Постановка,автоматизация и дифференциация.Звук[р, л]
картотека по логопедии
Представлен материал для постановки,автоматизации и дифференциации звуков [р, л]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovkaavtomatizatsiya_i_differentsiatsiya.zvukr_l.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук[р]
Вызвать правильный звук [р] достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать звук при помощи подражания удается очень редко. Обычно постановке звука предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, развитию способности различать правильные и неправильные звуки. Поэтому и маме и ребенку надо запастись терпением и быть внимательными. Чтобы вызвать нужную вибрацию кончика языка, необходимо предварительно выполнить подготовительные упражнения:
а) сначала медленно, затем быстрее язык высовывают и убирают;
б) высунув язык, двигают им справа налево и наоборот;
в) кончиком языка стараются достать кончик носа, затем подбородок.
Кроме того, необходимо выполнять следующие упражнения.
1. Раскрыть рот пошире так, чтобы нижние и верхние зубы были хорошо видны. Широко распластанный язык поднять так, чтобы он своими краями плотно прилегал к верхним зубам и была видна нижняя часть языка и подъязычная уздечка. При этом уздечка натягивается, как «гитарная струна».
2. Щелкать языком (то быстро, то медленно) так, чтобы он всей своей массой сначала присасывался к нёбу, а затем отрывался. Рот при этом широко открыт, а нижняя челюсть — неподвижна. Подъязычная уздечка растягивается и должна быть хорошо видна.
3. Открыв рот, улыбнуться, поднять широкий язык к небу и кончиком ударять в небо за зубами (альвеолы), произнося [т-т-т] или [д-д-д], сначала медленно, затем все быстрее. Ребенку шпателем или ручкой чайной ложки надо указать место удара кончика языка о нёбо. Для проверки правильности выполнения упражнения подставьте ко рту пузырек или полоску бумаги. Воздух при выдохе должен попадать в пузырек, а бумажка отклоняться.
4. Поднять язык к небу, хорошо растянув уздечку. Плотно прижать к небу боковые края языка (можно прижать их большим и указательным пальцами руки). Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса, произнося [з-з-з] или [ж-ж-ж], одновременно проведя пальчиком по уздечке. Можно ручкой чайной ложки под кончиком языка проводить быстрые колебательные движения в горизонтальном направлении. Если выдох у ребенка слабый, давайте ему почаще надувать резиновые воздушные шары или любые резиновые игрушки. Иногда легче добиться правильного, выдоха, произнося звуки [дз] или [тж]. Обязательно проследите, чтобы язык был хорошо распластан, а струя выдыхаемого воздуха была направлена по средней линии на кончик языка.
Упражнения выполняются не более пяти минут, но несколько раз в день, понемногу увеличивая напор воздуха. Постепенно звукосочетания [дз] или [тж] перейдут в [тр] или [др]. Необходимо постоянно следить, чтобы кончик языка вибрировал, края языка плотно прижимались к верхним зубам, а рот был широко открыт.
Звуки [т] и [д] являются опорными звуками для правильного звукопроизношения звука [р]. Если длительное время вместо [р] слышится звукосочетание [тр] или [др], значит, мышцы языка еще недостаточно натренированы и все упражнения необходимо продолжать. Когда мышцы языка будут крепкими, вы вначале услышите короткий звук [р], который постепенно будет становиться все длиннее. Надо добиться раскатистого, длительного звука без включения голоса.
Занятия желательно проводить перед зеркалом, чтобы вначале вы показали ребенку, где должен находиться язык. Кроме того, работая перед зеркалом, ребенку легче контролировать положение языка. Не забывайте, что переходить к следующему упражнению можно только полностью освоив предыдущее. В данном случае лучше продвигаться вперед чуть медленнее, чем поспешить.
Если ребенок не просто не выговаривает звук, а заменяет его другим, то одновременно с выполнением упражнений, тренируйте ребенка, чтобы он мог различать безошибочно звуки на слух. Предложите ребенку ряд слогов: ва, ра, ла, на, ка, са и т. д., пусть услышав слог со звуком [р], он поднимет руку или хлопнет в ладоши, как вы с ним договоритесь. Когда он научится это делать легко, усложните задание, называя уже слова, а он будет выделять с нужным звуком. Только не забывайте, что ребенку легче всего выделять первый звук, поэтому, по крайней мере, в начале занятий, слова должны начинаться звуком [р].
