Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)
Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_obsledovaniya_rechi_rebenka.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробная схема обследования речи ребенка.
- Обследование состояния общей моторики
Направление исследования | Содержание задания | Диагностические показатели |
Исследование двигательной памяти, переключаемости самоконтроля при выполнении двигательных проб. | 1.Логопед показывает 4 движения для рук ипредлагает их повторить: руки вперёд, вверх, в стороны, на пояс. 2.Повторить за педагогом движения за исключением одного «запретного» движения. | Высокий уровень: быстрое, точное и правильное воспроизведение предлагаемых проб, плавное переключение с одного движения на другое. Среднийуровень: замедленное и напряжённое выполнение предлагаемых проб, снижен объём двигательной активной памяти, нарушено переключение с одного движения на другое. Низкий уровень: неправильное выполнение предложенных проб, ошибки в последовательности выполнения заданий, отказ от выполнения заданий. |
Исследование произвольного торможения движений | Маршировать, и остановится по сигналу | Высокий уровень: плавное и точное выполнение движений, остановка по сигналу. Средний уровень: некоторая «угловатость» маршировки, но остановка по сигналу. Низкий уровень: «угловатость» маршировки, дополнительные движения после сигнала. |
Исследование статической координации движений | 1.Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Время выполнения по 5 секунд по 2 раза для каждой ноги. 2. Стоять с закрытыми глазами, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вперёд, рот открыт, широкий язык на нижней губе. Время выполнения 5 секунд. | Высокий уровень: свободно удерживает позы. Средний уровень: удерживает позы с напряжением, раскачивается в стороны, балансирует туловищем, руками, головой. Низкий уровень: позы не удерживает, сходит с места, падает, открывает глаза, отказывается выполнять пробы. |
Исследование динамической координации движений | 1.Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить между шагами. 2. Выполнить подряд 3-5 приседаний на носках. | Высокий уровень: задания выполняет правильно. Средний уровень: первое задание выполняет правильно со 2-3 раза. Второе задание выполняет с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем, руками. Низкий уровень: чередование шага и хлопка не удаётся, приседает на всю ступню. |
Исследование пространственной организации движений | 1. Правой рукой коснуться левого уха, правой рукой — левой ноги.. 2. Повернуться кругом. Сделать шаг в сторону левой ногой, приставить правую; сделать правой ногой шаг назад, приставить левую ногу. | Высокий уровень: задания выполняет без ошибок. Средний уровень: ошибки в пространственной координации, неуверенность выполнения. Низкий уровень: Не знает сторон тела, нарушена пространственная координация. |
Исследование темпа | В течение определённого времени удерживать заданный темп движения рук, показываемый логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнять движения мысленно, а по сигналу (хлопок) показать на каком движении остановился. Движения рук: вперёд, вверх, в стороны, опустить. | Высокий уровень: темп нормальный. Средний уровень: замедленный или ускоренный темп. Низкий уровень: отказывается от выполнения задания. |
Исследование ритмического чувства | Повторить за педагогом ритмический рисунок: !-!! !!-!!! !-!!-!! !!-!!!-!! !-!!-!!!-! !!!-!-!!!-!! | Высокий уровень: не допускает ошибок. Средний уровень: выполняет в замедленном или ускоренном темпе. Низкий уровень: Нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке. Отказывается от выполнения задания. |
2.Обследование произвольной моторики пальцев рук
Исследование статической координации движений | 1. Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удерживать в этом положении под счёт (1-5), на правой руке, на левой, на обеих попеременно. | Высокий уровень: плавное, точное выполнение проб, полный объём движений. Средний уровень: напряжённость при выполнении проб, скованность движений, неполный объём движений. Низкийуровень: наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания заданной позы, невыполнение движений. |
Исследование динамической координации движений. | 1. Менять положение обеих рук одновременно: одна ладонь раскрыта, другая сжата в кулак(5-8 раз). 2. сложить пальцы с кольцо — раскрыть ладонь. 3. Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой, затем обеих рук. | Высокий уровень: плавное, точное и синхронное выполнение проб, выполнение движений в заданном темпе. Средний уровень: выполнение движений сбивчивое с нарушением переключения от одного движения к другому, темп и нарушен (не под счёт логопеда). Низкий уровень: движения нескоординированы, наличие синкенезий, гиперкинезов, невыполнение движений. |
3. Состояние артикуляционной моторики
