Конспект подгруппового логопедического занятия «Цирковое представление»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект подгруппового логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
«Цирковое представление»
Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях;
- актуализировать словарный запас;
- совершенствовать грамматический строй речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- закреплять представления детей об артикуляционном укладе звука Р;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию и желание говорить правильно;
- формировать навык речевого самоконтроля.
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Цирковое представление»;
- мультимедийный проектор;
- большое зеркало;
- колпачки с кисточками по количеству детей;
- картинки-упражнения артикуляционной гимнастики;
- ватные диски;
- игра «Собери звук» (карточки для анализа артикуляции звука);
- мяч;
- наборы картонных шаров с картинками по количеству детей;
- игровое лото «Животные и детёныши»;
- игровое лото «Музыкальные инструменты»;
- контурное изображение животных (верблюд, жираф, носорог).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На стульях лежат разноцветные колпачки с кисточками.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ой, что это? Посмотрите, какие смешные колпаки! Как вы думаете, кто их здесь оставил?
Дети: Клоуны!
Логопед: Ну, конечно, клоуны!
Логопед: Как вы думаете, что бы это значило?
Дети предлагают варианты развития событий. Логопед помогает.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в цирк на представление!
Слайд 1 «Афиша» (арена цирка, яркий занавес, фейерверк и клоуны, приглашающие на представление).
2. Эмоциональная пауза.
Дети надевают колпачки.
Логопед: Эй, ребята, побыстрей!
Собирайтесь в цирк зверей!
3. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Перед выходом к зрителям клоунам надо много готовиться, для начала потренировать язычок. Артисты-клоуны садятся перед зеркалом и выполняют такую же гимнастику, как и мы с вами. Давайте потренируемся вместе.
Упражнение «Улыбка» Желаем здоровья и людям, и птицам,
Желаем здоровья улыбчивым лицам!
Упражнение «Маляр» Красить купол нам пора,
В цирк зовём мы маляра.
В радуги-дуги цвета
Красит купол наш с утра.
Упражнение «Грибок». Гриб, грибок, масляный бок,
Серебряная ножка, прыгай в лукошко!
Упражнение «Лошадка» Я лошадка Серый Бок! Скок - скок! Скок - скок!
Я копытцем постучу! Цок - цок! Цок- цок!
Если хочешь, прокачу! Скок - скок! Скок - скок
Упражнение «Фокус» С вами в цирке побываем,
За чудесами понаблюдаем,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем с вами.
(дети сдувают ватные диски с носа).
4. Звук Р. Автоматизация звука.
Логопед: Сегодня клоуны выезжают на арену на машинах. Поможем им завести моторы.
Дети: Р – р – р … («помогают» руками).
5. Уточнение акустических и артикуляционных характеристик звука.
Логопед: Правда звук Р похож на звук работающего мотора? Давайте вспомним, как правильно произносить этот звук.
Игра «Собери звук». Дети выбирают соответствующие карточки и описывают артикуляцию звука.
Дети: Рот приоткрыт, губы слегка улыбаются, зубы не сомкнуты. Кончик языка поднимается к нёбу за верхние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Под напором воздуха язык «дрожит».
Также дрожит горлышко, можно это почувствовать, приложив ладонь к горлышку. Воздушная струя сильная, теплая (тактильный контроль).
Логопед: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: - звук Р согласный, твердый, звонкий.
6. Автоматизация звука Р в слогах. Развитие фонематических процессов.
Слайд 2 (арена, занавес, попугаи).
Логопед: Распахнулся занавес и на арену вылетели попугаи. Все мы знаем, что попугаев можно научить повторять отдельные слоги и слова.
Игра с мячом.
Логопед: Ряд слогов запоминай,
Мяч бросай и повторяй!
Ра – ра – ра Ра – ры - ро
Ры – ры – ры Ро – ру - ра
Ро – ро- ро Ры – ро - ру
Ру – ру – ру Ру – ра – ры
Логопед: Молодцы! – говорит своим попугаям дрессировщик, – КРАсавцы! БРАво!
Попугаи повторяют (отраженное повторение слогов со сменой ударного слога):
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
Кра – кра – кра Бра – Бра – Бра
7. Автоматизация звука Р в словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Слайд 3 (арена, мартышки).
Логопед: Смотрите-ка, на арене мартышки. Какие озорницы! Любят всех передразнивать.
Игра «Замени звук»: заменить первый звук в слове на звук Р.
Кот - Рот Козы - Розы
Мак - Рак Лама - Рама
Нога - Рога Хобот - Робот
Тома - Рома Высь - Рысь
Пыжик - Рыжик Танец - Ранец
Мука - Рука Мычать - Рычать
8. Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков звукового и слогового анализа.
