Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район
Учитель-логопед Киселева Э.А.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков
«Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Цели занятия.
- Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [з], [ш], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе.
- Повторение характеристик этих звуков.
- Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов-паронимов.
- развитие связной речи.
- Закрепление навыков чтения.
- Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Оборудование.
1.Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки.
2. Наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска.
3. Схемы слов, предложений.
4. Телевизор.
5. Конверты с буквами для составления кроссворда.
6. Письмо лесных жителей.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня для вас в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нём? (Открывает конверт). Здесь загадки! Попробуйте их отгадать.
Дети отгадывают загадки. Картинки-отгадки логопед помещает на фланелеграф.
Зверька мы узнаем с тобой Вот иголки и булавки
По двум таким приметам: Выползают из-под лавки.
Он в шубке беленькой зимой, На меня они глядят,
А в шкурке серой – летом. Молока они хотят.
(Заяц). (Ёжик).
Хитрая плутовка, Ходит летом косолапо,
Рыжая головка, А зимой сосёт он лапу.
Хвост пушистый - краса, Любит рыбу, любит мёд
А зовут её… (лиса). И в малинник забредёт.
(Мишка).
Сравнение звуков.
Логопед. Какие пройденные звуки вы услышали в словах- отгадках?
Дети. Это звуки [с], [з], [ш], [ж].
Логопед. Правильно. Чем они похожи?
Дети. Все они согласные, твёрдые.
Логопед. Чем эти пары отличаются?
Дети. Звуки [с] и [ш] – глухие, [з] и [ж] – звонкие.
Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в слогах
Проводится дидактическая игра «Телефон». Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них.
Са-ва-ша-жа, оз-ош-ус-уш, ши-сы-зы-жи и т.д.
Дифференциация звуков в словах
Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам». На фланелеграфе находятся четыре картиеки с изображением зайца, лисы, ежа, мишки. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам на фланелеграфе на четыре столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове, согласовывая их с числительными.
Бусы, шуба, шар, зонт, пижама, жук.
Дифференциация звуков в предложениях
Проводится дидактическая игра «Прочти предложение». У каждого ребёнка на столе лежит конверт, в котором находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложение и составить его схему.
Мышка кошка напала на
Кошка напала на мышку.
Звуковой анализ и синтез слов
Проводится дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путём замены одной буквы.
Дети определяют первый звук в слове по предметным картинкам, прочитывают слово (подставляя буквы), а затем меняют одну букву на другую, получая новое слово.
Шок-сок, жук-сук и т.д.
Физкультминутка
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Звучит музыка.
Дождик.
Дождик вывалился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю:
На них рубашки
Стали,
Словно промокашки.
И.Винокуров
Дифференциация звуков в рассказе
Читая рассказ, логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку), белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад.
Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).
Как медведь сам себя напугал
Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.
Вскочил заяц с лёжки – помчал в гущу. Наскочил на сороку – та подняла крик на весь лес.
Услышали лоси.
Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И кто-то топочет! Не уйти лучше?
Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!
Так медведь сам себя напугал.
По Н. Сладкову
Разгадывание кроссоворда
С о р о к а
б е л к а
з а я ц
м е д в е д ь
ш и ш к а
л о с и
в а л е ж и н а
Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа. При отгадывании слов у детей закрепляются навыки чтения.
Итог занятия
Логопед вручает детям в подарок книги Н. Сладкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_differenciaciya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район
Учитель-логопед Киселева Э.А.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков
«Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Цели занятия.
- Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [з], [ш], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе.
- Повторение характеристик этих звуков.
- Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов-паронимов.
- развитие связной речи.
- Закрепление навыков чтения.
- Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Оборудование.
1.Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки.
2. Наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска.
3. Схемы слов, предложений.
4. Телевизор.
5. Конверты с буквами для составления кроссворда.
6. Письмо лесных жителей.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня для вас в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нём? (Открывает конверт). Здесь загадки! Попробуйте их отгадать.