Только получив чистый звук, можно переходить к его закреплению в слогах. В данном случае начинать лучше с обратных слогов.
Ребенок повторяет отраженно.
АР — АР — АР УР — УР — УР | ОР — ОР — ОР ИР — ИР — ИР |
Слоговые ряды для запоминания.
АР — ОР — АР ОР — АР — ОР ОР — ИР — ОР | УР — АР — УР ИР — АР — ИР |
Слова повторяются отраженно.
арба арбуз | орбит орден | ирис Ирка | урна ура |
Слоги повторяются отраженно:
РА — РА — РА РУ — РУ — РУ | РО — РО — РО РЫ — РЫ — РЫ |
Закрепите звукопроизношение словами, словосочетаниями и короткими предложениями. Произнесите отраженно слоги.
ТРА — ТРО — ТРУ — ТРЫ
ДРА — ДРО — ДРУ — ДРЫ
КРА — КРО — КРУ — КРЫ
ГРА — ГРО — ГРУ — ГРЫ
ВРА — ВРО — ВРУ — ВРЫ
ПРА — ПРО — ПРУ — ПРЫ
ФРА — ФРО — ФРУ — ФРЫ
Придумайте слова с этими слогами и проговаривайте с ребенком. Выучите чистоговорки, потешки, скороговорки, стихи. арь — арь — арь — горит фонарь
аль — аль — аль — пришел февраль орь — орь — орь — у Лары корь оль — оль — оль — сильная боль ель — ель — ель — у Ромы дрель ель — ель — ель — наступил апрель ырь — ырь — ырь — большой пузырь ыль — ыль — ыль — на полу лежит пыль ра — ра — ра — на дворе жара ро — ро — ро — новое перо ру — ру — ру — не люблю жар | ры — ры — ры — это комары ар — ар — ар — синий шар ор — ор — ор — сосновый бор ур — ур — ур — напоите кур ир — ир — ир — нам нужен мир ыр — ыр — ыр — дайте сыр тра — тра — тра — высокая трава тро — тро — тро — едем в метро гра — гра — гра — веселая игра бро — бро — бро — делайте добро |
* * * Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. | * * * И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп. И ушел Прокоп — кипит укроп, И пришел Прокоп — кипит укроп |
* * * Добры бобры идут в боры. Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в стары боры. | . * * * Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку. А. Стародубова |
* * * Светит солнышко с утра В детский сад идти пора. | * * * Черепаха как-то раз На пригорок взобралась, Чтобы ноги Поразмять, На припеке Подремать О. Дриз |
Чтобы добиться правильного произношения смягченного звука [р'], необходимо показать ребенку, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к шейке верхних резцов в месте альвеол. Легче всего добиться мягкого звука в слоге ри.
Вначале, как и в предыдущих случаях, проговаривайте отраженно слоги ре, ри, рю, ря, ер, ир, юр, яр, арь, орь, ерь, ырь.
Подберите слова и короткие предложения с этими звуками, ребенок может и сам попробовать найти слова с этими слогами.
Выучите чистоговорку.
ре — ре — ре — щука в ведре
ри — ри — ри — прилетели снегири
рю — рю — рю — я репу варю
ря — ря — ря — поднимайте якоря
ерь — ерь — ерь — это дикий зверь
орь — орь — орь — у ребенка корь
арь — арь — арь — на стене висит фонарь
Поиграйте в игры.
1. Представь, ты отправился в магазин покупать новую мебель, но только ту, в которой есть звуки [р] и [р']. Что бы ты купил? (кровать, кресло, сервант, ковер, картину, журнальный столик и т. д.)
2. На новоселье угощали гостей только блюдами, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Что ели гости? (рыбу, торт, смородину, черешню, мороженое, мармелад и т. д.)
3. Какие части дома имеют в своем названии звуки [р] и [р']? (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак).
Звук [л]
Возьмите зеркало и покажите ребенку, какое положение принимают язык и губы, когда вы правильно произносите звук. Попросите ребенка повторить. Если звук [л] не удалось вызвать по подражанию, значит, надо подготовить артикуляционный аппарат и добиться большей подвижности кончика языка.
