Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
материал

Юрченкова Ксения Васильевна

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)

 

 

Проведение обследования.

Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность кон­тактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Проведение обследования.

Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность кон тактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или дет ских музыкальных инструментов.

1. Логопед показывает ребенку, например, колокольчик, маракасы, барабан, дудочку, называет их и демонстрирует, как можно издавать звуки с помощью этих музыкальных инструментов, предла гает ребенку самому поиграть на них. [КОНВЕРТ]

2. Затем логопед закрывает музыкальные инструменты маленькой ширмой и производит за ней звуки. Ребенок узнает и называет музыкальные инструменты. Если ребенок безречевой, для выпол нения этого задания используются картинки с изображением звучащих пред метов.Узнав инструмент по звучанию, ребенок поднимает картинку с его изображением. Предварительно логопед помогает ребенку соотнести предме ты с их изображениями.

3. Следующее задание позволяет выявить способность ребенка определять направление звука. Логопед предлагает ребенку встать лицом к стене, вни мательно слушать и показывать рукой или говорить, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.

4. Завершает исследование слухового восприятия отстукивание или прохло-пывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

2. Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различения ребенком цветов.

1. Четырехлетнему ребенку логопед предлагает подобрать шарфы такого же цвета к шапкам красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов. Пятилетний ребенок выполняет это же задание, а потом подбирает блюдца к чашкам оранжевого, голубого и ро зового цветов. Для шестилетнего ребенка задание можно усложнить, пред ложив в завершение подобрать пары носков фиолетового, коричневого и се рого цветов. [КОНВЕРТ]

2.Следующее задание позволяет выяснить, знает ли ребенок геометрические формы. Четырехлетний ребенок по просьбе логопеда показывает на картинке круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб. Пятилетнему ребенку логопед предлагает показать еще и прямоугольник, а шестилетнему — многоугольник и цилиндр. [СТР 11]

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления  [СТР 12] начинается с выявления навыков ориентировки в пространстве. По просьбе логопеда четырехлетний ребенок показывает, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на кар тинке. Пятилетний ребенок должен также показать предметы, которые на ходятся слева и справа от нее. Задача шестилетнего ребенка еще сложнее. Он должен показать также предметы слева внизу, справа внизу, слева ввер ху, справа вверху.

Ориентировка в схеме собственного тела. Четырехлетнему ребенку предлагается последовательно пока зать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу. Пятилетний ребенок должен к тому же показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Шестилетнему ребенку предлагается показать правой рукой левый глаз и ле вой рукой — правое ухо.

Складывание картинок из частей: Исследование зрительного восприятия, а также мышления продолжается в процессе составления ребенком разрезных картинок. Четырехлетний ребе нок складывает последовательно картинки из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, обязательно предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед. Если ребенок не может сло жить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трех частей ему уже не предлагается и т. д. Пятилетнему ребенку можно предло жить сложить картинки из 4—6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение, составленное логопедом, обязательна. Задание также ус ложняется постепенно по мере выполнения ребенком. Шестилетний ребенок по просьбе логопеда собирает картинки из 6—8 частей с разными видами разрезов. [КОНВЕРТ]

Складывание фигур из палочек по образцу: Далее логопед предлагает ребенку сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец. Четырехлетний ребенок складывает из четырех па лочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек — «лесенку». Пятилетний — «домик» и «елочку» из шести палочек, «лесенку» из семи палочек, а шести летний — «елочку» и «дерево» из шести палочек, «лодочку» и «лесенку» — из семи палочек. [Коробка с палочками]

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата

 логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы), зубов (ред кие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого нёба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или не полная, субмукозная), мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, малень кий, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследование состояния общей моторики (моторная сфера)

1. Состояние общей моторики

логопед предлагает четырехлет нему ребенку попрыгать на двух ногах без поддержки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч. Причем, если восприятие речи ребенком затруд нено, логопед показывает, что следует делать, и делает упражнения вместе с малышом. Пятилетнему ребенку логопед, кроме перечисленных упраж нений, предлагает бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через мягкую игрушку, попрыгать на левой ноге, на правой ноге. Шестилетнему ребенку предлагается еще ряд заданий: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нор мальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной не ловкости.

2. Исследование состояния ручной моторики 

1. четырехлетнего ребенка про водится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимая в кулак, пальцы другой выпрямляя), проверки навыков работы с карандашом (умение держать ка рандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), мани пуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребенок с трудом понимает обращенную речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребенком.

Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребенка, логопед предлагает ему одновременно вы тянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ре бенка предлагается изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. Продолжает исследование состояния ручной моторики проверка навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека). Ребенок выполняет задания по образцу вслед за логопе дом. И наконец, логопед предлагает ребенку расстегнуть и застегнуть пу говицы на игрушке-застежке и зашнуровать шнурки на игрушке-шнуровке.

Исследуя кинестетическую основу движений рук шестилетнего ребенка, логопед предлагает ему вытянуть указательный палец и мизинец на правой руке, потом на левой, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на одной руке, потом на другой. Исследуя кинетическую основу движений, ребенку можно предложить выполнить упражнение «игра на рояле» обеими руками, а упражнение «ладонь — кулак — ребро» — сначала правой, а потом левой рукой. Проверяя навыки работы с карандашом, логопед предлагает ребенку нарисовать по образцу прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии и человека. Для проверки навыков манипуляций с предметами ребенку предлагается показать, как он расстегивает и застегивает пуговицы, выполняет шнуровку и завязывает шнурки, выполняет ножницами прямой и косой разрезы, вырезает круги из квадрата.

После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или не полный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений.

3. Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при вы полнении четырехлетним ребенком по подражанию логопеду следующих упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щеки.

Пятилетнему ре бенку предлагается по подражанию логопеду закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, намор щить нос.

Шестилетний ребенок по подражанию логопеду закрывает правый глаз, левый глаз, прищуривает глаза, нахмуривает брови, поднимает брови. Надувает правую щеку, левую щеку, втягивает правую щеку, левую щеку.

После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, понижен ный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

4. Исследуя состояние артикуляционной моторики

 четырехлетнего ребенка, логопед предлагает ему выполнить по подражанию следующие упражнения: открыть и закрыть рот, растянуть губы в улыбку, вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на ниж нюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а затем левого.

Пятилетний ребенок по подражанию логопеду открывает и закрывает рот, преодолевая сопротивление кулаков, выполняет упражнения «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; выполняет упражнения «качели» и «маятник».

 Шестилетнему ребенку предлагается вы полнить тот же набор упражнений и, кроме того, выполнить следующие: подвигать нижней челюстью вправо-влево, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизать кончиком языка губы по кругу.

После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем вы полняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, понижен ный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, спо собность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь детей всех возрастных групп начинается с проверки понимания имен существительных.

На сюжетной картинке1 ре бенок по просьбе логопеда показывает отдельные предметы и части пред метов.

Четырехлетний ребенок показывает мальчика, девочку, голову маль чика, голову девочки, руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки, дом, крышу дома, машину, колеса машины, собаку, уши собаки, глаза собаки.

Пятилетний ребенок, кроме вышеперечисленных предметов, показывает живот и шею мальчика, живот и шею девочки, окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома, стул, ножки стула, спинку стула, сиденье стула, кабину и кузов грузовика, туловище и голову собаки.

Шес тилетний ребенок в завершение этой части обследования показывает локти и колени девочки и мальчика, пуговицы, воротники и манжеты на их одежде, фары грузовика, лапы собаки.

Четырехлетнему ребенку логопед предлагает показать на листах последовательно куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли.

Пятилетний ребенок показывает все перетисленные пред меты и, кроме них, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку. Шестилетний ребенок показывает по просьбе логопеда все вышеназванные предметы и объекты, а затем следую щие картинки: корову, собаку, кошку, медведя, лису, зайца, скворца, лас точку, грача, автобус, самолет, фургон.

Умение обобщать [СТР 17]

Четырех летний ребенок должен показать на этих же листах по несколько игрушек, предметов обуви и одежды.

Пятилетний ребенок аналогично демонстрирует понимание обобщающих понятий «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», а шестилетний — еще и «Домашние пти цы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транс порт». 

Понимание действий (глаголов). [СТР 20]

Четырех летний ребенок показывает по просьбе логопеда на картинках-действиях, где девочка сидит, стоит, лежит, идет; где мальчик ест, пьет, читает, рисует.

Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает, кто летит, плывет, идет, прыгает, ползет.

А шестилетний ребенок — кто строит, убирает, про дает, покупает.

Исследуя понимание ребенком прилагательных(признаки) [СТР 23], логопед предлагает четырехлетнему ребенку показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда, а где кислая; где круглый торт, а где квадратный.

