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И Букварь – помощник наш.

(Дети выполняют пальчиковые движения в соответствии с текстом)        

Логопед: Злой волшебник Звукомор посылает нам испытания – задания. Каждое задание нам предложат буквы, из которых мы соберем слово и узнаем, что же на самом деле поможет освободить Фею Грамоты.

- Все задания под буквой З (буква вывешивается на доске), правильно выполненные, помогут нам освободить Гномиков Звуковичков.

1 задание: «Вопрос-ответ»

Отгадайте загадку:

       Один мягкий и свистит

       Другой твёрдый и шипит

       Третий вовсе запоёт

       Хоть кто его произнесёт…

Дети: Звук.

Логопед: Давайте вспомним, чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Назовите гласные звуки, не путайте с буквами.

Дети: (перечисляю) А, У, И, О, Э, Ы.

Логопед: Сколько гласных звуков?

Дети: Их 6.

Логопед: Почему они называются гласными?

Дети: Они тянуться, поются, во рту не встречают преград, воздушная струя свободно проходит.

Логопед: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Твердые и мягкие, глухие и твердые.

Логопед: Какие согласные звуки только твердые?

Дети: Ш, Ж, Ц

Логопед: Только мягкие?

Дети: Й, Ч, Щ.

Логопед: Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).        

Логопед: Вы правильно ответили на вопросы Буквоеда, и мы переходим к следующему заданию.

2 задание. Игра: «Разложи фрукты и овощи правильно» 

Логопед: Поможем Звуковичкам, разложим правильно фрукты и овощи по первому звуку в тарелочки (зеленую, синюю, красную).

(10 картинок): лимон, ананас, апельсин, персик, груша, слива, вишни, картофель, перец, помидор, киви.  

(Дети определяют и объясняют свой выбор).

3 задание: «Выложи слово». 

Логопед: Из звуков можно сложить целое слово. Выложите слово ЛИМОН (КИВИ) из звуковых квадратиков.

(Дети выкладывают звуковую схему слов, затем идет разбор; правильный разбор появляется на экране).

4 ЗАДАНИЕ. Игра с мячом  «Где спрятался звук?»

Логопед: Ребята, а какой звук вы слышите в слове ШКОЛА?

Дети: Звук Ш .

Логопед: Дайте ему характеристику. (Какой он?)

Дети: Звук /Ш/ согласный, твердый, глухой.

Логопед: Поиграем со звуком Ш. Я называю слова вы определяете, где в слове спрятался звук Ш:  машина, шапка, душ, мышь, шуба, малыши, камыш, шишка.

(Логопед называет слово, бросает детям мяч, ребенок определяет.)

Логопед: Мы справились с заданиями и освободили наших Гномиков Звуковичков.

(Гномики Звуковички появляются на экране)

Логопед: Переходим к следующему испытанию Звукоеда под  

Буквой – Н (буква вывешивается на доске)

Послушайте загадку.

        Звук я к звуку подберу

        И его произнесу

        Если буквы в ряд сложу

        То его потом прочту.

Дети: Слово.

Логопед: Какие слова отвечают на вопрос «КТО?», «ЧТО?»

Дети: Слова-предметы.

5 задание: «Подбери слово». 

Логопед: На столах у вас картинки, используя их, назовите:

слова – предметы…., слова – действия…, слова – признаки…

(Дети выбирают картинки и выполняют задание. Например: Слово- предмет-  РЫБА,  слово- действие – ПЛАВАЕТ, слово- признак – МОРСКАЯ и др.).

Логопед: И с этим заданием вы успешно справились.

6 задание: «Пассажиры в поезде» 

Логопед: Ребята, слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?

Дети: На части, на слоги.

Логопед: Как мы измеряем слово?

Дети: Хлопками.

Логопед: Следующее задание Звукомора.

Посмотрите, отправляется в путь поезд, помогите пассажирам занять места в вагонах. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог, во 2-ом – 2 слога, в 3-ем – 3 слога (картинки: кит, волк, белка, лиса, собака, корова, черепаха…) (Дети определяют, объясняют и «рассаживают» пассажиров в вагоны).

Логопед: Как можно ещё не отхлопывая определить, сколько слогов в слове? Дети:  «Сколько в слове гласных столько и слогов.

Логопед: Определите количество слогов, определив количество гласных звуков в слове:

Стол, столы, столики?

- Ну что ж мы справились и с этими заданиями? Переходим к следующему.

Отгадайте следующую загадку Звукомора.

       Много слов я соберу

       Меж собой их подружу

       Понятным будет изложение

       То получу я …

Дети: Предложение        

7 задание.  Буква – А. 