Исследование двигательной функции | 1. Округлить губы, как при произнесении звука /О/ — удержать позу. 2.Сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их). 3.Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу. 4.Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю. | Высокий уровень: объём движений полный, выполняются точно, мышечный тонус нормальный. Средний уровень: объём движений неполный, быстрый или медленный темп выполнения движений, движения выполняются неточно, отмечается напряжённость мышц, истощаемость движений. Низкий уровень: диапазон движений невелик, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора, саливации сглаженность носогубных складок, отклонение языка в сторону, малая подвижность нёбной занавески; движения не удаются. |
Исследование двигательной функции челюсти | 1. Широко раскрыть рот как при произнесении / Ю / и закрыть. 2. Сделать движение нижней челюстью вправо, влево. | |
Исследование двигательной функции языка | 1. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5. 2.Выполнить упражнение «часики». 3. Высунуть язык «лопаткой», «иголочкой». 4.Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам. 5.Движения языка вперёд-назад. | |
Исследование двигательной функции нёба | Широко открыть рот и чётко произнести звук / А / (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается). | |
Исследование продолжительности силы выдоха | Поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. | Высокий уровень: сильный и продолжительный выдох, нормальное речевое дыхание Средний уровень: укороченный выдох. Низкий уровень: слабый, укороченный выдох, дыхание прерывистое. |
4.Состояние динамической организации движений
артикуляционного аппарата
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата | 1. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов(резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам(резцам) и положить на нижнюю губу. 2. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести «чашечку в рот. 3.Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз: «А-И-У», «У-И-А» «ка-па-та», «пла-плу- плы», «как-пак-так». | Высокий уровень: правильное и точное выполнение движений, объём движений полный. Средний уровень: появляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, объём движений неполный. Напряжённость, переключение с одной артикуляционной позы на другую затруднено. Низкий уровень: движения вялые, недифференцированные, наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор, не удаётся переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и т.д. |
- Состояние мимической мускулатуры
Исследование объёма и качеств движений мышц лба |
| Высокий уровень: выполнение правильное.Средний уровень: движения удаются не в полном объёме, наблюдается напряжённость, недостаточная мимическая способность. Низкий уровень: движения не удаются, возникают содружественные движения, выявляются нарушения символического праксиса, мимическая картина нечёткая. |
Исследование объёма и качества движений мышц глаз | 1.Легко сомкнуть веки. 2.Плотно сомкнуть веки. 3. Закрыть правый глаз, затем левый. 4.Подмигнуть. | |
Исследование объёма и качества движений мышц щёк | 1.Надуть левую шеку. 2. Надуть правую щеку. 3.Надуть обе щеки одновременно. | |
Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз | Выразить мимикой лица: - удивление; -радость; - испуг; - грусть; - сердитое лицо | |
Исследование символического праксиса | Изобразить: - поцелуй, - оскал, - цоканье. |
- Обследование звукопроизношения
Направление исследования | Содержание заданий | Диагностические показатели |
Проверка следующих групп звуков: свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры. | Детям предлагаются наборы предметных и сюжетных картинок. Подбираются слова различной слоговой структуры, в которых исследуемый звук слышится в начале, в середине и в конце слова. Звук проверяется в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах. Во фразовой речи. | Высокий уровень: правильное и чёткое произнесение звука в любых речевых ситуациях. Средний уровень: неустойчивость и недостаточная чёткость произнесения звука или недостаточная автоматизация. Низкий уровень: дефектное произношение звука (фонологическое, антропофоническое нарушение). |
7. Обследование фонематических процессов
Узнавание и различение простых фраз по картинкам | Детям предъявляются парные простые сюжетные картинки и предлагается найти и показать картинку, соответствующую произнесённой фразе логопеда. На лугу пасутся козы. — У Сони длинные косы. Мама ставит на стол миску. — Таня сажает на диван мишку. | Высокий уровень: фонематический слух в норме, не испытывает затруднений в слуховой дифференциации звуков, способен к осуществлению простых форм фонематического анализа и синтеза. Уровень развития фонематических представлений высокий. Средний уровень: фонематический слух развит недостаточно, не дифференцирует звуки близкие по акустическим признакам, которые в речи произносятся искажённо; испытывает затруднения при осуществлении простых форм фонематического анализа и синтеза. Уровень развития фонематических представлений средний (сомневается при выполнении заданий, выполняет с помощью). Низкий уровень: фонематический слух не развит, не дифференцирует звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам, как правильно произносимые, так и искажённые; не способен к осуществлению простых форм фонематического анализа и синтеза, фонематические представления не сформированы. |
