Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.
методическая разработка (логопедия) по теме
Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюдения за ребенком, на всем протяжении их совместной работы. Это играет важную роль в построении, а в дальнейшем, возможно, и в коррекции планирования работы с ребенком, позволяет более тщательно применить индивидуальный подход, что, в свою очередь, создаст условия для наиболее эффективного использования возможностей ребенка. Бальная система оценки развития ребенка с речевой патологией помогает дать полное представление о картине нарушения, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы. К тому же, сопоставив данные констатирующего, промежуточного и контрольного обследований, можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в условиях специального детского сада требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношения развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.
- Ориентировочный этап. На этом этапе проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации.
- Дифференцировочный этап. Он включает в себя обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.
- Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.
- Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.
- Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения.
Данные, полученные в ходе обследования, фиксируются, всесторонне анализируются и оцениваются. Это даст возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы.
Примерная схема обследования ребенка
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения, возраст на момент обследования_________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Откуда поступил(а) _________________________________________________
Дата поступления в речевую группу___________________________________
Протокол №_____ Зачислен в логопедическую группу на срок_____________
Заключение ПМПК _________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_______________________________________
Данные о родителях:
- Данные о родителях:
Мать (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________
Отец (ФИО, возраст при рождении ребенка, место работы):_______________
- Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка________________________
Анамнестические данные:
- Протекание беременности:
От какой по счету беременности ребенок _______________________________
Характер протекания беременности (токсикоз – 1-я, 2-я половина беременности падения, травмы, хронические соматические заболевания, психозы, инфекции) ________________________________________________
- Протекание родов:
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______
Стимуляция (механическая, медикаментозная, другое) ___________________
- Когда закричал ребенок ________________________________________
- Наблюдалась ли асфиксия ______________________________________
- Резус-фактор _________________________________________________
- Вес и рост при рождении________________________________________
- Раннее постнатальное развитие ребенка:
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания, грудное или искусственное) __________________________________________________________________
Когда выписались из роддома (если задержались, то почему)______________
Характер «жизненного ритма» ребенка ________________________________
- Раннее психомоторное развитие:
Когда начал держать голову __________________________________________
Когда начал переворачиваться.________________________________________
Когда начал сидеть _________________________________________________
Когда начал стоять _________________________________________________
Когда начал ходить _________________________________________________
Когда появились первые зубы ________________________________________
Раннее эмоциональное развитие:
Когда появился комплекс оживления __________________________________
Стал узнавать близких ______________________________________________
Появилась реакция на посторонних ___________________________________
- Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре):
До года: ___________________________________________________________
С 1года до 3 лет: ___________________________________________________
После 3 лет: _______________________________________________________
- Речевое развитие ребенка:
Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций:
Крика _____________________________________________________________
Гуления ___________________________________________________________
Лепета ____________________________________________________________
Первых слов _______________________________________________________
Первых фраз _______________________________________________________
Темп речевого развития (замедленный, нормальный, бурный) _____________
Имела ли место стимуляция речевого развития (чтение детской литературы, подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста заучивались стихи, песни, как запоминает)
Отмечались ли:
Грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет ___________
Грубые аграмматизмы после 3 лет ____________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно _________________________
Использование жестов ______________________________________________
Характерные особенности понимания речи окружающих _________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста __________________________
- Условия воспитания ребенка:
Социальная среда (контакты с лицами, страдающими речевой патологией, наличие в семье билингвизма – если присутствует, то какой язык преобладает в общении, диалект) _____________________________________
Культурно-бытовые условия в семье (контакты с лицами, страдающими нарушением слуха или зрения, расстройствами психики, социально неблагополучные семьи) _____________________________________________
- Особенности внешнего облика __________________________________
- Наличие вредных привычек и их характер ________________________
- Отношение членов семьи к речевому дефекту ребенка (безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание ребенка на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования или оставляют дефект незамеченным) _______________________________
Объективные данные:
- Заключения специалистов:
Неврологический статус (невролог) _____________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) __________________________
Состояние слуха (оториноларинголог) ___________________________
Состояние зрения (офтальмолог) ________________________________
- Общее развитие ребенка, особенности деятельности:
Контакт (речевой, жестовый, мимический, в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм; контакт формальный, в контакт вступает, но не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт избирательный, легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность) __________________________________________________________________
Отзывается на имя __________________________________________________
Называет свое имя и фамилию, имена родителей ________________________
Понимание родственных связей (мама, папа, бабушка) ___________________
Круг представлений об окружающем __________________________________
Состояние психофизических процессов
- Внимание (низкая концентрация и неустойчивость внимания; внимание недостаточно устойчивое, поверхностное; быстро истощается, требует переключения на другой вид; плохое переключение внимания; внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительная).
