Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "8 марта. Семья""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Конспект занятия "8 марта. Семья" предназначен для детей-логопатов с патологией зрения. Он насыщен дидактическими играми, развивающими слуховые, зрительные  анализаторы, коррекционными гимнастиками для глаз между частями занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей с нарушением речи и зрения.

Тема «Семья. 8 марта»

Учитель-логопед

МБДОУ г. Мурманска № 82

Фондикова И.В.

        Программное содержание:

Обогащение и активизация

- предметного словаря: мама, бабушка, тётя, женщина, весна, праздник;

- словаря глаголов: (что умеет мама?) печь, варить, шить, жарить, протирать, вытирать, любить, заботиться, ухаживать, растить;

- словаря признаков: качественные прилагательные – красивая, милая, добрая, хорошая, веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, стройная, умная; притяжательные прилагательные - мамины, бабушкины, тётины, сестрины; антонимы – молодая – старая, младше – старше, больная – здоровая, добрая – злая;

- словаря наречий:  (как смотрит бабушка?) сурово, сердито, ласково, нежно, строго.

Формирование  грамматического строя речи:

1.        Обучение словообразованию:

- с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (мамочка, мамулечка, матушка; детки, деточки, и т.д.) («Назови ласково»)

- притяжательные прилагательные - мамины, бабушкины, тётины, сестрины  и др.) («Образуй слово»)

2. Согласование существительного с прилагательным и числительным «Сосчитай до 5»:

1 старшая сестра, 2..,5…; 1 младший брат, 2.., 5..

3. Обучение словоизменению :

- существительных именительного и родительного падежа  множественного числа («У меня и у тебя – кто у нас?»)

- употребление слова «мама» в косвенных падежах.

Развитие связной речи:

Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью картинно-графического плана.

Развитие психических функций:

1. Развитие логического мышления, памяти: решение задач на определение родственных связей.

2. Развитие зрительного внимания «Найди отличия», «Лабиринты».

3. Развитие прослеживающей функции глаз: офтальмотренажер «Мотыльки».

4. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия «Обведи по точкам и раскрась подарок для мамы».

5.Развитие слухового внимания, вербальной памяти.

        Оборудование: офтальмотренажер «Мотыльки», картинки «Семья», «Найди отличия», «Лабиринты», картинки-раскраски «Обведи по точкам и раскрась подарок для мамы». Сюжетная картинка по теме «Семья» и картинно-графический план составления рассказа. Цветные карандаши, мяч.

Ход занятия.

        1. На календаре март. Наступает весна. Что происходит в природе? (ответы детей: солнце светит ярко, тает снег, становится теплее, пробуждается всё живое – растения, животные, насекомые). Вот и на нашей весенней полянке пробудились мотыльки.

        Коррекционная гимнастика «Мотыльки» (под слова стихотворения дети прослеживают глазами за указкой логопеда)

На полянке на весенней

Закружились мотыльки.

Разноцветны легкокрылы,

Все похожи на цветы!

        По дорожке голубой,

        Удивительно прямой

        Мотылек летит красивый,

        отливая синевой.

На зеленую дорожку

Сел зеленый мотылек.

То к земле он подлетает,

то взмывает в облака.

        А к дорожке шоколадной

        Мотылек летит другой.

        Желтоваты его крылья

        И  с коричневой каймой.

А на красной красивой дорожке

Мотылёчек красивый кружит.

Вверх взлетая и вниз опускаясь,

Плавно крыльями он шевелит.

        

        2. А какой в начале марта отмечают праздник? (ответы детей). Правильно. В каждой семье отмечают праздник 8 марта. Чей это праздник? (мам, бабушек, девочек).  Как одним словом назвать маму, бабушку, дочку – семья. Кто еще есть в семье? (папа, сын, дедушка). Рассматриваем картинку «Семья». Как зовут твоих маму, бабушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? У тебя есть братья или сестры?  Игра: «Сосчитай до 5»: 1 старшая сестра, 2..,5…; 1 младший брат, 2.., 5..

        

        На свое место сядет тот, чью маму зовут.. (Ольга Васильевна), чью бабушку зовут.. (Надежда Викторовна) и т.д.

        3. Игра «Назови,  ты чей?»

У тебя есть:

мама — (ты чей? (чья?) мамин (а), папа — папин (а), бабушка — бабушкин (а), дедушка — дедушкин (а),дядя — дядин (а), тетя — тетин (а).

        4. Игра  «Назови ласково»

Дети — детки — деточки — детишки;

семья — семейка;

мама — мамочка, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сынок, сыночек, сынуля;

дедушка — дедулечка;

бабушка — бабулечка;

дочь — дочка — доченька;

внук — внучек, внучок;

внучка — внученька;

сестра — сестричка, сестренка, сестрёночка;

брат — братик, братишка.

        5. Дидактическая игра «Раскрась мамин шарик».  «Лабиринты».  (Пройти по лабиринту, найти мамин шарик и раскрасить его красным цветом).

        Коррекционная гимнастика

1,2,3,4,5 – моргаем мы глазами.

1,2,3,4,5 – играем мы глазами.

1,2,3,4,5 – не будем отвлекаться.

1,2,3,4,5 – будем заниматься.

        6. Игра с мячом  «Один — много»

Образец: У меня семья и у тебя –семья, у нас (что?) – семьи, много чего? – семей.

Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей,

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков.

        7. «Закончи предложения»

У каждого малыша есть ... (мама).

Каждый человек любит свою ... (маму).

На свете очень трудно жить без ... (мамы).

На праздник мы дарим подарки и цветы ... (маме).

Я люблю гулять со своей ... (мамой).

Я очень горжусь своей ... (мамой).

        8. Игра «Придумай много слов»

Мама - самое дорогое, что есть у ребенка. А какая твоя мама? Подбор слов: Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная и другие.  Что мама делает? работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет и др.  А какая у тебя бабушка?  Что она делает?

        9. Игра «Найди отличия»  Сравнить две одинаковые картинки, найти в них 10 отличий.

Коррекционная гимнастика «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вниз,

Смотрит вверх,

Повидала нынче всех.

        10. Составление рассказа по сюжетной картине.

Подойдите к магнитной доске. Перед вами картина. Кто сможет составить рассказ? Если дети затрудняются, предоставляется картинно-графический план. Дети рассказывают с помощью картинно-графического плана. Затем он убирается. Дети составляют рассказ самостоятельно.

Итог. На занятии сегодня мы много говорили о мамах, бабушках, о всей семье. Они вас очень любят и заботятся о вас. Может кто-нибудь расскажет стихотворение о них? А в подарок им я предлагаю обвести и раскрасить для них весенние цветы (раздаются картинки – раскраски».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Путешествие в царство диких животных"

Конспект занятия способствует закреплениию и активизации словарного запаса детей по теме: "Дикие животные", закреплению навыка образованию притяжательных прилагательных, словообразования, умения соста...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....