Узнавание и различение слов близких по звуковому составу | 1. Логопед произносит пары слов и предлагает ребёнку внимательно послушать и поднять руку (флажок), хлопнуть в ладоши и т.д., если услышит одинаковые слова: день-тень палка- палка балка- палка балка- балка 2. Перед ребёнком раскладываются предметные картинки, и предлагается показать, где усы, где уши, где ужи; где бочки, где почки, где дочки и т. д. | |
Различение слогов со сходными звуками | Логопед произносит пары слогов и просит ребёнка определённым сигналом (хлопками, флажком, колокольчиком…) прореагировать, когда услышит разные слоги: па-ба ты-ти су-шу па-па ти-ти су-су ба-па ти-ты шу-шу ба-ба ты-ты шу-су | |
Различение изолированных звуков | Логопед проговаривает звуки парами, предлагая условленным сигналом реагировать на одинаковые или разные звуки: Ы-И Ц-Ч Ж-Ж И-И Ц-Ц Ж-З И-Ы Ч-Ч З-З Ы-Ы Ч-Ц З-Ж | |
Различение правильно и неправильно произносимых логопедом непарных слов | ННа дефектное произнесение логопедом слов ребёнок подаёт условленный сигнал. Санки, шанки, лыба, ротка, шумка, сумка, рыба, лопата, собака, коска, ропата, луна. |
8. Состояние фонематического слуха
Воспроизведение звуковых рядов | Послушать и повторить слоги за логопедом. Оценивается воспроизведение пробы в целом. 1. БА-ПА ПА-БА 2. СА-ША ША-СА 3.ША-ЖА-ША ЖА-ША-ЖА 4.ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА 5.РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА | Диагностические показатели как в пункте 7. |
Дифференциация слов-квазиомонимов | П Показать картинки и придумать предложения со словами- квазиомонимами: /п-б/ почка-кочка /т-д/ трава-дрова /г-к/ кора-гора /в-ф/ сова-софа /л- /галка-гайка /р-л/ рожки-ложки /р-л/ Марина- малина /р-л/ шар-шаль /р- /баран-баян /с-з/ коса-коза /ш-ж/ шар-жар /ч-ш/ кочка- кошка /с-ш/ крыша- крыса /с-ж/сук-жук /с-щ/ лес- лещ /с-ч/ нос- ночь /з-ж/ флажок-глазок /л-л*/ лук-люк |
9. Состояние фонематического восприятия (анализ)
Выделение гласного звука в начале слова под ударением | н Назвать гласный звук в начале слова: облако, удочка, аист, овощи, ива | Диагностические показатели как в пункте 7. |
Выделение гласного звука в конце слова под ударением | Назвать гласный звук в конце слова: пила, кольцо, грибы, кенгуру, очки. | |
Выделение согласного звука в начале слова | Назвать согласный звук в начале слова: танк, мышь, ракета, коза, санки, ландыш. | |
Выделение согласного звука в конце слова | Назвать согласный звук в конце слова: кот жук, автобус, дом, шар, стул. |
10. Состояние фонематического синтеза
Составление слов из заданного количества звуков | Произнести слитно слово, которое логопед произносит с паузами после каждого звука: к,о,т; р,у,к,а; ш,а,п,к,а; к,р.а,н. | Диагностические показатели как в пункте 7. |
11.Состояние фонематических представлений
Подбор слов на заданный звук | Подобрать слова на заданный звук: в…, к…., м…, п…, а…, у…, | Диагностические показатели как в пункте 7. |
Подбор слов на заданное количество звуков | 1.Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звук, 5 звуков 2. Отобрать картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков. | |
Определение количества, последовательности и места слов в предложении | Определить количество, и последовательность и место слов в предложении: Стоят тёплые деньки. Осенью часто льют дожди. По небу плывут белые облака. |
12. Состояние звуко-слоговой структуры слова
Повторение слов сложной слоговой структуры | Повторить слова: танкист, космонавт, сковорода, светофор, телевизор, велосипед, аквалангист, термометр, пуговица | Высокий уровень: правильное, чёткое воспроизведение в темпе предъявления. Средний уровень: Замедл. послоговое воспроизведение. Низкий уровень: искажение слоговой структуры слова (персеверации, контаминации, итерации), невоспроизведение. |
Повторение предложений со словами сложной слоговой структуры | Повторить предложения: Дети слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. птичка свила гнёздышко в кустах. |
13. Состояние словарного запаса
Называние предметов, изображённых на предъявляемых картинках | Назвать предметы, которые изображены на картинках (в соответствии с программными требованиями) | Высокий уровень: ребёнок называет редко употребляемую лексику с конкретным значением. Средний уровень: ребёнок называет конкретную повседневную лексику. Низкий уровень: ребёнок затрудняется при назывании конкретной повседневной лексики. | |
