Развитие речевых процессов у детей с ЗПР. Тема: "В гости к обезьянкам" по активизации и расширению словаря.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Данное занятие создано самостоятельно, проводилось для детей с ЗПР 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с №40 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга.
Конспект открытого занятия по развитию речевых и неречевых процессов у детей с ЗПР 4-5 лет
по активизации и расширению словаря.
Тема: «В гости к обезьянкам».
Составила и провела учитель-логопед Ефимова Елена Сергеевна.
С-ПБ
2020г.
Цель: Развитие активной и подражательной речи: обогащение предметного, глагольного словаря и словаря прилагательных.
Задачи:
Коррекционные задачи:
1.Совершенствовать умение правильно понимать и активно употреблять слова-действия.
2.Совершенствование навыков словоизменения (согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными)
Образовательные задачи:
1.Учить правильно воспроизводить слоговую структуру слов с помощью хлопков.
2.Уточнять и обогащать словарь существительных и прилагательных на материале лексической темы «Одежда", «Обувь».
3.Закрепить обобщающие понятия «Одежда», «Обувь».
4.Формировать умение подбирать картинки на заданный начальный гласный звук.
5. Закрепить знание основных цветов(красный, желтый, синий).
Развивающие задачи:
1. Развитие неречевых психических процессов (внимания, памяти, мышления)
2.Развитие ручной и артикуляционной моторики (переключаемости с одного движения на другое)
3. Развитие умения формировать направленную воздушную струю.
4. Развитие фонематического слуха.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброту и отзывчивость к другим, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу. Развитие умения работать в коллективе.
Использование образовательных технологий:
Здоровьесберегающих (динамическая пауза)
Материалы: «Дорожка» из картона со следами, комочки ваты («снег»), трубочки для дыхательной гимнастики. Картинки с изображением обезьянок в разных действиях, настольная игра «Подбери по цвету», машинки с водителями (артикуляция гласных звуков), картинки обезьянок с аналогичной артикуляцией, картинки подарков с изображением предметов, названия которых начинаются на звуки А,У,И.
Предварительная работа: Игры и игровые упражнения по лексической теме «Одежда», «Обувь». Игры на соотношение основных цветов.
Ознакомление со звуковыми символами и артикуляцией гласных звуков, Рассматривание и обсуждение картинок с разными действиями людей и животных.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, нас сегодня пригласили к себе в гости веселые обезьянки. Они позвонили мне и сказали, что им очень нужна наша помощь. Пойдем к обезьянкам, поможем им?
Дети: Да.
Логопед: (Дети подходят к столу с дорожкой, засыпанной кусочками ваты)
Ой, ребята посмотрите здесь дорога, но её замело снегом. Мы не сможем здесь пройти. Чтобы пройти, дорожку надо расчистить от снега. Что же нам делать? Кажется, я придумала. Посмотрите, у меня есть «волшебные» трубочки. Давайте раздуем снежок с помощью этих трубочек.
(Дети дуют через трубочки и раздувают кусочки ваты с дорожки)
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, на дорожке следы обезьянок. Если мы пойдем по ним, то они нас приведут прямо к обезьянкам.
(Рассматриваем следы)
Логопед: Видите, здесь они прыгали по дорожке, а здесь шагали. Давайте наши пальчики превратятся в ножки, и мы пойдем по следам обезьянок.
(Логопед приговаривает, а дети, по очереди, выполняют движения пальцами по следам, проговаривая звукоподражательные слова):
Логопед: Наши пальчики, как ножки будут прыгать по дорожке:
Дети: Прыг, прыг, прыг…..
Логопед: Наши пальчики, как ножки будут топать по дорожке:
Дети: Топ, топ, топ…..
Логопед: Ну вот, ребята, мы прошли этот трудный путь. Вы отлично справились!
Логопед: Дети, посмотрите, кто это нас встречает?
Дети: Обезьянки.
(Подходим к доске с картинками обезьянок в разных действиях)
Логопед: Здравствуйте, обезьянки. Мы пришли к вам в гости, что бы помочь вам.
Ребята, посмотрите, какие они непоседы, каждая обезьянка выполняет какое-то действие. Эта- стоит, эта- бежит, эта- сидит, эта – прыгает, эта- лежит, эта- ест, а эта- плачет.
Логопед: Арина, покажи обезьянку, которая лежит.
Ребенок: делает указательное движение пальцем и говорит: «Вот»
Логопед: Арина, скажи, что она делает?
Ребенок: Лежит.