Слайд 4 (арена, жонглёр).
Логопед: А это жонглёр. У него в руках сразу несколько шаров.
Он предлагает вам поймать только те шары с картинками, в названии которых есть звук Р.
У детей наборы шаров с картинками.
1. радуга, бегемот, комар, машина, Буратино.
2. роза, мышка, сыр, лягушка, корова.
3. рыба, белка, мухомор, книга, сорока.
Дети выполняют задание логопеда, затем каждый называет свои картинки.
Логопед: У кого картинка, в названии которой один слог? Как определяем?
Дети определяют количество слогов - «отхлопывают», тянут гласный звук.
Дети: Сыр.
Логопед: У кого слово из двух слогов?
Дети: Роза. Комар. Рыба.
Логопед: У кого слово из трёх слогов?
Дети: Радуга. Сорока. Корова. Мухомор.
Логопед: У кого самое длинное слово? Сколько в нём слогов?
Ребенок: Буратино.
Логопед: Давайте отпустим шары под купол цирка. Но сначала выберем шары с картинками, в которых звук Р в начале слова (в середине слова, в конце).
9. Динамическая пауза.
Логопед: Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)
Дети: Да! Да! Да! (хлопки в ладоши)
Логопед: И поэтому все встали? (руки вверх – потянулись)
Дети: Да! Да! Да! (хлопки руками над головой)
Логопед: Головою покачали (наклоны вперед – назад)
И как тигры зарычали: Р – р – р… (рычат и показывают «коготки»)
Порычали, помолчали.
Как мартышки, поскакали. (прыжки, изображают мартышек)
Поскакали, поскакали
И за кулисы убежали. (сели, обхватив руками колени)
10. Автоматизация звука Р в словах. Упражнение в различных способах словообразования.
Логопед: Мы так весело играли, что на арену цирка прибежали малыши – детёныши животных. Да так заигрались, что потерялись.
Лото «Животные и детёныши».
У тигра – тигрёнок, тигрята
У рыси – рысёнок, рысята
У свиньи – поросёнок, поросята
У верблюда – верблюжонок, верблюжата
У кролика – крольчонок, крольчата
У страуса – страусёнок, страусята
У моржа – моржонок, моржата.
11. Автоматизация звука Р в словах и предложениях. Упражнение в словообразовании.
Слайд 5. (труба, пианино, барабан, бубен, гармонь). Звучит музыка В.Шаинского «Цирк, цирк…».
Логопед: А сейчас выступает цирковой оркестр. Посмотрите внимательно и назовите только те инструменты, в названии которых есть звук Р.
Дети: Труба, барабан, гармонь.
Логопед: Ребята, а как называются профессии людей, которые играют на этих инструментах? (логопед просит полного ответа).
Дети: На трубе играет трубач.
На гармони играет гармонист.
На барабане играет барабанщик.
Логопед: Трубач, гармонист, барабанщик – это кто?
Дети: Музыканты.
Логопед: Давайте и мы создадим свой оркестр. Выберите себе инструмент, на котором будете играть и скажите об этом.
Дети: Я буду играть на трубе, я буду трубачом.
Я буду играть на гармони, я буду гармонистом.
Я буду играть на барабане, я буду барабанщиком.
Логопед: Мы будем вместе играть на инструментах, у нас будет свой оркестр.
Логопед просит детей повторить слово «оркестр».
12. Автоматизация звука Р в предложениях. Развитие графомоторных навыков.
Слайд 6. (арена, факир)
Логопед: И, наконец, на арене цирка – факир!
Факир взмахнул волшебной палочкой: крибле, крабле…
И из тумана появились…
Кто это, ребята?
Логопед предлагает узнать контурные изображения животных.
Дети: Носорог! Жираф! Верблюд!
Логопед: Женя, как ты догадался, что это верблюд?
Ребенок: У верблюда на спине два горба.
Логопед: Матвей, как ты догадался, что это жираф?
Ребенок: У жирафа длинная шея.
Логопед: Полина, как ты догадалась, что это носорог?
Ребенок: У носорога на носу растёт рог.
Дети по очереди повторяют предложения.
Логопед предлагает детям раскрасить картинки.
13. Итог занятия.
- Вам понравилось представление?
- Какой звук мы учились произносить?
- Что было особенно трудно на занятии?
- Что было интересно на занятии?
- Наши весёлые чудаки-клоуны подарили вам свои колпачки и вот эти картинки-раскраски. А дома вы сможете рассказать о цирке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"
План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"...