Пятилетний ребенок показывает по просьбе логопеда сначала круглое печенье, потом квадратное, затем тре угольное и, наконец, овальное; потом то, про что можно сказать «сладкое» и «горькое», «холодное» и «горячее».

Шестилетний ребенок должен пока зать на картинках, где прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый человек; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

2. Понимание ребенком различных форм словоиз менения. [СТР 26],

Четырехлетний ребенок по просьбе логопеда показывает, где дом, дома, кот, коты, кукла, куклы, груша, груши, ведро, ведра.

Пятилетний ре бенок должен последовательно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна.

А шестилетний ребенок — где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши.

Предложно-падежные конструкции. [СТР 29], Четырехлетний ребенок по просьбе логопеда показывает на сюжетной картинке сначала цыпленка, который стоит в корытце, потом цыпленка, который стоит на корытце, и, наконец, цыпленка, который стоит у корытца.

Пятилетний ребенок показывает кроме вышеперечисленных еше и цыпленка, который прыгает со ступеньки; цыпленка, который гонится за бабочкой; цыпленка, который спрятался под крыльцом; цыпленка, ко торый ходит по крыльцу.

Шестилетний ребенок показывает еще и цыплен ка, который выглядывает из ведра; цыпленка, который выглядывает из-за крыльца; цыпленка, который выглядывает из-под крыльца; цыпленка, ко торый сидит над корытцем.

Понимание ребенком уменьшительных суффиксов, [СТР 30], логопед предлагает четырехлетнему малышу последовательно показать стол, столик, машину, машинку, ведро, ведерко.

Пятилетний ребенок должен последо вательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко.

А шестилетний — нож, ножичек, рукавицу, рукавичку, одеяло, одеяльце.

Различение ребенком глаголов единственного и множественного числа[СТР 32],, логопед предлагает четырехлетнему малышу после довательно показать, где кошка сидит, кошки сидят, слон идет, слоны идут.

Пятилетний ребенок последовательно показывает на картинках, где птица летит, птицы летят.

Шестилетний ребенок показывает, где мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.

Глаголы с различными приставками [СТР 33],, логопед предлагает ему последовательно показать на картинках девочку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая по ливает цветы.

Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает на картинках птицу, которая вылетает из клетки; птицу, которая влетает в клетку.

Шестилетний ребенок должен показать мальчика, который перехо дит дорогу; мальчика, который перебегает дорогу; мальчика, который под бегает к дому.

3. Понимание ре бенком отдельных предложений и связной речи.

Понимание предложений: Четырех летнему ребенку предлагается сначала показать картинку, на которой маль чик поздравляет девочку, а потом — картинку, на которой девочка поздрав ляет мальчика.

Понимание текста: Далее логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка «Репка», и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть репку? Покажи» и т. п. Если ребенку не знакома сказка, логопед сначала должен рассказать ее с опорой на картинки и только после этого предложить малышу ответить на вопросы.

Пятилетний ребенок должен по просьбе логопеда показать сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком, а потом — картинку, на которой мальчик бежит за собакой. Затем логопед предлагает ребен ку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Покажи. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

Шестилетний ребенок сначала по просьбе логопеда показывает на кар тинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом — бабоч ку, которая сидит на еще не распустившемся цветке. Далее ребенок отве чает на ряд вопросов и выполняет рад заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Состояние фоне матического восприятия. Логопед сначала проверяет способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, по том — смешиваемые в произношении.

Четырехлетний ребенок последовательно показывает на картинках сле дующие пары: кот — кит, дом — дым, уточка — удочка, киска — миска, коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина.

Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары картинок: мышка — мишка, почка — бочка, катушка — кадушка, корка — горка, речка — редька, цвет — свет, челка — щелка, рейка — лейка.

Шестилетний ребенок по просьбе логопеда показывает такие пары изоб ражений: мышка — мошка, пашня — башня, сова — софа, крот — грот, лук — люк, марка — майка, ель — гель, плач — плащ.

Исследование экспрессивной речи

Начинается с заключения об ее харак тере (однословная, фразовая, связная).

 1. Активный словарь

Имена существительные: Логопед предлагает четырехлетнему ребенку вспомнить и назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви.

Пятилетний ребенок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель.

Шестилетний ребенок вспоминает по просьбе логопеда названия ягод, насекомых, животных, транспорта.

Назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Четырех летнему ребенку предлагаются картинки, на которых изображены неги, руки, голова, глаза, уши кукол, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины.