(Аналогично выполняется задание с другими детьми и словами-действиями)
Логопед: Дети, вот эта обезьянка плачет. Знаете почему? Она мне сказала, что их тоже пригласили в гости, но они не могут сами подобрать себе нарядные костюмчики. Давайте им поможем.
(Работа за столами) Игра «Подбери по цвету».
Логопед: Дима, какого цвета майка на этой обезьянке?
Ребенок: Красная
Логопед: Значит, мы ей поберем всю красную одежду и обувь.
(Аналогично с другими цветами)
Далее логопед берет предмет одежды и называет его. Дети соотносят цвет маек и предметов одежды. Раскладывают на обезьянок.
Логопед: Красная (синяя, желтая) футболка какой обезьянке подойдет?
Красные брюки (синие, желтые)
Красные ботинки (синие, желтые)
Логопед: (показывает на предмет одежды уже одетой обезьянки и спрашивает каждого ребенка) назови, что это?
Ребенок: Брюки.
Логопед: Брюки, какие по цвету?
Ребенок: Синие. (Аналогично с другими предметами одежды, обуви и цветами)
Логопед: Какой по цвету получился костюмчик у этой обезьянки?
Ребенок: Синий. (Аналогично с другими цветами костюмчиков )
Логопед: Ребята брюки, футболка-это одежда. Давайте повторим слово с хлопками.
Дети: О-деж-да.
Логопед: Ботинки - это обувь. Давайте повторим слово с хлопками.
Дети: О-бувь.
Логопед: Спасибо, ребята. Ой, обезьянки так обрадовались, что вы им помогли, и даже опять стали прыгать, бегать и выполнять разные действия. Обезьянки приглашают вас подвигаться вместе с ними.
Динамическая пауза.
Логопед: Ребята, я вам буду показывать картинку с движением обезьянки и называть его, а вы повторяйте за ней это движение.
Логопед: Вот мы повеселились! Посмотрите, а за обезьянками уже приехали машинки, что бы отвезти их в гости к друзьям.
Работа с гласными звуками [А], [У], [И].
Дети подходят к доске. На доске карточки с изображением обезьянок с артикуляцией данных звуков.
Логопед: Ребята, обезьянки очень рады, что вы пришли к ним в гости! Посмотрите, обезьянки даже «запели песенки». Вот эта - открыла рот широко и поет звук: АААА. Повторите за обезьянкой.
Дети: АААА
Логопед: Вот эта- вытянула губы «трубочкой» и поет звук: УУУУ (дети повторяют). А вот эта обезьянка, растянула губки в «улыбке» и поет звук: ИИИИИ (дети повторяют).
Обезьянки хотят вам загадать загадки песенок. Попробуете отгадать?
Логопед: показывает детям, по очереди, картинки двух обезьянок с артикуляцией двух разных звуков. Ребенок повторяет «песенку» по изображениям. (АУ, ИА, УИ и т.п.)
Логопед: Прикрепляет на доску машинки с водителями- губками (артикуляция звуков А, У, И).
А за нашими новыми друзьями уже приехали машинки. Они повезут обезьянок в гости. Но, обезьянки никак не могут понять, в какую машинку кому нужно садиться. Поможем?
Дети: Да.
Логопед: (показывает на одну из машинок). Посмотрите на губки водителя. Какой звук он произносит?
Дети: ААА
Логопед: Правильно, найдите обезьянку, которая тоже произносит звук А.
(дети находят и прикрепляют в окошко машинки). Аналогично со звуками И, У.
Логопед: Обезьянки решили взять с собой для друзей подарки, угощенье и игрушки. Давайте распределим по машинкам кто, что повезет.
Посмотрите, в этом подарке ААААрбуз. В этом слове- первый звук А. Найдите обезьянку и водителя, которые произносят АААА.
Дети выполняют задание. Аналогично со звуками У,И.
Логопед: Ребята, вы сегодня очень помогли обезьянкам. Им было с вами весело. И поэтому они вам тоже оставили угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».
Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:- дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...
НОД В ФОРМЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ " ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ "ТЕРЕМОК!"
НОД в форме открытого занятия, для детей средней группы на тему:" В гостях у сказки "Теремок"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с использованием тактильных дорожек для детей старшей группы Тема: «В гостях у весны»
Занятие по развитию речи с использованием тактильных дорожек...
Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"
Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...
Мастер-класс "Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия"
Мастер-класс «Развитие речевых процессов у детей при помощи оптико-пространственного восприятия»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей младшего возраста тема «В гости к сказке»
содействовать общению детей со знакомыми взрослыми по средствам восприятия сказки...