Развитие речевых процессов у детей с ЗПР. Тема: "В гости к обезьянкам" по активизации и расширению словаря.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Ефимова Елена Сергеевна

Данное занятие создано самостоятельно, проводилось для детей с ЗПР 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с №40 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга.

Конспект открытого занятия по развитию речевых и неречевых процессов  у  детей с ЗПР  4-5 лет

по активизации и расширению словаря.

Тема: «В гости к обезьянкам».

Составила и провела учитель-логопед Ефимова Елена Сергеевна.

С-ПБ

2020г.

Цель: Развитие активной и подражательной речи: обогащение предметного, глагольного словаря и словаря прилагательных.

Задачи:

Коррекционные задачи:

1.Совершенствовать умение правильно понимать  и активно употреблять слова-действия.

2.Совершенствование навыков словоизменения (согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными)

Образовательные задачи:

1.Учить правильно воспроизводить слоговую структуру слов с помощью хлопков.

2.Уточнять и обогащать словарь существительных и прилагательных на материале лексической темы «Одежда", «Обувь».

3.Закрепить обобщающие понятия «Одежда», «Обувь».

4.Формировать умение подбирать картинки на заданный начальный гласный звук.

5. Закрепить знание основных цветов(красный, желтый, синий).

Развивающие задачи:

1. Развитие неречевых психических процессов (внимания, памяти, мышления)

2.Развитие ручной и артикуляционной моторики (переключаемости с одного движения на другое)

3. Развитие умения формировать направленную воздушную струю.

4. Развитие  фонематического слуха.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброту и отзывчивость к другим, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу. Развитие умения работать в коллективе.

 Использование образовательных технологий:

Здоровьесберегающих (динамическая пауза)

Материалы: «Дорожка» из картона со следами, комочки ваты («снег»), трубочки для дыхательной гимнастики. Картинки с изображением обезьянок в разных действиях, настольная игра «Подбери по цвету», машинки с водителями (артикуляция гласных звуков), картинки обезьянок с аналогичной артикуляцией, картинки подарков с изображением предметов, названия которых начинаются на звуки А,У,И.

Предварительная работа:  Игры и игровые упражнения по лексической теме «Одежда», «Обувь». Игры на соотношение основных цветов.

 Ознакомление со звуковыми символами и артикуляцией гласных звуков, Рассматривание  и обсуждение картинок с разными действиями людей и животных.

Ход занятия:

Логопед:  Ребята, нас сегодня пригласили  к себе в гости веселые обезьянки. Они позвонили мне и сказали, что им очень нужна наша помощь. Пойдем к обезьянкам, поможем им?

Дети: Да.

Логопед: (Дети подходят к столу  с дорожкой, засыпанной кусочками ваты)

Ой, ребята посмотрите здесь дорога, но её замело снегом. Мы не сможем здесь пройти.  Чтобы пройти,  дорожку надо расчистить от снега. Что же нам делать?  Кажется, я придумала. Посмотрите, у меня есть «волшебные» трубочки.  Давайте раздуем снежок с помощью этих трубочек.

(Дети дуют через трубочки и раздувают кусочки ваты с дорожки)

Логопед: Ребята,  какие вы молодцы. Посмотрите, на дорожке следы обезьянок. Если мы пойдем по ним, то они нас приведут прямо к обезьянкам.  

(Рассматриваем следы)

Логопед: Видите, здесь они прыгали по дорожке, а здесь шагали. Давайте наши пальчики превратятся в ножки, и мы пойдем по следам обезьянок.

 (Логопед приговаривает, а дети, по очереди, выполняют движения пальцами по следам, проговаривая звукоподражательные слова):

Логопед: Наши пальчики, как ножки будут прыгать по дорожке:

Дети:  Прыг, прыг, прыг…..

Логопед: Наши пальчики, как ножки будут топать по дорожке:

Дети:  Топ, топ, топ…..

Логопед: Ну вот, ребята, мы прошли этот трудный путь. Вы отлично справились!

Логопед: Дети, посмотрите, кто это нас встречает?

Дети: Обезьянки.

(Подходим к доске с картинками обезьянок в разных действиях)

Логопед: Здравствуйте, обезьянки. Мы пришли к вам в гости, что бы помочь вам.

Ребята, посмотрите, какие они непоседы, каждая обезьянка выполняет какое-то действие. Эта- стоит, эта- бежит, эта- сидит, эта – прыгает, эта- лежит, эта- ест, а эта- плачет.