Предложите ребенку выполнить следующие упражнения:
а) вытянуть губы трубочкой и чуть растянуть их как бы в улыбке. Попросите ребенка подержать их в таком положении хотя бы 5-10 секунд;
б) открыть рот, высунуть язык и кончик его тянуть вверх, стараясь, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной;
в) расслабленным языком делать ласкательные движения, облизывая при этом верхнюю губу.
Упражнения делаются до тех пор, пока не будут четко выполняться. После этого предложите ребенку сделать такое упражнение: поднять язык кверху широкой чашечкой так, чтобы его кончик уперся в верхние резцы. Края языка не должны смыкаться с боковыми зубами, по бокам языка должна образоваться щель, через которую будет проходить воздух. Воздух ребенок выдыхает умеренной струей по бокам языка в щеки так, чтобы при прикосновении пальцами к щекам ощущалось «булькание» воздуха. Расслабленным языком делаются быстрые ласкательные движения с голосом (как клокочет индюк) — получается бл-бл-бл. Чтобы получить длительный звук [л], надо сделать язык чашечкой, поднять его к верхним резцам или альвеолам и включить голос. Язык при этом остается неподвижным. При выполнении данного упражнения губы принимают овальную форму, зубы разомкнуты и неподвижны. Когда язык, произнося длительный звук [л], отрывается от альвеол, произносится гласный звук, сливаясь в слог. Например л... а, л... о и т. д.
Можно еще вызвать межзубный звук [л]. Однако надо иметь в виду, что произношение межзубного звука возможно только как упражнение, для закрепления в речи этот звук использовать нельзя. Для получения межзубного звука при разомкнутых губах широкий, расслабленный язык прикусывается передними зубами. Обязательно следите, чтобы язык не соприкасался с верхними губами. Произнося прижатым языком продолжительный звук ыыыы, получается звук [л]. Затем, разжимая и сжимая зубы, как бы жуя язык, произнести слоги ла-ло-лу-лы. По мере того, как произношение улучшается, язык постепенно заводится за зубы, упираясь своим кончиком в альвеолы.
Если ребенок не просто плохо произносит звук, а заменяет его другим, необходимо научить малыша различать звуки на слух. Методика та же, что и при отработке звука [р]. Вначале ребенку предлагаются слоги, из которых он выделяет те, что содержат звук [л], потом предлагаются слова. Если ребенок путает [л] и [в], надо следить, чтобы губы не участвовали в произнесении звука. Можете в начале занятий придерживать движение губ пальцами.
После того как ребенок научился совершенно чисто произносить твердый звук, можно переходить к закреплению его в слогах.
Слоги произносятся ребенком отраженно(за взрослым).
ЛА — ЛА — ЛА ЛО — ЛО — ЛО ЛУ — ЛУ — ЛУ ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ | АЛ — АЛ — АЛ ОЛ — ОЛ — ОЛ УЛ — УЛ — УЛ ИЛ — ИЛ — ИЛ |
Ребенок произносит слова отраженно.
Лак, лад, лаз, лай, лапа, лампа, ласка, ларек, палас, класс, шпала, школа. Лог, лом, лот, лоб, лов, локоть, ловить, лодка, сало, пилот, слог. Луч, луг, лук, лучина, лужа, луна, лупа, плуг, слуга. Лыжи, лыко, лыжник, лысый, балы, балык. Ребенок проговаривает ряды слов.
Бал — дал — вал — мал — зал — пал. Зол — дол — гол — кол — мол — тол.
Ребенок учит наизусть чистоговорки, стихи, загадки.