Пятилетний ребенок должен назвать по картинкам нос, рот, шею, живот, грудь кукол, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль.

Шестилетний ребенок должен узнать и назвать по картинкам локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары, мотор.

Назвать одним словом(обощить) [СТР 43], Далее логопед проверяет способность ребенка к обобщению. Четырехлетний ребенок получает задание «назвать одним словом» изобра жения нескольких игрушек, одежды, обуви;

пятилетний — мебели, овощей, фруктов, птиц; шестилетний — ягод, насекомых, животных, транспорта.

Кроме того, шестилетнему ребенку логопед предлагает подобрать слова-ан тонимы (слова «наоборот») и образовать следующие пары: друг — враг, горе — радость, легкий — тяжелый, давать — брать, добро — зло, горя чий — холодный, длинный — короткий, поднимать — опускать.

Глаголы [СТР 46] Проверяя состояние глагольного словаря, логопед предлагает четырех летнему ребенку перечислить, что делают те, кто изображен на картинках (мальчик ест, девочка спит, птица летит, рыбки плавают, машины едут).

Пятилетний ребенок отвечает на вопросы логопеда (Как передвигаются птицы? Как передвигаются рыбы? И т. п.) без зрительной опоры.

Шести летний ребенок отвечает на вопросы логопеда, как подают голос разные животные. Для того чтобы облегчить выполнение задания, логопед пред лагает ребенку образец, а далее задает вопрос: «Ворона каркает. А что делает кукушка?».   Кроме того, логопед предлагает шестилетнему ребенку вспом нить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий. (Учитель учит. Маляр красит. И т. п.)

Имена прилагательные. [КОНВЕРТ] Проверяя, умеет ли ребенок называть цвета, логопед предлагает ему рас смотреть листы с нарисованными на них разноцветными чашками, блюдца ми, носками. Четырехлетний ребенок называет по показу легопеда красную, желтую, синюю, зеленую, белую и черную чашки;

пятилетний к вышепере численным называет оранжевую, розовую и голубую чашки;

шестилетний — фиолетовые, серые и коричневые носки.

 Назвать форму. [СТР 47] Логопед помогает ребенку вопросами: «Мяч какой формы? Какой формы огурец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?» и т. п. Четырехлетний ребенок образует по картинкам словосочетания: мяч круглый, платок квадратный.

Пятилетний ребенок образует словосочетания: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный.

Шестилетнему ребенку нужно образовать следующие словосочетания: руль икруглый, окно прямоугольное, флажок треугольный, слива овальная, салфет ка многоугольная.

2. Состояние грамматического строя речи. 

Употребление существительных в именительном падежде единственного и множественного числа. [СТР 48]

Логопед предлагает ребенку назвать пары картинок.

Четырехлет ний ребенок называет следующие пары: стол — столы, кот — коты, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки, окна — окна.

Пятилетнему ребенку предлагаются следующие пары: глаз — глаза, рот — рты, река — реки, ухо — уши, кольцо — кольца.

Шестилетний ребенок называет пары кар тинок: лев — львы, лист — листья, стул — стулья, воробей — воробьи, дерево — деревья, пень — пни.

Употребление имен существительных в косвенных падежах.  Четырехлетний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (Мяча.) Кому мальчик дает мяч? (Девочке.) Что ты видишь на картинке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком думает кош ка? (О мышке.)»

Пятилетний ребенок отвечает по картинкам на вопрос «Много чего?» (шаров, ключей, берез, ложек, окон).

Шестилетний ребенок отвечает на этот же вопрос и образует следующие формы слов: карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

Согласовывать имена прилагательные с име нами существительными единственного числа. [СТР 52] Четырехлетний ребенок об разует по картинкам следующие словосочетания: красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

Пятилетний ребенок образует словосочетания: оран жевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

Шестилетний ребенок образует словосочетания: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Употребления ребенком простых предлогов(предложно-падежные конструкции). [СТР 53] Четырехлетний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Где стоит ваза?» (На столе.) «Где лежат фрукты?» (В корзине.) «У кого мячик?» (У мальчика.)

Пятилет нему ребенку предоставляется возможность ответить по картинкам на сле дующие вопросы: «Где сидит снегирь?» (На дереве.) «Где стоит машина?» (В гараже.) «У кого кукла?» (У девочки.) «Где стоит коза?» (За забором.) «Где едет машина?» (По дороге.)»