Называние обобщающих понятий по группе однородных предметов | 1. Назвать одним словом предметы, изображённые на предъявляемых картинках. 2. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом. (Использование диагностических альбомов Иншаковой, Володиной В.С., Грибовой О.Е., Бессоновой Т. П.) | Высокий уровень: ребёнок свободно пользуется обобщающими понятиями. Средний уровень: ребёнок называет не все обобщающие понятия, не всегда может продолжить ряд предметов. Низкий уровень: ребёнок не называет обобщающие понятия, неправильно называет картинки, относящиеся к данному видовому понятию. | |
Подбор определений к предмету | Придумать к данному слову как можно больше признаков: Мяч какой?... (Яблоко, дерево, собака, человек, лимон, лиса, кресло, шуба, белка). | Высокий уровень: ребёнок подбирает более 4-х определений к каждому слову. Средний уровень: ребёнок подбирает 2-4 определения к каждому слову. Низкий уровень: ребёнок подбирает не более 1-2-х определений к каждому слову. | |
Подбор слов-антонимов | Подобрать слова с противоположным значением (Игра: «Скажи наоборот») | Высокий уровень: ребёнок правильно подобрал 7-10 слов. Средний уровень: ребёнок правильно подобрал 4-7 слов. Низкий уровень: Ребёнок правильно подобрал 1-4 слова. | |
большой —… широкий —… длинный —… грязный —… молодой —… | открывать —… опускать —… добро —… далеко —… радость —… | ||
Подбор слов-синонимов | Подобрать к названному слову слово, близкое по значению (Игра «Скажи по-другому»). хмурый…, весёлый…, большой…, идти…, смеяться…, плакать…, старый…,трусливый…, бежать…, разговаривать… | Высокий уровень: ребенок правильно подобрал 7-10 слов Средний уровень: ребёнок правильно подобрал 4-7 слов Низкий уровень: ребёнок правильно подобрал 1-4 слова. | |
Подбор слов-действий | Назвать действия (по картинкам): птица – летает; змея – ползает; лодка – плывёт, заяц – прыгает; рыба – плавает; собака – спит… Назвать действия человека данной профессии: учитель – учит; врач – лечит; повар- варит; строитель – строит;… | Высокий уровень: ребёнок правильно называет изображённые на картинках действия. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при назывании действий. не может сам справиться с заданием. | |
Ориентировка во временных понятиях | Назвать времена года(5 лет с использованием наглядности). Назвать месяцы по порядку (с 6 лет). Назвать дни недели по порядку. Составить предложения со словами: утром, днём , вечером, ночью. | Высокий уровень: ребёнок правильно называет временные понятия. Средний уровень: ребёнок испытывает затруднения при назывании временных понятий. Низкий уровень: ребёнок не знает большинства временных понятий. |
14. Состояние грамматического строя речи
Образование множественного числа имён существительных | Назвать много предметов. Игра «Один – много». Стол – столы; жук – жуки; пень – пни; рука- руки; кукла – куклы; дерево – деревья, ухо –уши; утёнок – утята… | Высокий уровень: ребёнок правильно образует множественное число существительных. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при образовании множественного числа существительных. Низкий уровень: ребёнок допускает многочисленные ошибки при образовании множественного числа существительных; не образует мн. число сущ. |
Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных | Назвать ласково предметы: чашка- чашечка, цветок – цветочек, стул – стульчик, жук – жучок, кукла- куколка, дом – домик, шар- шарик, Оля – Оленька, бра – братик, гриб – грибок, мяч – мячик… | Высокий уровень: ребёнок самостоятельно, без ошибок образует уменьшительно- ласкательную форму существительных. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при образовании уменьшительно – ласкательной формы. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. |
Согласование имён существительных с прилагательными (изменение прилагательных по родам) | Назвать, какой по цвету этот предмет: блузка (синяя), мяч (синий), полотенце (синее); роза (красная), флаг (красный), яблоко (красное). | Высокий уровень: ребёнок правильно согласует прилагательные с существительными, изменяя по родам. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при согласовании прилагательных с существительными. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при согласовании прилагательных с существительными. |
Изменение имён существительных по числам | Назвать картинки. «Кто? Что?» Это кошка. Это кошки. Это гриб. Это грибы. Это окно. Это окна. | Высокий уровень: ребёнок самостоятельно, правильно изменяет имена существительные по числам. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при изменении имён существительных по числам. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при изменении имен существительных по числам. |
Образование относительных прилагательных | Если стакан сделан из стекла, какой он? — стеклянный; мяч из резины… варенье из яблок… коробка из картона … сумка из кожи … одеяло из шерсти … | Высокий уровень: ребёнок правильно и самостоятельно образует относительные прилагательные. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки при образовании относительных прилагательных или даёт правильный ответ после помощи. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании относительных прилагательных; неверно образует; отказывается от выполнения заданий. |
