СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
При нормальном психическом развитии к старшему дошкольному возрасту (к 5-7 годам) ребенок должен овладеть:
-самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
-звуковой формой слов;
-значением слова;
-грамматическим строением речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание ребенка 5-7 лет должно быть понятным, и эмоционально выразительным.
У ребенка старшего дошкольного возраста должна быть сформирована разговорная устная речь и готовность к обучению письменной речи ,т.е. чтению и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
1. Исследование неречевых психических функций
а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов
Цель. Выявить состояние слухового восприятия.
Оборудование: дудочка.
Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:
- - . . -, - . . - -, - - . . ., . . . - - / - длительный звук, . -короткий звук/
б/восприятие и называние основных цветов:
Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.
Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных
цветов и оттенков.
белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;
оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.
Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?
в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:
Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.
Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/
Логопед предлагает показать:
-- правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
-- показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.
-- складывание разрезных картинок из 5-8 частей.
Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.
г/ состояние ручной моторики:
Цель. Выявить состояние мелкой моторики.
Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.
- «пальчики правой и левой руки здороваются»,
- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,
- «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,
- «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,
- «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».
Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений
правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.
2. Состояние звукопроизношения
Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.
Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:
Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.
С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.
Шесть сушек у шести старушек.
СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.
З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.
К-Х: Хомяк ходит по кухне.
Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.
ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.
Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.
3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркало.
-- губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/
-- зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов/,
-- челюсти,
-- прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,
перекрестный прикус/,
-- твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,
субмукозная щель/,
-- мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,
-- язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/
4. Речевая моторика
Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.
Оборудование: зеркало.
а/ состояние мимической мускулатуры
-- поднять брови вверх / «удивиться»/;
-- нахмурить брови / «рассердиться»/;
-- прищурить глаза;
-- надуть щеки / «толстячок»/;
-- стянуть щеки / «худышка»/.
б/ состояние артикуляторной моторики
-- «Улыбка» - «Трубочка» под счет до 5;
-- «Часики»;
-- «Качели»;
-- «Цоканье».
Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,
неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,
заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,
пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного
движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном
положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с
задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
5. Состояние дыхательной и голосовой функций
Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.
а/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого
выдоха;
б/ характеристика голоса: громкость, наличие или отсутствие носового оттенка,
модуляции голоса.
При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип
физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),
дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).
6. Особенности динамической стороны речи
Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.
--темп, ритм, употребление основных видов интонации.
При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются
характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).
7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.
Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.
Логопед предлагает повторить фразы:
-- Мальчики слепили снеговика.
-- Водопроводчик чинит водопровод.
-- Волосы подстригают в парикмахерской.
-- Милиционер ездит на мотоцикле.
-- Регулировщик стоит на перекрестке.
-- Фотограф фотографирует детей.
-- На стройку приехал самосвал.
8. Состояние фонематического восприятия
Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.
Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.
а/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ща-ча
ба-бя-ба за-са-за.
б/ Покажи, где и назови:
-- зуб – суп
-- крыса – крыша
-- мел – мель
-- бочки – почки
-- миска – мишка
-- круг – крюк
9. Состояние фонематического анализа и синтеза
Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.
а/ Определение первого согласного звука в словах
/Скажи какой 1-й звук в слове?/
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
б/ Определение последнего звука в словах
/Назови последний звук в слове/
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
в/ Определение последовательности звуков в слове
/Какие звуки в словах?/
Мак, суп, лук, каша, рама.
г/ Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
10. Исследование лексики
Цель: Выявить состояние активного словаря
а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/
Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.
«Назови одним словом, что это?»
Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,
«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».
б/ Исследование глагольного словаря
Цель. Выявить состояние глагольного словаря.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
--Кто, какие звуки издает?
-- Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,
врач, повар, строитель.
в/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов
Цель. Выявить состояние словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках
-- части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;
-- части предметов одежды: воротник, манжета, петля;
-- части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;
-- части окна: рама подоконник, стекло.
г/ Подбор антонимов:
Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами – наоборот.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот
добро—зло высокий – низкий
горе -- … легкий -- ….
друг -- … поднимать -- …
хороший -- … давать -- …
большой -- … покупать ---…
широкий -- …
11. Состояние словообразования и словоизменения.
Цель: Выявить состояние грамматического строя речи
а/ Образование детенышей животных
Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.
у лошади – жеребенок
у коровы – теленок
у свиньи – поросенок
у собаки – щенок
б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа
существительных:
Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во
множественном числе.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед: Назови чего здесь много?
-- Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.
в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,
за, перед, около, из-за, из-под/.
Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными
конструкциями.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на
них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных
конструкций.
г/ Согласование существительных и числительных:
Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает ребенку сосчитать предметы на картинках
одна ложка – две ложки
один гриб – три гриба
три кошки – пять кошек.
д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным
значением.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает ребенку называть ласково:
-- лиса – лисичка
-- лист – листочек
-- одеяло – одеяльце
-- одеяло – одеяльце
е/ Образование относительных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.
Оборудование: предметные или сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку назвать по другому:
-- сок из апельсинов – апельсиновый сок
-- варенье из клубники – клубничное варенье
-- кораблик из бумаги – бумажный кораблик
-- человечек из пластилина – пластилиновый человечек
-- человечек из дерева – деревянный человечек
-- стакан из стекла – стеклянный стакан.
ж/ Образование притяжательных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку назвать по другому:
-- книга бабушки – бабушкина книга
-- сумка мамы – мамина сумка
-- хвост вороны – вороний хвост
-- уши медведя – медвежьи уши.
з/ Образование приставочных глаголов:
Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает
рассказать, что на них изображено.
Отмечается правильность использования приставочных глаголов.
-- Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/
12. Состояние связной речи.
Цель. Выяснить состояние связной речи.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».
Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.
В логопедическом заключении рекомендуется указать: речь норма или характер
нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,
«ринолалия» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: «Обследование речи ребенка»
Логопед объясняет родителям цель обследования ребенка и кратко знакомит с вариантами заданий, которые он предлагает выполнить ребенку во время обследования....
Схема обследования речи детей 6-7лет
Схема обследования речи детей 6-7лет...
Заключение по результатам обследования речи ребенка.
Заключениепо результатам обследования речи ребенка. На основании обследования речевого развития ребенка состояние губ, зубов, прикуса в норме. Подъязычная связка укорочена, в св...
Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна...
Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи....
Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи
Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....
Рекомендации "Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет"
Не смотря на то, что ребенок научился произносить все звуки, его речь нужно развивать....