Шестилетний ребенок отвечает на вопросы: «Где лежит мяч?» (Под столом.) «Где летает бабочка?» (Над цветком.) «Откуда вылетает птичка?» (Из клетки.) «Откуда прыгает котенок?» (С кресла.)

Употребление числительных с име нами существительными(2 и 5) [СТР 54], логопед предлагает ему сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, четырехлетний ребенок образует словосочетания: два кота, пять котов, две машины, пять машин.

Пятилетний ребенок образует словосочетания: два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.

 Шестилетний ребенок образует словосочетания: два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер.

Способность ребенка пользоваться суффиксальным способом [СТР 56] словооб разования логопед проверяет, предложив ему назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, логопед может пред ложить ему образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Четырехлетний ребенок образует по картинкам пары: стол — столик, сумка — сумочка, чашка — чашечка, ведро — ведерочко.

 Пятилетний ребенок образует следующие пары: забор — заборчик, носок — носочек, лента — ленточка, окно — окошечко.

Шестилетнему ребенку необходимо образовать следующие пары: палец — пальчик, изба — избуш ка, крыльцо — крылечко, кресло — креслице.

На звания детенышей животных. Это задание можно предложить выполнить без зрительной опоры по образцу: «У лосихи — лосенок. А у кошки кто? И т.п.» Четырехлетний ребенок образует названия детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом: «У кошки — котенок. У лисы — ли сенок. У утки — утенок. У слонихи — слоненок».

Пятилетний ребенок ана логично выполняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом: «У мед ведицы — медвежонок. У бобрихи — бобренок. У барсучихи — барсучо нок. У собаки — щенок. У коровы — теленок».

Шестилетнему ребенку предлагается еще несколько заданий. Он должен образовать относительные прилагательные по образцу, данному логопедом (без зрительной опоры): «Стол из дерева деревянный. А аквариум из стекла какой? Крыша из соломы какая? Стена из кирпича какая? Шапка из меха какая? Носки из шерсти какие? Сапоги из резины какие? Крепость из снега какая? Лопатка из металла какая?»

Далее логопед предлагает ребенку образовать притяжательные прилага тельные: «Очки бабушки — бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про усы кошки? Про хвост лисы? Про берлогу медведя? Про гребень петуха?» Затем ребенок образует приставочные глаголы с опорой на кар тинки, отвечая на вопрос логопеда «Что делает мальчик?» (Выходит из дома, входит в дом, переходит через мост.) Завершает исследование грам матического строя речи проверка умения ребенка образовывать глаголы совершенного вида. Ребенок составляет предложения по картинке: «Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит самолет. Мальчик покрасил самолет».

3. Состояние связной речи, логопед предлагает четырехлетнему ребенку пересказать текст из нескольких предложений. Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребенка о последующем пере сказе. Затем задает несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом логопед еще раз выразительно читает рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее он предлагает ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».

Аналогично проводится подготовка пятилетнего ребенка к пересказу рас сказа «Рыбалка». Прочитав ребенку рассказ, логопед задает ему вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, рас скажи, что сварила Илюше мама».

Шестилетний ребенок получает задание составить рассказ по серии сю жетных картинок «Щенок»1. Логопед предлагает ребенку рассмотреть кар тинки, разложить их по порядку, рассказать, что нарисовано на каждой кар тинке, так чтобы получился рассказ. Если ребенок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, а уже потом составить рассказ.

4. Исследование фонетической стороны речи

 Различие звукослоговой структуры. [СТР 63] Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

Пятилетний ребенок произносит слова: самолет, скворщ, фото граф, микстура, мотоциклист, погремушка. Кроме того, логопед предлагает ребенку повторить несколько предложений: «Сестренка развешивает про стыни. В универсаме продают продукты. Мотоциклист мчится на мотоцик ле».

 Шестилетнему ребенку следует повторить за логопедом следующие слова: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регули ровщик. Затем логопед просит его послушать и повторить следующие пред ложения: «Виолончелист укладывает инструмент в футляр. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Регулировщик руководит движением на пере крестке».

Состояние звукопроизношения ребенка. [СТР 68] Оно на чинается с повторения ребенком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков все групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зри тельной опорой, предложив ребенку называть картинки и составлять пред ложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за логопедом. Для того чтобы сконцентрировать внимание ребенка на нужной картинке, логопед может заранее подготовить лист картона и закры вать им картинки, оставив открытой только одну.