Образование притяжательных прилагательных | У собаки лапа собачья, а у... кошки… волка… льва… медведя… лисы… | Высокий уровень: ребёнок правильно, самостоятельно выполняет задание. Средний уровень: ребёнок допускает ошибки или даёт правильные ответы с помощью логопеда. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при образовании притяжательных прилагательных.(неверно, невыполнение). |
Согласование имён существительных с числительными | Пересчитать, сколько предметов нарисовано на каждом рисунке: 1 гриб, 2 гриба, 5 грибов; 1ягода, 2 ягоды, 5 ягод; 1 окно, 2 окна, 5 окон… | Высокий уровень: ребёнок правильно согласует числительные с существительными. Средний уровень; ребёнок допускает ошибки при согласовании числительных с существительными. Низкий уровень: ребёнок испытывает затруднения при согласовании числительных с существительными; неверно образует; не выполняет задание. |
Употребление предлогов (с использованием картинок или демонстрации действий — старшая группа) | Вставить пропущенное маленькое слово: Лена наливает чай...чашки. Почки распустились… деревьях. Птенец выпал…гнезда. Пёс сиди …конуры. Щенок спрятался… крыльцом. | Высокий уровень: ребёнок правильно подбирает предлоги. Средний уровень; ребёнок допускает ошибки при подборе предлогов. Низкий уровень: ребёнок неверно подбирает предлоги. |
Образование родительного падежа существительных | Ответить на вопросы: У кого котёнок? (У кошки). Кого много на дереве? (Ворон). Чего много в саду? (Деревьев). Кого много в аквариуме? (Рыб). | Высокий уровень: ребёнок правильно образует родительный падеж. Средний уровень; ребёнок допускает ошибки. Низкий уровень: ребёнок неправильно образует родительный падеж, отказывается от выполнения. |
15. Состояние связной речи
Составление простого предложения по картинке | Составить предложение по картинке | Высокий уровень: ребёнок самостоятельно составляет, грамматически правильно оформляет простые распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Средний уровень: ребёнок составляет распространённые предложения с помощью, самостоятельно составляет нераспространённые предложения, наблюдаются единичные случаи поиска слов, неточное словоупотребление. Низкий уровень: составляет предложения по наводящим вопросам, наблюдаются аграмматизмы; перечисляет предметы или действия; отказывается от задания. |
Составление рассказа по сюжетной картинке | Составить рассказ | Высокий уровень: ребёнок самостоятельно составляет рассказы, раскладывает картинки в нужной последовательности, устанавливает логические связи, грамматически правильно излагает. Средний уровень: картинки раскладывает с помощью, рассказы составляет самостоятельно, не содержит аграмматизмов, но оформление фразы стереотипны, неточное употребление слов, незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Низкий уровень: раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления фразы, бедность лексики; выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ незавершён. Выполнение задания без помощи невозможно. |
Составить рассказ по серии сюжетных картинок | Разложить картинки по смыслу, составить рассказ. | |
Пересказ текста | Послушать внимательно, запомнить и пересказать небольшой рассказ. Старшая группа. «Случай с котом» Подготовительная группа. «Друзья» | Высокий уровень: самостоятельный пересказ после первого прочтения текста, без нарушения лексических и грамматических норм, воспроизведены основные смысловые звенья. Средний уровень: пересказ после минимальной помощи или повторного прочтения, не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, единичны случаи поиска слов, отдельные словесные замены; смысловые звенья воспроизведены со значительными сокращениями, нет связующих звеньев. Низкий уровень: пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное употребление слов; пересказ по вопросам либо недоступен. |
«Случай с котом» Стоял в лесу дом. Ночью кот влез в дом через окно. Он прыгнул на стол и съел пирог с рыбой. Но разбил тарелку. Послышался звон. Кот почувствовал, что осколок тарелки впился ему в лапу, как игла. Он громко замяукал. «Друзья» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Они встречались на полянке, играли, угощали друг друга. Белочка приносила шишке, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Так пошло лето. Наступила зима. Белочка спряталась в дупло, а зайчик под кустик. Однажды они встретились, но не узнали друг друга. Белочка была серенькой, а зайчик — беленький. Но летом они снова узнали друг друга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.
Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"
Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...
Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева) Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...
Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня
Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
При нормальном психическом развитии к старшему дошкольному возрасту (к 5-7 годам) ребенок должен овладеть:-самостоятельно...