Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 Киселёва Элла Анатольевна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район

 

Учитель-логопед Киселева Э.А.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков

 

«Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж]  (подготовительная к школе группа)

 

 

Цели занятия.

 

  1. Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [з], [ш], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе.
  2. Повторение характеристик этих звуков.
  3. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам.
  4. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов-паронимов.
  5. развитие связной речи.
  6. Закрепление навыков чтения.
  7. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

 

Оборудование.

1.Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки.

2. Наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска.

3. Схемы слов, предложений.

4. Телевизор.

5. Конверты с буквами для составления кроссворда.

6. Письмо лесных жителей.

 

Организационный момент. 

 

Логопед. Ребята, сегодня для вас в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нём? (Открывает конверт). Здесь загадки! Попробуйте их отгадать.

 

Дети отгадывают загадки. Картинки-отгадки логопед помещает на фланелеграф.

 

Зверька мы узнаем с тобой                                          Вот иголки и булавки

По двум таким приметам:                                            Выползают из-под лавки.

Он в шубке беленькой зимой,                                      На меня они глядят,

А в шкурке серой – летом.                                           Молока они хотят.

                         (Заяц).                                                                             (Ёжик).

 

Хитрая плутовка,                                                          Ходит летом косолапо,

Рыжая головка,                                                             А зимой сосёт он лапу.

Хвост пушистый  - краса,                                             Любит рыбу, любит мёд

А зовут её…      (лиса).                                                  И в малинник забредёт.

                                                                                                                  (Мишка).

 

 

 

Сравнение звуков.  

 

Логопед. Какие пройденные звуки вы услышали в словах- отгадках?

Дети. Это звуки [с], [з], [ш], [ж].

Логопед. Правильно. Чем они похожи?

Дети. Все они согласные, твёрдые.

Логопед. Чем эти пары отличаются?

Дети. Звуки [с] и [ш] – глухие, [з] и [ж] – звонкие.

 

Развитие фонематического слуха

 

Дифференциация звуков в слогах

Проводится дидактическая игра «Телефон». Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них.

 

Са-ва-ша-жа, оз-ош-ус-уш, ши-сы-зы-жи и т.д.

 

Дифференциация звуков в словах

Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам».  На фланелеграфе находятся четыре картиеки с изображением зайца, лисы, ежа, мишки. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам на фланелеграфе на четыре столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове, согласовывая их с числительными.

 

Бусы, шуба, шар, зонт, пижама, жук.

 

Дифференциация звуков в предложениях

Проводится  дидактическая игра «Прочти предложение».  У каждого ребёнка на столе лежит конверт, в котором находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложение и составить его схему.

 

Мышка        кошка       напала     на

Кошка напала на мышку.

 

Звуковой анализ и синтез слов

Проводится дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путём замены одной буквы.

Дети определяют первый звук в слове по предметным картинкам, прочитывают слово (подставляя буквы), а затем меняют одну букву на другую, получая новое слово.

 

Шок-сок, жук-сук и т.д.

 

Физкультминутка

Логопед читает стихотворение, дети выполняют  соответствующие движения. Звучит музыка.

 

Дождик.

Дождик вывалился на луг,

Стало много луж вокруг.

Засучив скорей штанишки,

В лужу прыгнули мальчишки.

Порезвиться захотели –

Закружились, загалдели…

Я смотрю:

На них рубашки

Стали,

Словно промокашки.

                        И.Винокуров

Дифференциация звуков в рассказе

 

Читая рассказ, логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку), белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад.

Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).

 

Как медведь сам себя напугал

  Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.

  Вскочил заяц с лёжки – помчал в гущу. Наскочил на сороку – та подняла крик на весь лес.

  Услышали лоси.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

  Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И кто-то топочет! Не уйти лучше?

  Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!

  Так медведь сам себя напугал.

                                 По Н. Сладкову

 

Разгадывание кроссоворда

 

                        С о р о к а

                   б е л к а

                      з а я ц

                   м е д в е д ь

              ш и ш к а

                     л о с и

                        в а л е ж и н а 

 

Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа. При отгадывании слов у детей закрепляются навыки чтения.

 

Итог занятия

Логопед вручает детям в подарок книги Н. Сладкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_differenciaciya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район

Учитель-логопед Киселева Э.А.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков

«Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж]  (подготовительная к школе группа)

Цели занятия.

  1. Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [з], [ш], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе.
  2. Повторение характеристик этих звуков.
  3. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам.
  4. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов-паронимов.
  5. развитие связной речи.
  6. Закрепление навыков чтения.
  7. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Оборудование.

1.Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки.

2. Наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска.

3. Схемы слов, предложений.

