"Друзья спешат на помощь" Занятие по обучению грамоте и формированию звуковой культуры речи у детей с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепить и активизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний детей о звуках: гласный, согласный твердый (мягкий), их характеристикой по акустическим и артикуляционным признакам; закрепление понятия – слово; закрепление навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о словах - предметах, словах - признаках, словах - действиях; закрепление понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог), умение составлять предложения с предлогами и выкладывания схемы предложений; совершенствование навыка звукобуквенного разбора слов, умения подбирать слова к заданной звуковой схеме; закрепление образа букв, навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_speshat_na_pomoshch.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи
Учитель-логопед Хохлова Елена Юрьевна
Тема: «Друзья спешат на помощь»
Цель: Закрепить и активизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте, умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление знаний детей о звуках: гласный, согласный твердый (мягкий), их характеристикой по акустическим и артикуляционным признакам; закрепление понятия – слово; закрепление навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о словах - предметах, словах - признаках, словах - действиях; закрепление понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог), умение составлять предложения с предлогами и выкладывания схемы предложений; совершенствование навыка звукобуквенного разбора слов, умения подбирать слова к заданной звуковой схеме; закрепление образа букв, навыка чтения.
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа слов с построением звуковых схем, упражнение детей в определении места звуков в словах; развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, зрительной координации, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества при выполнении заданий, самостоятельность, активность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал и оборудование: экран, проектор, презентация по теме занятия, магнитофон, магнитная доска, маркеры, муляжи фруктов и овощей, корзинки (красная, синяя, зеленая), карточки с буквами (З, Н, А, Н, И, Я), звуковые квадратики и звуковые схемы, мяч, предметные картинки для называния слов (предметов, признаков, действий), слоговой поезд, картинки животных для слогового деления слов, наборы для составления схем предложений, схемы предлогов, раздаточный материал (карточки с заданиями), «буквы» для зрительной гимнастики, карандаши, указка.
Ход.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! К нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
- Возьмитесь за руки и передайте друг другу ваше хорошее настроение.
Речедвигательное упражнение:
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты- мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Логопед: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?
Ответы детей:
- Пока человек учится, он идет к свету- развивается, а кто не учится, становится темным – глупым.
- Знания приносят человеку пользу, а безграмотному человеку трудно в жизни.
- Кто учится, тот все знает, а кто не учится, тот ничего не будет знать.
Логопед: Ужасное событие произошло в сказочной Стране Знаний? Ребята, злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и наши друзей Звуковичков и спрятал в своем замке. Нам пришло звуковое письмо от злого Звукомора. «Дети, я освобожу Фею Грамоты, только если вы выполните все мои задания. Но думаю, что вы с ними не справитесь, и Фея Грамоты останется в моем замке навсегда»
Логопед: Ребята, как мы можем помочь Фее Грамоты и Звуковичкам и освободить их?
(Ответы детей: Мы можем правильно выполнить все задания).
Логопед: Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель, и помогут нам наши пальчики.
Пальчиковое упражнение «Портфель»
Семь вещей у нас в портфеле,
Есть альбом, и есть тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И Букварь – помощник наш.
(Дети выполняют пальчиковые движения в соответствии с текстом)
Логопед: Злой волшебник Звукомор посылает нам испытания – задания. Каждое задание нам предложат буквы, из которых мы соберем слово и узнаем, что же на самом деле поможет освободить Фею Грамоты.
- Все задания под буквой З (буква вывешивается на доске), правильно выполненные, помогут нам освободить Гномиков Звуковичков.
1 задание: «Вопрос-ответ»
Отгадайте загадку:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…
Дети: Звук.
Логопед: Давайте вспомним, чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Назовите гласные звуки, не путайте с буквами.
Дети: (перечисляю) А, У, И, О, Э, Ы.
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: Их 6.
Логопед: Почему они называются гласными?