- Зрительное восприятие:
Узнавание предметов в условиях наложения ____________________________
Узнавание предметов в неполном изображении ________________________
Условия реального изображения _____________________________________
Условия силуэтного изображения ____________________________________
Условия контурного изображения ____________________________________
Условия точечного изображения _____________________________________
Исследование восприятия по Гольдшальду _____________________________
Исследование элементов изображения с целым (Матрица Равена) _________
- Восприятие цвета:
Представление о цвете (есть/отсутствует)______________________________
Сличает цвета _____________________________________________________
Различает цвета (выделяет по слову) __________________________________
Знает и называет основные цвета______________________________________
- Восприятие величины
Представления о величине (есть/отсутствуют) __________________________
Соотносит предметы по величине _____________________________________
Дифференцирует предметы по величине _______________________________
Называет величину (выделяет по слову) _______________________________
- Восприятие формы
Представления о форме (есть/отсутствуют) ____________________________
Соотносит предметы по форме________________________________________
Дифференцирует геометрические формы ______________________________
Называет геометрические формы (выделяет по слову)
- плоские _________________
- объемные _______________
- Восприятие пространственных представлений
Знание:
- частей тела________________________
- лица _____________________________
Ориентировка в сторонах собственного тела ___________________________
Дифференцирование пространственных понятий:
- выше – ниже __________________________________________
- справа – слева _________________________________________
- в центре ______________________________________________
- дальше - ближе ________________________________________
- впереди – сзади ________________________________________
Складывание разрезных картинок:
- из 2-х частей;
- из 3-х частей;
- из 4-х частей.
- Временные представления:
Части суток __________________________________________________
Времена года_________________________________________________
Состояние моторной сферы
- Выявление латеральных предпочтений:
Определение ведущей руки (сложить пальцы рук в «замок» - определяется верхний большой палец) _____________________________________________
Определение ведущей ноги (ударить ногой по воображаемому или реальному мячу) _____________________________________________________________
Определение ведущего глаза (посмотреть в воображаемую подзорную трубу, сложенную из пальцев руки) _________________________________________
- Особенности общей моторики
Пройтись по комнате ________________________________________________
Пройти по ровной линии ____________________________________________
Пробежаться _______________________________________________________
Постоять, попрыгать на левой ноге __________, на правой ноге ____________
Попрыгать на двух ногах:
на месте __________________, с продвижением вперед ___________________
Маршировать под счет ______________________________________________
Подбросить и поймать мяч обеими руками _____________________________
Бросить мяч: левой рукой ______________, правой рукой _________________
Направленно бросить мяч ____________________________________________
Перекатить мяч из руки в руку ________________________________________
Переключение с одного движения на другое (правая рука на поясе – левая рука на голове и наоборот) ___________________________________________
Выполнение серии двигательных упражнений (точность воспроизведения, удержание в памяти элементов действий, самоконтроль):
По показу | По инструкции | |
Руки вперед | ||
Присесть, руки в стороны | ||
Руки вперед, в стороны, вверх |
- Особенности тонкой моторики
Изучение состояния тонкой моторики, пальцевого гнозиса:
Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук (cохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность)_________
Выявляются ли гиперкинезы пальцев, нарушения координации движений, тремор ____________________________________________________________
Исследуемые компоненты тонких движений пальцев рук | Приемы обследования ручной моторики | Оценка выполнения |
Кинестетическая основа организации движений (статическая координация) | Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки)
| |
Кинетическая основа организации движений (динамическая координация) | Кинетическая основа организации движений (динамический праксис)
для 5-6 лет повторение односложного элемента /\/\/\/\/\/\/\/\ для 6-7 лет повторение двухсложных элементов/\_/\_/\_/\_/\_ | |
Реципроктная координация |
- Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки. | При выполнении пробы учитывается скорость движения рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками. (Возможна работа с секундомером). |
Оптико-пространственная координация |
- Одноручные пробы: Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка; Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка; - Двуручные пробы: Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук; К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук. | |
Конструктивный праксис. | 1. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном положении. 2. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков. | |
Ритмичность движений. | Ритмическая организация ручной деятельности.