4. Телевизор.

5. Конверты с буквами для составления кроссворда.

6. Письмо лесных жителей.

Организационный момент.  

Логопед. Ребята, сегодня для вас в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нём? (Открывает конверт). Здесь загадки! Попробуйте их отгадать.

 

Дети отгадывают загадки. Картинки-отгадки логопед помещает на фланелеграф.

Зверька мы узнаем с тобой                                          Вот иголки и булавки

По двум таким приметам:                                            Выползают из-под лавки.

Он в шубке беленькой зимой,                                      На меня они глядят,

А в шкурке серой – летом.                                           Молока они хотят.

                         (Заяц).                                                                             (Ёжик).

Хитрая плутовка,                                                          Ходит летом косолапо,

Рыжая головка,                                                             А зимой сосёт он лапу.

Хвост пушистый  - краса,                                             Любит рыбу, любит мёд

А зовут её…      (лиса).                                                  И в малинник забредёт.

                                                                                                                  (Мишка).

 

Сравнение звуков.  

Логопед. Какие пройденные звуки вы услышали в словах- отгадках?

Дети. Это звуки [с], [з], [ш], [ж].

Логопед. Правильно. Чем они похожи?

Дети. Все они согласные, твёрдые.

Логопед. Чем эти пары отличаются?

Дети. Звуки [с] и [ш] – глухие, [з] и [ж] – звонкие.

Развитие фонематического слуха

Дифференциация звуков в слогах

Проводится дидактическая игра «Телефон». Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них.

Са-ва-ша-жа, оз-ош-ус-уш, ши-сы-зы-жи и т.д.

Дифференциация звуков в словах

Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам».  На фланелеграфе находятся четыре картиеки с изображением зайца, лисы, ежа, мишки. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам на фланелеграфе на четыре столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове, согласовывая их с числительными.

Бусы, шуба, шар, зонт, пижама, жук.

Дифференциация звуков в предложениях

Проводится  дидактическая игра «Прочти предложение».  У каждого ребёнка на столе лежит конверт, в котором находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложение и составить его схему.

Мышка        кошка       напала     на

Кошка напала на мышку.

Звуковой анализ и синтез слов

Проводится дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путём замены одной буквы.

Дети определяют первый звук в слове по предметным картинкам, прочитывают слово (подставляя буквы), а затем меняют одну букву на другую, получая новое слово.

Шок-сок, жук-сук и т.д.

Физкультминутка

Логопед читает стихотворение, дети выполняют  соответствующие движения. Звучит музыка.

Дождик.

Дождик вывалился на луг,

Стало много луж вокруг.

Засучив скорей штанишки,

В лужу прыгнули мальчишки.

Порезвиться захотели –

Закружились, загалдели…

Я смотрю:

На них рубашки

Стали,

Словно промокашки.

                        И.Винокуров

Дифференциация звуков в рассказе

Читая рассказ, логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку), белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад.

Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).

 

Как медведь сам себя напугал

  Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб.

  Вскочил заяц с лёжки – помчал в гущу. Наскочил на сороку – та подняла крик на весь лес.

  Услышали лоси.

Пошли лоси по лесу кусты ломать!

  Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И кто-то топочет! Не уйти лучше?

  Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!

  Так медведь сам себя напугал.

                                 По Н. Сладкову

Разгадывание кроссоворда

                        С о р о к а

                   б е л к а

                      з а я ц

                   м е д в е д ь

              ш и ш к а

                     л о с и

                        в а л е ж и н а  

Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа. При отгадывании слов у детей закрепляются навыки чтения.

Итог занятия

Логопед вручает детям в подарок книги Н. Сладкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на тему : "Тимбилдинг - мы команда" с использованием тимбилдинг технологии для детей подготовительной к школе группе

Цель:  Пополнить двигательный опыт, обогатить педагогический процесс с помощью предлагаемых обстоятельств. Сплочение детского коллектива, выявление лидерских качеств у ребят.Программное содержани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Непосредственно образовательная деятельность (образовательной области "Познавательное развитие") в форме викторины «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе

Цель: Закреплять знания детей о различных профессиях.Образовательные задачи:1. Систематизировать знания детей о различных профессиях.Развивающие задачи:Развивать внимание, память, любознательность.Рас...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Осенняя пора, очей очарованье….» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе

Конспект НОДпо художественно-эстетическому развитию «Осенняя пора, очей очарованье….» с  использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...

Конспект открытой образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Направление: «Развитие речи» Тема: «ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ» с воспитанниками подготовительной к школе группы комбинированной направленности

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и система­тизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах; материалах, из которых они сде­ланы; о процессе п...