Дети: Они тянуться, поются, во рту не встречают преград, воздушная струя свободно проходит.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие, глухие и твердые.
Логопед: Какие согласные звуки только твердые?
Дети: Ш, Ж, Ц
Логопед: Только мягкие?
Дети: Й, Ч, Щ.
Логопед: Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Логопед: Вы правильно ответили на вопросы Буквоеда, и мы переходим к следующему заданию.
2 задание. Игра: «Разложи фрукты и овощи правильно»
Логопед: Поможем Звуковичкам, разложим правильно фрукты и овощи по первому звуку в тарелочки (зеленую, синюю, красную).
(10 картинок): лимон, ананас, апельсин, персик, груша, слива, вишни, картофель, перец, помидор, киви.
(Дети определяют и объясняют свой выбор).
3 задание: «Выложи слово».
Логопед: Из звуков можно сложить целое слово. Выложите слово ЛИМОН (КИВИ) из звуковых квадратиков.
(Дети выкладывают звуковую схему слов, затем идет разбор; правильный разбор появляется на экране).
4 ЗАДАНИЕ. Игра с мячом «Где спрятался звук?»
Логопед: Ребята, а какой звук вы слышите в слове ШКОЛА?
Дети: Звук Ш .
Логопед: Дайте ему характеристику. (Какой он?)
Дети: Звук /Ш/ согласный, твердый, глухой.
Логопед: Поиграем со звуком Ш. Я называю слова вы определяете, где в слове спрятался звук Ш: машина, шапка, душ, мышь, шуба, малыши, камыш, шишка.
(Логопед называет слово, бросает детям мяч, ребенок определяет.)
Логопед: Мы справились с заданиями и освободили наших Гномиков Звуковичков.
(Гномики Звуковички появляются на экране)
Логопед: Переходим к следующему испытанию Звукоеда под
Буквой – Н (буква вывешивается на доске)
Послушайте загадку.
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту.
Дети: Слово.
Логопед: Какие слова отвечают на вопрос «КТО?», «ЧТО?»
Дети: Слова-предметы.
5 задание: «Подбери слово».
Логопед: На столах у вас картинки, используя их, назовите:
слова – предметы…., слова – действия…, слова – признаки…
(Дети выбирают картинки и выполняют задание. Например: Слово- предмет- РЫБА, слово- действие – ПЛАВАЕТ, слово- признак – МОРСКАЯ и др.).
Логопед: И с этим заданием вы успешно справились.
6 задание: «Пассажиры в поезде»
Логопед: Ребята, слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?
Дети: На части, на слоги.
Логопед: Как мы измеряем слово?
Дети: Хлопками.
Логопед: Следующее задание Звукомора.
Посмотрите, отправляется в путь поезд, помогите пассажирам занять места в вагонах. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названиях которых 1 слог, во 2-ом – 2 слога, в 3-ем – 3 слога (картинки: кит, волк, белка, лиса, собака, корова, черепаха…) (Дети определяют, объясняют и «рассаживают» пассажиров в вагоны).
Логопед: Как можно ещё не отхлопывая определить, сколько слогов в слове? Дети: «Сколько в слове гласных столько и слогов.
Логопед: Определите количество слогов, определив количество гласных звуков в слове:
Стол, столы, столики?
- Ну что ж мы справились и с этими заданиями? Переходим к следующему.
Отгадайте следующую загадку Звукомора.
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …
Дети: Предложение
7 задание. Буква – А.
Логопед: Ребята, что можно составить из слов?
Дети: Предложение.
Логопед: Слова в предложении «дружат» между собой. Какие правила написания предложений мы знаем?
Дети: Слова в предложении пишутся раздельно, первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
Логопед: Какие маленькие слова – помощники (предлоги) могут встречаться в предложении? (Логопед показывает на схемы, а дети называют: в, на, над, по, под и т.д. Составьте предложения о БЕЛКЕ, используя слова – помощники. (1 предложение – дети выкладывают схему, проводится анализ).