Для исследования состояния звукопроизношения предлагаются следую щие предметные и сюжетные картинки:

звук [м] — мышь, пума, дом. У мамы и Маши малина.

звук [м'] — медведь, гурами, семь. У мишки мед.

звук [п] — помидор, попугай, суп. У Поли и Павлика поезд.

звук [п'] — перец, копилка, голубь. Петя пел.

звук [б] — банан, яблоко, колобок. У Бори и Бэллы баранки.

звук [б'] — белка, воробей, голуби. У белки бельчонок.

звук [т] — тапки, петух, букет. У Толи букет.

звук [т'] — телефон, котенок, сеть. У Тины утюг.

звук [д] — дуб, подосиновик, помидор. У Дани и Даши домик.

звук [д'] — диван, желуди, смородина. Дина у дивана.

звук [н] — носки, малина, каштан. Носок на стуле.

звук [н'] — нитки, вишня, окунь. Ника и Нина едут на пикник.

звук [в] — волк, слива, кровать. Вовочку купают в ванне.

звук [в5] — ведро, винт, телевизор. У Вики и Вити вишни.

звук [ф] — футболист, телефон, шарф. У Марфы муфта.

звук [ф'] — фиалка, кефир, кофе. Федя пил кефир.

звук [к] — кот, стакан, мак. У кошки котенок.

звук [к'] — кит, ракета, носки. Никита надевает носки.

звук [г] — груша, гусь, попугай. Галя и Гоша гусей стерегут.

звук \т'} — гиря, гитара, сапоги. У Гены гитара.

звук [х] — хвост, сахарница, горох. Под дубом мох.

звук [х'] — хек, петухи, лопухи. Петухи боятся хитрой лисы.

звук [j] — яблоко, майка, сарай. Яша играет на балалайке.

звук [с] — самолет, лиса, ананас. Киска ест «Вискас».

звук [с'] — синица, персик, гусь. Сёма и Сеня тянут сети.

звук [ц] — цыпленок, курица, огурец. У курицы цыплята.

звук [з] — зайка, мимоза, динозавр. За забором коза и козлята.

звук [з'] — земляника, корзина, паровозик. У обезьяны зеленый бантик.

звук [ш] — шапка, груша, мышь. Лягушка в мышином горошке.

звук [ж] — желудь, баклажан, ножи. У Жанны и Жени желуди.

звук [ч] — чайник, кабачок, мяч. У Ванечки булочки с черемухой.

звук [щ] — щегол, овощи, плащ. В ящике три щенка.

звук [р] — ромашки, торт, помидор. В траве корзина.

звук [р'] — редис, перец, букварь. У Риммы репа и редиска.

звук [л] — лодка, кукла, стол. Володя и Мила в лодке.

звук [л'] — лимон, коляска, медаль. Лебеди летят над полями.

5. Состояние дыхательной и голосовой 

отмечается тип фи зиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, сме шанное), объем дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, сила голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляция голоса.

6. Особенности динамической стороны речи

 отмеча ются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных ввдов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

7. Навыки фонематического восприятия, логопед проверяет спо собность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками.

Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня.

Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки слогов: ба-па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя.

Шестилетний ребенок повторяет вслед за лого педом следующие цепочки: са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Выделение начального ударного из слов:  логопед предлагает пятилетнему ребенку выделить начальный ударный гласный звук из следую щих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры. Причем логопед акцентированно произносит начальный ударный гласный звук в каждом из слов.

Шестилетний ребенок по просьбе логопеда выделяет конечный соглас ный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. В этом случае ло гопед акцентирует внимание ребенка на конечных согласных. Аналогично  

проводится работа по выделению начальных ударных из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб. Кроме того, шестилетнему ребенку предлагается задание на определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан.

В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформи рованное речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической клас сификацией (общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, IV уровень рече вого развития).

Затем отражается специфика речевого нарушения в соот ветствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, ди зартрия). И наконец, выписываются выводы из всех разделов речевой карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Анкетные данныеФамилия, имя ребенка_______________________________________________________Дата рождения, возраст ______________________________________________________Национальность (отметить, если ес...

Методическая разработка "Речевая карта для обследования ребенка с общим недоразвитием речи"

Предлагаемая "Речевая карта" предназначена для проведения учителем-логопедом ДОУ психолого-логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.Методическая разработка &quo...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи

Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....

Методика обследования детей с общим недоразвитием речи

Речевая карта обследования детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...