Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.
В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, определяет формирование лексики, грамматического строя, фонетики.
В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению. [1]
При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать те проявления, которые свидетельствуют о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.
Изучения состояния фонематического анализа и синтеза
Методические указания: Необходимо выявить состояние фонематического анализа и синтеза, умение самостоятельно выделять звуки в словах. С этой целью предлагаются игровые фонематические задачи на анализ и синтез слов. Итоговый высокий балл данного раздела 30 баллов. Ниже 30 баллов – средний уровень, ниже 8 баллов – низкий уровень речевого развития.
Задание № 1. Выделение конечного согласного из слов.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить конечный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, сом, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить конечный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 2. Выделение начального согласного из слов.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем выделить начальный согласный звук в слове. Всего предлагается 8 слов: мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щетка. Задания выявляют, умеет ли ребенок выделить начальный согласный звук в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 3. Определение последовательности звуков в слове.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить последовательность звуков в слове. Всего предлагается 8 слов: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить последовательность звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 4. Определение количества звуков в словах.
Педагог произносит слова и просит ребенка произнести отчетливо данное слово. Затем определить количество звуков в слове. Всего предлагается 6 слов: нос, бык, кит, ваза, батон, банка. Задания выявляют, умеет ли ребенок определить количество звуков в слове. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 6 баллов.
Изучение состояние активного словаря
Номинативный словарь
Методические указания: Необходимо выявить состояние активного номинативного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 20 баллов, средний уровень – ниже 20 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов
Задание № 1. Называние существительных по темам.
Педагог произносит обобщающее слово и просит ребенка назвать существительные по данной теме. Всего предлагается 4 темы: «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы». Задания выявляют, умеет ли ребенок подобрать и назвать существительные по теме. Называние более 3 существительных по теме (2 балла), менее 3 (1балл), не назвал вообще или неверно (0 баллов). Высшая общая оценка 8 баллов.
Задание № 2. Называние существительных обобщающим словом.
Педагог произносит слова и просит ребенка назвать существительные одним (обобщающим) словом. Всего предлагается 4 темы по три слова:
- Клубника, смородина, черника это …?
- Волк, лиса, заяц это …?
- Кошка, собака, свинья это…?
- Аист, кукушка, ласточка это …?
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть слова одним (обобщающим) словом. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 баллов.
Задание № 3. Называние частей тела и частей предметов (по картинкам).
Материал: 8 картинок: локоть, ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор. Педагог называет слово, ребенок ищет его на картинке. Затем просит ребенка назвать частью чего является. Например: Локоть это часть чего? (руки). Всего предлагается 8 слов.
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть части предметов. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Атрибутивный словарь
Методические указания: Необходимо выявить состояние активного атрибутивного словаря. С этой целью предлагаются игровые задания на выявление активного словаря. Высокий уровень данного раздела – 23 балла, средний уровень – ниже 23 баллов, низкий уровень – ниже 6 баллов
Задание № 1. Называние предъявленных цветов.
Материал: цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, розовый, белый, черный, коричневый. Педагог показывает любой цвет. Ребенок называет предъявленные цвета. Предлагается 10 цветов.
Задания выявляют, умеет ли ребенок называть и узнавать цвета. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание № 2. Называние формы.
Материал: картинки: руль, окно, флажок, слива, одеяло. Педагог предлагает взять ребенку картинку и ответить на вопросы.
- Руль какой? (круглый)
- Окно какое? (квадратное)
- Флажок какой? (треугольный)
- Слива какая? (овальная)
- Одеяло какое? (прямоугольное)
Задания выявляют, умеет ли ребенок узнавать и называть формы. Всего 5 заданий. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Подбор антонимов.
Педагог показывает слова, а ребенок должен подобрать к ним антонимы.
Задания выявляют, умеет ли ребенок правильно подобрать антонимы. Всего 8 слов: друг, добро, горе, горячий, легкий, длинный, давать, продавать. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 8 баллов.
Изучение состояния словоизменения
Методические указания: Необходимо выявить состояние словоизменения. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 19 баллов, средний уровень – ниже 19 баллов, низкий уровень – ниже 5 баллов
Задание № 1. Употребление существительных в именительном падеже ед. И мн. Числа. (образовать по аналогии)
Педагог называет слово в ед.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе. Предлагается 7 слов: глаз, лист, стул, лень, воробей, книга, дерево.
Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова от единственного к множественному числу. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 7 баллов.
Задание № 2. Образование существительных мн.числа в родительном падеже.
Материал: Картинки: карандаши, листья, книги, вилки, вёдра.
Педагог называет существительное во мн.числе, а ребенок называет это же слово во мн.числе в родительном падеже отвечая на вопрос «Много чего?». Предлагается 5 слов.
Задания выявляет, умеет ли ребенок изменять слова в родительный падеж мн.числа. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Согласование прилагательных с существительными ед.числа.
Материал: Картинки: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.
Педагог показывая картинки просит ребенка назвать что на ней нарисовано. Задания выявляет, умеет ли ребенок согласовывать прилагательные с существительными. Предлагается 3 задания. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 3 балла.
Задание № 4. Употребление предложно-падежных конструкций.
Материал: Любые картинки.
Педагог показывая картинку предлагает ответить на вопрос. Например:
- Где спит собака? (под крыльцом)
- Откуда вылезает собака? (из-под крыльца)
- Где прячется кошка? (за домом)
- Откуда выходит кошка? (из-за дома)
Предлагается 4 вопроса.
Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять предложно-падежные конструкции. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.
Изучение состояния словообразования
Методические указания: Необходимо выявить состояние словообразования. С этой целью предлагаются игровые задания. Высокий уровень данного раздела – 25 баллов, средний уровень – ниже 25 балла, низкий уровень – ниже 8 баллов.
Задание № 1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: Картинки: лист, трамвай, изба, крыльцо, кресло
Педагог показывая картинку просит ребенка назвать слово ласково. Например:
- Лист – листочек;
- Трамвай – трамвайчик;
- Изба – избушка
- Крыльцо – крылечко
- Кресло – креслице
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 2. Образование названий детенышей животных.
Педагог просит ребенка назвать детенышей предлагаемых животных. Например:
- У коровы …? (телята)
- У собаки …? (щенята)
- У лошади …? (жеребята)
- У овцы …? (ягнята)
- У льва …? (львята)
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, знает ли ребенок и умеет ли образовывать детенышей животных. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 3. Образование относительных прилагательных.
Педагог просит ребенка образовать относительные прилагательные. Например:
- Стол из дерева (какой?) – деревянный
- Аквариум из стекла
- Крыша из соломы
- Стена из кирпича
- Шапка из меха
- Носки из шерсти
- Сапоги из резины
- Крепость из снега
- Лопатка из металла
- Сок из яблок
Предлагается 10 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, относительные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание № 4. Образование притяжательных прилагательных.
Педагог просит ребенка образовать из существительных притяжательные прилагательные. Например:
- Очки бабушки (чьи?) – бабушкины
- Туфли мамы (чьи?) -
- Усы кошки (чьи?) -
- Хвост лисы (чей?) -
- Берлога медведя (чья?) -
Предлагается 5 заданий.
Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать из существительных, притяжательные прилагательные. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 5 баллов.
Задание № 5. Образование глаголов совершенного вида.
Педагог просит ребенка составить предложение по картинкам. Например:
- Девочка строит дом.
- Девочка построила домик.
- Мальчик красит вертолет.
- Мальчик покрасил вертолет.
Предлагается 4 задания. Задания выявляет, умеет ли ребенок образовывать глаголы совершенного вида. За каждый верный ответ 1 балл, а за не правильный 0 баллов. Высшая общая оценка 4 балла.
Завершая работу над второй главой хочется особенно подметить, что для того чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те, потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.
Рассмотрев вышеперечисленные методики по развитию речи, перед нами открылась ясная картина коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
Методика по постановке и автоматизации звуков лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.
При обучении грамоте Т.А. Ткаченко [2] в основе своей методики положил особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука.
При работе над развитием лексико-грамматических представлений широко используется методика по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной[3] .
При работе над формированием связной речи широко используется методика Т.А.Ткаченко[2] , используя вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания
В старшем дошкольном возрасте, на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Следовательно, данный возраст, приходящийся на период подготовки к школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка.
Список использованной литературы
- Люблинская А. А. Исследование детской речи. // Детская психология. - М., 1979.
- Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб.,1999.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития
Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....
Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста
Соответствует ФГОС....
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...
Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...
Сборник домашних заданий для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Данный сборник домашних заданий предназначен для детей 6-7-лет с III уровнем речевого недоразвития (подготовительная группа) и состоит из заданий по различным лексическим темам...