| |
Конфликтная двигательная деятельность. |
| |
Двигательная память. |
| |
Скорость движений рук |
| |
Синкинезии |
| |
Переключаемость движений | Учитываются все пробы. | |
Дифференциация движений | Учитываются все пробы. | |
Двигательная ловкость |
- Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой. 2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки. - Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки. | Учитываются все пробы. |
Точность движений |
- Для детей 6-7 лет. Укладывание спичек в коробку (12 красных и 12 белых спичек). По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой. 2. -Для детей 5-6 лет. Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки. - Для детей 6-7 лет. Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки. | Учитываются все пробы. |
- Особенности мимической моторики: в течение всего обследования отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
Оценка уровня развития функции мышц лица, и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:
Состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма)____________________________________________________________
Гипомимия ________________________________________________________
Сглаженность носогубных складок ____________________________________
Оральные синкинезии _______________________________________________
Асимметрия лица ___________________________________________________
Гиперкинезы лица __________________________________________________
Исследуемые компоненты произвольных мимических движений | Приемы обследования произвольной мимической мускулатуры | Оценка выполнения |
|
|
- Особенности артикуляционной моторики: в течение всего обследования в процессе речи отмечаются особенности артикулирования_____________________________________________________
-артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме
- артикуляция смазанная, сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика;
- артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.
Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:
Состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность) ______________________________________________________
Подвижность органов артикуляции (норма, недостаточна, строго ограничена) __________________________________________________________________
Неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия) __________________________________________________________________
Состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен)__________________________________________________________
Наличие (отсутствие) патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация: норма, усиливается при определенных условиях, постоянная) __________________________________________________________________
Исследуемые компоненты артикуляционных движений | Приемы обследования произвольной артикуляционной моторики. | Оценка Выполнения |
1.Способность к удержанию артикуляционной позы; 2. Способность к переключению; 3. Равномерность работы мышц; 4. Объем движений; 5. Тонус мышц (во время движения и при удержании позы); 6. Темп движения; 7. Точность движения; 8. Дифференциация движения; 9. Двигательные замены; 10. Синкинезии. | Движения губ:
Движения нижней челюсти:
Движения языка:
Движения мягкого неба:
|
На основе полученных результатов дается общая характеристика:
тонуса губной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________
подвижности губ (подвижны, малоподвижны, недостаточно подвижны) __________________________________________________________________
наличие (отсутствие) асимметрии в губной мускулатуре __________________
подвижности нижней челюсти (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________________________________________________________тонуса язычной мышцы (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________________________________________________________________подвижности (строго ограничена, недостаточна, норма) __________________
наличие (отсутствие) гиперкинезов, тремора, девиации языка _____________
тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) __________
наличие (отсутствие) отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону ________________________________________________________________
отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки ________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
Губы (толстые, мясистые, узкие, короткие):_____________________________
Зубы (редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, некоторые отсутствуют):_______________________________________
Прикус (открытый передний/боковой, двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий): ______________________________________________________
Челюсти (прогения, прогнатия, норма) _________________________________
Небо (узкое, высокое, плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина) ____________________________________________________________
Язык:
- форма и размер (обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, узкий, гипертрофия корня языка) _______________________________________
- кончик языка (истонченный, широкий, раздвоенный) ___________________
- подъязычная связка (норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Состояние дыхательной функции