Дети отгадывают загадки. Картинки-отгадки логопед помещает на фланелеграф.
Зверька мы узнаем с тобой Вот иголки и булавки
По двум таким приметам: Выползают из-под лавки.
Он в шубке беленькой зимой, На меня они глядят,
А в шкурке серой – летом. Молока они хотят.
(Заяц). (Ёжик).
Хитрая плутовка, Ходит летом косолапо,
Рыжая головка, А зимой сосёт он лапу.
Хвост пушистый - краса, Любит рыбу, любит мёд
А зовут её… (лиса). И в малинник забредёт.
(Мишка).
Сравнение звуков.
Логопед. Какие пройденные звуки вы услышали в словах- отгадках?
Дети. Это звуки [с], [з], [ш], [ж].
Логопед. Правильно. Чем они похожи?
Дети. Все они согласные, твёрдые.
Логопед. Чем эти пары отличаются?
Дети. Звуки [с] и [ш] – глухие, [з] и [ж] – звонкие.
Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в слогах
Проводится дидактическая игра «Телефон». Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них.
Са-ва-ша-жа, оз-ош-ус-уш, ши-сы-зы-жи и т.д.
Дифференциация звуков в словах
Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам». На фланелеграфе находятся четыре картиеки с изображением зайца, лисы, ежа, мишки. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам на фланелеграфе на четыре столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове, согласовывая их с числительными.
Бусы, шуба, шар, зонт, пижама, жук.
Дифференциация звуков в предложениях
Проводится дидактическая игра «Прочти предложение». У каждого ребёнка на столе лежит конверт, в котором находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложение и составить его схему.
Мышка кошка напала на
Кошка напала на мышку.
Звуковой анализ и синтез слов
Проводится дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путём замены одной буквы.
Дети определяют первый звук в слове по предметным картинкам, прочитывают слово (подставляя буквы), а затем меняют одну букву на другую, получая новое слово.
Шок-сок, жук-сук и т.д.
Физкультминутка
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Звучит музыка.
Дождик.
Дождик вывалился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули мальчишки.
Порезвиться захотели –
Закружились, загалдели…
Я смотрю:
На них рубашки
Стали,
Словно промокашки.
И.Винокуров
Дифференциация звуков в рассказе
Читая рассказ, логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку), белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад.
Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).
Как медведь сам себя напугал
Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.
Вскочил заяц с лёжки – помчал в гущу. Наскочил на сороку – та подняла крик на весь лес.
Услышали лоси.
Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И кто-то топочет! Не уйти лучше?
Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!
Так медведь сам себя напугал.
По Н. Сладкову
Разгадывание кроссоворда
С о р о к а
б е л к а
з а я ц
м е д в е д ь
ш и ш к а
л о с и
в а л е ж и н а
Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа. При отгадывании слов у детей закрепляются навыки чтения.
Итог занятия
Логопед вручает детям в подарок книги Н. Сладкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на тему : "Тимбилдинг - мы команда" с использованием тимбилдинг технологии для детей подготовительной к школе группе
Цель: Пополнить двигательный опыт, обогатить педагогический процесс с помощью предлагаемых обстоятельств. Сплочение детского коллектива, выявление лидерских качеств у ребят.Программное содержани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности познавательно-речевая с элементами конструирования и продуктивно-художественной деятельности с применением приемов ТРИЗ в подготовительной к школе группе с НВОНР
Конспект с элементами конструирования в изобразительной деятельности....
Непосредственно образовательная деятельность (образовательной области "Познавательное развитие") в форме викторины «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
Цель: Закреплять знания детей о различных профессиях.Образовательные задачи:1. Систематизировать знания детей о различных профессиях.Развивающие задачи:Развивать внимание, память, любознательность.Рас...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Осенняя пора, очей очарованье….» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе
Конспект НОДпо художественно-эстетическому развитию «Осенняя пора, очей очарованье….» с использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...
Конспект открытой образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Направление: «Развитие речи» Тема: «ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ» с воспитанниками подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе п...