Логопед: Арина, покажи обезьянку, которая лежит.

Ребенок:  делает указательное движение пальцем и говорит: «Вот»

Логопед: Арина, скажи, что она делает?

Ребенок: Лежит.

(Аналогично выполняется задание с другими детьми и словами-действиями)

Логопед: Дети, вот эта обезьянка плачет. Знаете почему? Она мне сказала, что их тоже пригласили в гости, но они не могут сами подобрать себе нарядные костюмчики. Давайте им поможем.

(Работа за столами)  Игра «Подбери по цвету».

Логопед: Дима, какого цвета майка на этой обезьянке?

Ребенок: Красная

Логопед: Значит, мы  ей поберем всю красную одежду и обувь.

(Аналогично с другими цветами)

Далее логопед берет предмет одежды и называет его. Дети соотносят цвет маек и предметов одежды. Раскладывают на обезьянок.  

Логопед: Красная (синяя, желтая) футболка какой обезьянке подойдет?

                 Красные брюки (синие, желтые)

                 Красные ботинки (синие, желтые)

Логопед: (показывает на предмет одежды уже одетой обезьянки и спрашивает каждого ребенка) назови, что это?

Ребенок: Брюки.

Логопед: Брюки, какие по цвету?

Ребенок: Синие. (Аналогично с другими предметами одежды, обуви и цветами)

Логопед: Какой по цвету получился костюмчик у этой обезьянки?

Ребенок: Синий. (Аналогично с другими цветами костюмчиков )

Логопед: Ребята брюки, футболка-это одежда. Давайте повторим слово с хлопками.

Дети: О-деж-да.

Логопед: Ботинки - это обувь. Давайте повторим слово с хлопками.

Дети: О-бувь.

Логопед: Спасибо, ребята. Ой, обезьянки так обрадовались, что вы им помогли, и даже опять стали прыгать, бегать и выполнять разные действия.  Обезьянки приглашают вас подвигаться вместе с ними.

Динамическая пауза.

Логопед: Ребята, я вам буду показывать картинку с движением обезьянки и называть его, а вы повторяйте за ней это движение.

Логопед: Вот мы повеселились! Посмотрите, а за обезьянками уже приехали машинки, что бы отвезти их в гости к друзьям.

Работа с гласными звуками [А], [У], [И].

Дети подходят к доске. На доске карточки с изображением обезьянок  с артикуляцией данных звуков.

Логопед: Ребята, обезьянки очень рады, что вы пришли к ним в гости! Посмотрите, обезьянки  даже «запели песенки». Вот эта -  открыла рот широко и поет звук:  АААА.  Повторите за обезьянкой.

Дети: АААА

Логопед: Вот эта- вытянула губы «трубочкой» и поет звук: УУУУ (дети повторяют). А вот эта обезьянка, растянула губки в «улыбке» и поет звук: ИИИИИ (дети повторяют).

Обезьянки хотят вам загадать загадки песенок. Попробуете отгадать?

Логопед: показывает детям, по очереди, картинки  двух обезьянок с артикуляцией двух разных звуков. Ребенок повторяет «песенку» по изображениям. (АУ, ИА, УИ  и т.п.)

Логопед:  Прикрепляет на доску машинки с водителями- губками (артикуляция звуков А, У, И).

А за нашими новыми друзьями уже приехали машинки. Они повезут обезьянок в гости.  Но, обезьянки никак не могут понять, в какую машинку кому нужно садиться. Поможем?

Дети: Да.

Логопед:  (показывает на одну из машинок). Посмотрите на губки водителя. Какой звук он произносит?

Дети: ААА

Логопед: Правильно, найдите обезьянку, которая  тоже произносит звук А.

(дети находят и прикрепляют в окошко машинки). Аналогично  со звуками  И, У.

Логопед: Обезьянки решили взять с собой для друзей подарки, угощенье и игрушки. Давайте распределим по машинкам кто, что повезет.

Посмотрите, в этом подарке ААААрбуз.  В этом слове- первый звук А. Найдите обезьянку и водителя, которые произносят  АААА.

Дети выполняют задание. Аналогично со звуками У,И.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень помогли обезьянкам. Им было с вами весело. И поэтому они вам тоже оставили угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в...

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности  у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...

Мастер-класс "Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия"

Мастер-класс «Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия»...