Тип физиологического дыхания (носовое – норма, ротовое, смешанное)________________________________________________________
Вид физиологического дыхания (ключичное/верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное) __________________________________________________________________
Нарушения дыхания (отсутствуют – свободное дыхание; затрудненное, поверхностное; неровное, неритмичное) __________________________________________________________________
Дифференциация ротового и носового выдоха (сохранна; нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий)_____________________________________
Речевое дыхание:
- объем речевого выдоха (нормальный, недостаточный) __________________
-длительность и интенсивность (нормальная, недостаточная) ______________
Ритмичность (сохранна, нарушена) ____________________________________
Синхронность (сохранна, нарушена) ___________________________________
Плавность (сохранна, нарушена) ______________________________________
Состояние голосовой функции
Основные голосовые характеристики:
Способность модулировать голос по высоте и силе (сохранна/нарушена)________________________________________________
Нарушения силы голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся) __________________________________________________________________
Нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, резкий, фальцет на фоне грудного регистра, назализованный, напряженный, дрожащий)________
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (сохранна, нарушена)_________________________________________________________
Просодическая организация речевого потока
Мелодико-интонационная сторона речи: (норма, голос монотонный, маломодулированный; отсутствие голосовых модуляций, нарушение интонационного оформления речи) __________________________________________________________________
Темп речи (норма; тахилалия, брадилалия; запинки; заикание) _____________
Ритм речи (норма; дисритмия: растянутый, скандированный) __________________________________________________________________
Паузация (сохранна, нарушена) _______________________________________
Выразительность (тембр, интонирование, употребление словесного, логического ударения) ______________________________________________
Понимание обращенной речи
Понимание речи в полном объеме (понимание/непонимание переносного значения метафорических выражений, фразеологизмов); понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполнение/невыполнение сложных речевых инструкций; понимание обращенной речи ограничено (ситуативно); выполнение/невыполнение простых речевых инструкций; непонимание обращенной речи___________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов
Не нарушена; нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими)____________________________________________________
Состояние фонетического строя речи
Общая характеристика состояния звукопроизношения____________________
фонетический строй сформирован;
присутствие/отсутствие фонетических дефектов звукопроизношения – искажений:
-редуцированность гласных;
- недостаток произношения свистящих_________________________________
- недостаток произношения шипящих _________________________________
- недостаток произношения сонорных _________________________________
- недостаток произношения губно-губных ______________________________
- недостаток произношения губно-зубных ______________________________
- недостаток произношения переднеязычных взрывных __________________
- недостаток произношения средненебных ______________________________
- недостаток произношения заднеязычных ______________________________
- недостаток произношения носовых __________________________________
- недостаток произношения твердых согласных _________________________
- недостаток произношения мягких согласных __________________________
Присутствие/отсутствие фонологических дефектов (замены, смешения) __________________________________________________________________
Состояние фонематических процессов
- Фонематическое восприятие (сохранно, нарушено):_________________
Способен /не способен различать и опознавать фонемы на слух __________________________________________________________________
Способен /не способен дифференцировать звуки в речи:
- несмешиваемых в произношении ____________________________________
- смешиваемых в произношении______________________________________
Способен /не способен дифференцировать правильно и искаженно произнесенные звуки________________________________________________
- Фонематический анализ (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________
Определение места ударного гласного в слове (нач.-сер.-кон.)_____________
Выделение ударного гласного в начале слова ___________________________
Определение места заданного согласного звука в слове (нач.-сер.-кон.)_____
Определение согласного звука по месту в слове _________________________
Определение места звука в слове по отношению к другим звукам__________
- Фонематический синтез (сформирован, недостаточен, не сформирован):_________________________________________________
Составление слов из последовательно предъявляемых звуков _____________
- Фонематические представления (сформированы, недостаточны, не сформированы):_______________________________________________
Нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук __________________________________________________________________