Логопед: С заданием вы справились. Предлагаю немого отдохнуть.
Динамическая пауза.
(Движения выполняются по тексту)
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два –сюда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху мы подняли.
Раз – присели, два – привстали.
На носочках побежали.
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.
Логопед: И мы переходим к заданиям под Буквой – Н.
Отгадайте загадку:
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…
Дети: Буква.
Логопед: Ребята, Звукомор хочет проверить как вы знаете буквы.
8 задание: «Найди букву».
Нужно выбрать только буквы русского языка и обвести.
Р А N К 7 …(индивидуальная работа, проверка логопедом)
-Вы правильно нашли все буквы.
9 задание: «Какое правило?»
Логопед: Под буквой И следующие задания.
Вспомните, какое правило написание с буквами Ш, Ж вы знаете?
Дети: ШИ ЖИ пиши с буквой И.
Логопед: Прочитайте слова в каждом столбике и назовите слова, где есть данное правило.
ВАЗА ШУБА ТЫКВА
ШИНА МЫШИ ЖУКИ
ИГРА ЕЖИ КАМЫШИ
УШИ УЖИН ВЕСНА
Логопед: Мы читали, и наша глазки устали, дадим им отдохнуть.
Упражнение для глаз «Буквы»
Дети буквы увидали,
Дети с буквами играли.
Буквы вправо полетели –
Глазки вправо посмотрели.
Буквы влево полетели –
Глазки влево посмотрели.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
И на землю улеглись.
Логопед: Мы приступаем к следующему заданию Звукомор . под Буквой Я
(буква вывешивается на доске).
10 задание: «Подбери звуковую схему к слову»
Логопед: Вам нужно прочитать слово и подобрать к нему подходящую звуковую схему.
На доске 4 слова (дома, лиса, стол, лист) и 3 звуковые схемы. Дети определяют, какая схема подходит к какому слову, и проводят стрелки.
Логопед: С заданием вы справились.
11 задание: «Поставь буквы правильно».
Логопед: Расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку, и прочитайте слово которое у вас получилось.
(Дети выполняют индивидуальную работу на листочках)
12 задание: «Зашифрованное слово». (Картинки появляются на экране)
Логопед: Давайте расшифруем слово. Назовите слова по порядку, определите, какая первая буква пишется в каждом из них. У вас на столе листочки, пишем зашифрованные слова по первым буквам слов и читаем, какое слово зашифровано.
(Например: Ведро, Ель, Стакан, Ножницы, Апельсин. Дети называют слово: ВЕСНА. Картинка- ответ появляется на экране).
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Звукомора. Прочитайте слово, которое у нас сложилось из букв. И скажите, что же нам помогло освободить Фею Грамоты?
Дети читают: ЗНАНИЯ.
Логопед: Мы действительно много знаем и умеем. Посмотрите, мы получили электронное письмо от Феи Грамоты.
(На экране появляется текст, который читают дети:
Дети, спасибо! Вы меня освободили.)
Логопед: Мы помогли Фее Грамоты освободится из замка злого Звукомора и вы обязательно встретитесь с ней в школе. Какие задания мы для этого выполняли? (Ответы детей)
Какие задания были легкими? А какие задания были для вас трудными? (Ответы детей).
В знак благодарности Фея Грамоты дарит нам книжки.
Подарки - книжки детям.
До встречи в Стране Грамоты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"
Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....
Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".
Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою р...
Формирование звуковой культуры речи у детей с 3 до 5 лет.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, гром...
Тема занятия: «Вини Пух в гостях у тетушки Совы». Вид занятия: Занятие по формированию звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.
Данный конспект полезен для учителей- логопедов, рабюотающих с детьми ,имеющими ОНР....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Конспект индивидуального занятия в средней группе по формированию звуковой культуры речи.
Конспект индивидуального занятия в средней группе будет полезен учителям-логопедам при подборе материала на дифференциацию гласных звуков У - И, а также закрепление материала по темам "Одежда&quo...