Логопед: Ребята, что можно составить из слов?

Дети: Предложение.

Логопед: Слова в предложении «дружат» между собой. Какие правила написания предложений мы знаем?

Дети: Слова в предложении пишутся раздельно, первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

Логопед: Какие маленькие слова – помощники (предлоги) могут встречаться в предложении? (Логопед показывает на схемы, а дети называют: в, на, над, по, под и т.д. Составьте предложения о БЕЛКЕ, используя слова – помощники. (1 предложение – дети выкладывают схему,  проводится анализ).

Логопед: С заданием вы справились. Предлагаю немого отдохнуть.

Динамическая пауза.

(Движения выполняются по тексту)

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два –сюда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху мы подняли.

Раз – присели, два – привстали.

На носочках побежали.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Логопед: И мы переходим к заданиям под  Буквой – Н.

Отгадайте загадку:

        Черные птички на белой страничке

        Молчат, ожидают, кто их прочитает…

Дети: Буква.

Логопед: Ребята, Звукомор хочет проверить как вы знаете буквы.

8 задание: «Найди букву».  

Нужно выбрать только буквы русского языка и обвести.

Р  А N К 7 …(индивидуальная работа, проверка логопедом)

-Вы правильно нашли все буквы.  

9 задание: «Какое правило?»

Логопед: Под буквой И следующие задания.

Вспомните, какое правило написание с буквами Ш, Ж вы знаете?

Дети: ШИ  ЖИ  пиши с буквой И.                          

Логопед: Прочитайте слова в каждом столбике и назовите слова, где есть данное правило.

ВАЗА                 ШУБА               ТЫКВА      

ШИНА              МЫШИ              ЖУКИ

ИГРА                 ЕЖИ                  КАМЫШИ

УШИ                 УЖИН                ВЕСНА

Логопед: Мы читали, и наша глазки устали, дадим им отдохнуть.

Упражнение для глаз «Буквы»

Дети буквы увидали,

Дети с буквами играли.

Буквы вправо полетели –

Глазки вправо посмотрели.

Буквы влево полетели –

Глазки влево посмотрели.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

И на землю улеглись.

Логопед: Мы приступаем к следующему заданию Звукомор . под Буквой Я

(буква вывешивается на доске).

10 задание: «Подбери звуковую схему к слову» 

Логопед: Вам нужно прочитать слово и подобрать к нему подходящую звуковую схему.

На доске 4 слова (дома, лиса, стол, лист) и 3 звуковые схемы. Дети определяют, какая схема подходит к какому слову,  и проводят стрелки.

Логопед: С заданием вы справились.

11 задание: «Поставь буквы правильно».

Логопед: Расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку, и прочитайте слово которое у вас получилось.

(Дети выполняют индивидуальную работу на листочках)

12  задание: «Зашифрованное слово».  (Картинки появляются на экране)   

Логопед: Давайте расшифруем слово. Назовите слова по порядку, определите, какая первая буква пишется в каждом из них. У вас на столе листочки, пишем зашифрованные слова по первым буквам слов и читаем, какое слово зашифровано.

(Например: Ведро, Ель, Стакан, Ножницы, Апельсин. Дети называют слово: ВЕСНА. Картинка- ответ появляется на экране).

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Звукомора. Прочитайте слово, которое у нас сложилось из букв. И скажите, что же нам помогло освободить Фею Грамоты?

Дети читают: ЗНАНИЯ.

Логопед: Мы действительно много знаем и умеем. Посмотрите, мы получили электронное письмо от Феи Грамоты.

(На экране появляется текст, который читают дети: 

Дети,  спасибо! Вы меня освободили.)

Логопед: Мы помогли Фее Грамоты освободится из замка злого Звукомора и вы обязательно встретитесь с ней в школе. Какие задания мы для этого выполняли? (Ответы детей)

Какие задания были легкими? А какие задания были для вас трудными? (Ответы детей).

В знак благодарности Фея Грамоты дарит нам книжки.

Подарки - книжки детям.

До встречи в Стране Грамоты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"

Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....

Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".

Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою р...

Формирование звуковой культуры речи у детей с 3 до 5 лет.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, гром...

Тема занятия: «Вини Пух в гостях у тетушки Совы». Вид занятия: Занятие по формированию звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

Данный конспект полезен для учителей- логопедов, рабюотающих с детьми ,имеющими ОНР....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Конспект индивидуального занятия в средней группе по формированию звуковой культуры речи.

Конспект индивидуального занятия в средней группе будет полезен учителям-логопедам при подборе материала на дифференциацию гласных звуков У - И, а также закрепление материала по темам "Одежда&quo...