Подбор слов с заданным звуком ______________________________________
Составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук __________________________________________________________________
Определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения текста) __________________________________________________________________
Состояние лексико-грамматического строя экспрессивной речи
- Активный словарь (достаточный, соответствует возрастной норме, обиходный, беден, резко ограничен)______________________________
Называние картинок по темам: «Игрушки», «Одежда», «Овощи» и т.д. _____
Обобщающие понятия: называние одним словом группы предметов __________________________________________________________________
Называние существительных, обозначающих части тела_________________
Называние существительных, обозначающих части предметов ____________
Употребление глаголов при ответах на вопросы ________________________
Называние прилагательных:
- по цвету (синий, красный) __________________________________________
- по форме (квадратный, овальный) ____________________________________
Подбор антонимов (существительных, прилагательных, глаголов) _________
- Состояние словоизменения:
Употребление существительных в Им.п. ед. и мн. числа__________________
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога ________
Употребление формы Род. п мн. Числа сущ-х __________________________
Употребление предложно-падежных конструкций _______________________
Согласование прилагательных с существительными в ед. числе ___________
Согласование числительных с существительными _______________________
- Состояние словообразования:
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами _________
Образование названий детенышей животных ___________________________
Образование прилагательных от сущ-х:
- притяжательных ______________________________________________
- относительных _______________________________________________
Образование приставочных глаголов __________________________________
Образование глаголов совершенного вида ______________________________
Состояние связной речи (работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи со стороны педагога, требует серьезной помощи: использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п.; составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)
Составление рассказа по сюжетной картине ____________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картин _______________________
Составление рассказа-описания ______________________________________
Заключение: (уровень сформированности речи ребенка определяется в соответствии с психолого-педагогической классификацией)_______________
__________________________________________________________________
На основе полученных результатов дается общая оценка сформированности навыков, состояния процессов психических функций, формирования отдельных компонентов речи и т.д.
Шкала оценки:
0 баллов - отсутствие нарушений (сохранность функций и систем);
1 балл - удовлетворительное состояние, нарушения носят не ярко выраженный характер;
2 балла – имеются нарушения средней степени тяжести;
3 балла – наблюдаются грубые нарушения,
4 балла – ярко выраженные нарушения, вплоть до полной несформированности навыков, процессов, систем.
Первичная диагностика нарушений - констатирующее обследование- провидится перед началом специального обучения. Контрольное, соответственно, после его завершения. Но не исключается возможность проведения промежуточных обследований, с целью выявления эффективности проводимых мероприятий по преодолению речевой недостаточности. Сопоставив данные можно проследить динамику (или ее отсутствие) в развитии ребенка. Например,
№ п/п | Параметры обследования | Констатирующее обследование | Контрольное Обследование |
1. | Психофизические процессы | 1 | 0 |
2. | Моторная сфера | 2 | 1 |
3. | Артикуляционный аппарат | 2 | 0 |
4. | Дыхательная функция | 2 | 0 |
5. | Голосовая функция | 2 | 0 |
6. | Просодическая организация речевого потока | 2 | 1 |
7. | Понимание обращенной речи | 1 | 0 |
8. | Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов | 3 | 1 |
9. | Фонетический строй речи | 3 | 0 |
10. | Фонематические процессы | 3 | 1 |
11. | Лексико-грамматический строй речи | 3 | 1 |
12. | Связная речь | 3 | 1 |
Общий балл: | 33 | 6 |
Диаграмма развития ребенка
в процессе коррекционно-обучаюшего процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система педагогической, психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи»
Структурная модель...
«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»
Предлагаемые динамические паузы способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Развитие устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экологического воспитания»
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной ...
Обобщение опыты "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мнемотехники"
Представлен опыт работы педагога по использованию мнемотехники для детей с ОНР...
План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"
Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....
Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи
Индивидуально-коррекционный план логопеда на год на ребенка собщим недоразвитием речи....