ла — ла — ла — веселая юла ла — ла — ла — девочка мала
ла — ла — ла — мама чай пила ло — ло — ло — тихо и тепло
ло — ло — ло — в дереве дупло лу — лу — лу — купили мы юлу
лу — лу — лу — я танцую на балу лы — лы — лы — чистые полы
лы — лы — лы — налетели пчелы ал — ал — ал — ребенок мал
ол — ол — ол — забил я гол ул — ул — ул — не ломай стул
ил — ил — ил — я кубики сложил ел — ел — ел — у Лары мел
алка — алка — алка — у Вани скалка олка — олка — олка — нитка и иголка
илка — илка — илка — у мамы пилка
Спелое яблоко со стола упало — |
Мне в рот попало. |
* * * |
Не жалела мама мыла. |
В воде искупался, а сух остался. |
(Гусь) |
Белое одеяло землю одевало. |
Солнце напекло, одеяло потекло. |
(Снег) |
Скатерть бела, весь свет одела. |
(Снег) |
Мягкие лапки, в лапках — царапки |
(Кошка) |
Молод был — светло светил, |
Под старость устал — меркнуть стал |
(Месяц) |
В сосне дупло, в дубле тепло, |
А кто в дупле живет в тепле? |
(Белка) |
* * * Свинья тупорыла, | |
Белорыла, | |
Полдвора рылом изрыла, | |
Вырыла полрыла. | |
До норы не дорыла. | |
* * * | |
Завизжала пила, | |
Зажужжала, как пчела, | |
Пропилила кусок, | |
Наскочила на сучок, | |
Лопнула и стала. | |
Начинай сначала. | |
* * * | |
Этот шмель очень смел. | |
Он на липу полетел. | |
* * * | |
Коля, Коля, Николая | |
За собою убирай! | |
У тебя ленивы руки: | |
Под столом ремень и брюки, | |
На полу рубаха, | |
Николай — неряха! | |
И. Демьянов |
Дифференциация звуков [р] — [л]
Вначале отраженно произносятся слоги.
АР — АЛ ОР — ОЛ ИР — ИЛ ЕР — ЕЛ УР — УЛ ЮР — ЮЛ | РА — ЛА РО — ЛО РИ — ЛИ РЕ — ЛЕ РУ — ЛУ РЮ — ЛЮ |
Ребенок произносит слова парами. Чем отличаются слова? Бал — бар, мол — мор, дал — дар, тол — тор, мир — мил, игла — игра, село — серо, укол — укор, полка — порка, ложь — рожь, лука — рука.
Выучите чистоговорки, поговорки.
ра — ра — ра — хорошая игра ла — ла — ла — Клара пришла ри — ри — ри — на поле косари ли — ли — ли — ранка не боли ро — ро — ро — нет у нас метро ло — ло — ло — в дереве дупло ре — ре — ре — трава на дворе ру — ру — ру — скачет кенгуру лу — лу — лу — сижу я на полу рю — рю — рю — я подарок подарю лю — лю — лю — саблей заколю ры — ры — ры — принесли дары лы — лы — лы — принесли столы ря — ря — ря — поднимайте якоря ля — ля — ля — сырая земля | ар — ар — ар — укусил комар ал — ал — ал — я упал ор — ор — ор — сладкий помидор ол — ол — ол — гол как сокол ир — ир — ир — нам нужен мир ил — ил — ил — страшный крокодил ур — ур — ур — накормите кур ул — ул — ул — не ломай стул ер — ер — ер — на лугу клевер ел — ел — ел — паук муху съел ыр — ыр — ыр — люблю я сыр ыл — ыл — ыл — я полы помыл ер — ер — ер — повесили ковер ел — ел — ел — в лес пошел ле — ле — ле — заяц на осле |
арь — арь — арь — горит фонарь аль — аль — аль — пришел февраль орь — орь — орь — у Лары корь оль — оль — оль — сильная боль | ель — ель — ель — у Ромы дрель ель — ель — ель — наступил апрель ырь — ырь — ырь — большой пузырь ыль — ыль — ыль — на полу лежит пыль |
Клара у Вали играет на гитаре.
* * *
За всякое дело берись смело.
* * *
Что с возу упало, то пропало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...
Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков
Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе...
Картотека упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков
Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации звуков...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА [Р]
Тема: Автоматизация звука [Р].Цель: автоматизация звука [Р] в начале слова, открытых слогах ро, ру.Задачи: Коррекционно-образовательные:Учить правильно произносить звук [Р]Учить согласованию существит...
Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке,автоматизации и дифференциации звуков....
РАБОТА С ИДЕОГРАФАМИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.
ИДЕОГРАФЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ....