Использование загадок в работе с детьми в группе компенсирующей направленности
статья по логопедии (подготовительная группа)

Малей Галина Алексеевна

Коррекционно-развивающие возможности   загадок. Этапы  моей работы по разгадыванию загадок с воспитанниками старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zagadkok_v_rabote_s_detmi.docx98.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ                                   В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству родному языку, живому, образному, доставляют ребенку эстетическое наслаждение»   /Ю.Г.Илларионова/

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.  Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, а также это средство эстетического и нравственного воспитания детей. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества, наряду с пословицами  и  поговорками, загадки занимают особое место. Термин "загадка" - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать»  значит думать, размышлять. По  Ю. Г. Илларионовой   загадка – это краткое описание какого-либо предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого)  (Что бежит без поводы?/время; вода/) или предполагаемого  вопроса ( Мягок, а не пух.  Зелен, а не трава. /мох/).                                                                                                                                                                                         В практике  дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи                  недостаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма.                            А ведь основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств,  для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи.  Многие  лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале  загадок, пословиц, сказок, рассказов, стихов, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их,  углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных выражений  в речи детей.

Коррекционно-развивающие возможности   загадок  многообразны:

  • Решение задач речевого развития. Влияние на развитие речи детей русского народного творчества неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основным содержанием речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества. Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое  развитие ребенка. Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.                                                                                            Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается исследованиями Ф.А. Сохина. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.          Наряду со  скороговорками, пословицами, поговорками, загадки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи ребенка. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим его к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Загадки могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и темпа речи. Например, читая загадку, дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление.                                                                                                                                                      
  • Формирование  речи-доказательства. Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать — это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. В речи-доказательстве часто приходиться пользоваться предложениями сложной грамматической структуры, предложениями с сложноподчиненными придаточными - потому что; поэтому, значит, следовательно…Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки.                                                                                                        
  • Закрепляют знания детей об окружающем мире.     Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Дают знания о новых предметах,  о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми.

  • Позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности:                                                                              смекалку, воображение, память,  логику, умение сравнивать.    Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.
  • «Загадки умны, поэтичны, нравственны, а значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей разного возраста».

Значит, несмотря на миниатюрность жанра,  загадки обладают многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Они оказывают воздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление, но и развивают речь, обогащая словарь, развивают поэтический слух, восприятие, воображение. Загадки обостряют наблюдательность детей, повышают интерес к окружающей действительности. Загадки помогают детям осваивать синтаксис родной русской речи и ее строй.

Этапы работы с воспитанниками  моей группы по  разгадыванию загадок.

I этап.    Накопление знаний  о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира,  их строении, назначении.                                                                                                                                                           1.  Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.                                                                                                                                      Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, следует отмечать особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов.                                                                                                                                                 На этом этапе дети учатся  не только наблюдать, но и сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?»,  «Что бывает таким же?», «Найди отличия».  2. Проведение опытов. Например, убедиться в ответе на загадки «На дворе горой, а в избе водой».                                                                                                                                                     3. Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Что из чего  сделано?»,  «Природа и рукотворный мир», «Четвертый лишний» и другие».                                                                           4.  Чтение художественной литературы с целью обогащения речи  образными выражениями, знакомства с переносным значением  слов.

   II этап.     Разгадывание  загадок – рифмовок.                                                                                    Начинаем с них, потому что отгадывать рифмовки  несравнимо легче, чем  другие загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Загадки с рифмующейся отгадкой хороши для коллективного отгадывания. Они рассчитаны на хоровые ответы детей. Здесь каждый ребенок, даже не нашедший решения в данном конкретном случае, осознает себя способным к отгадыванию и скорее может овладеть этим искусством. 

  III этап.   Проведение НОД  по составлению описательных рассказов с использованием карточек- схем (символов –заместителей качественных характеристик  изучаемого объекта). Карточки-схемы, предлагаемые Т.А. Ткаченко разнообразны  для определенного объекта или предметов  любой обобщающей темы («Дикие животные»,  «Насекомые», «Игрушки»,  «Посуда» …).  Но я  в работе использую  одну универсальную схему, так как детям  с ОНР сложно ориентироваться в таком разнообразии картинок-схем.  

                        Называем объект.C:\Users\Галина\Desktop\Аттестация\20181128_102517.jpg

     1. Принадлежность к родовому понятию.

     2. Среда обитания или роста (живые объекты);

      Место изготовления (нахождения) для предметов.

     3. Строение  тела или составные части.

     4. Размер (В сравнении с  человеком!)

     5. Цвет.

     6. Форма (для предметов).

     7.  Что умеет делать? (Живые объекты). Действия с предметом.

     8. Чем питается?  (Живые объекты).

     9. Какую пользу (вред) приносит?  Способ использования.

Усложнение достигается тем, что подбираются  близкие по внешнему виду
предметы, различающиеся некоторыми деталями, формой, цветом и т.д. Со временем
становятся возможны задания  по описанию  предмета через сопоставление с другим предметом, что способствует введению в речь детей образных выражений,  сравнений.

IV этап.    Сюжетно-ролевые,  словесные  игры.                                                                                                                                                          Например:  - «Магазин игрушек»:  Покупка игрушки происходит только после того, как ребенок описал её (внешний вид,  какие- то характеристики…).

- «Тайна колпачка»: Под колпачок ребенок прячет игрушку или любой по его желанию предмет.  Затем описывает его детям. А дети по описанию должны догадаться, что под колпачком.  
V этап.   Отгадывание загадок  в виде  игры «Да – Нетки».                                                                 

1 вариант.  Игра на наглядной основе «Волшебный поясок»- учит точно задавать вопросы…

В пояс с кармашками вкладываются картинки одной или разной тематики.   Ведущий задумывает картину  с изображением предмета, находящегося в поясе. Дети должны отгадать, какую картинку задумал ведущий, задавая вопросы на которые он может ответить «Да» или «Нет».

2вариант Игра «Да - Нет»  без наглядной основы.                                                                                                                  Суть игры сводится к разгадыванию некой тайны, заданной ведущим. Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да", "Нет", "И да, и нет" (если это качается только части содержания), "Это несущественно" (когда запрашивается информация не существенная для решения загадки), "Нет информации" (если в содержании загадки об этом речь не идет).                                                                                                                                                  Самое ценное в этой игре то, что она формирует умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения.

VI  этап.  Проведение НОД  по отгадыванию загадок со структурой:

1.  1 часть. Рассматривание 4-5 предметов одной категории,  относящиеся к одному понятию. При рассматривании выделяются, только те признаки, которые указаны в загадке.

2 часть. Отгадывание загадок об этих предметах с последующим доказательством их отгадки.

3часть.  Какая загадка больше понравилась? Предложить выучить её.

Загадывание загадок детьми «Кто может загадать загадку?»


2.   Вторая   НОД с той же структурой, но уже  с разными материалами.

3.  Далее с усложнением: не рассматриваем предметы. Загадываем загадку.  Дети отгадали и находят предмет на столе.

4.  Загадывание загадок без наглядной опоры с доказательством.

VII  этап.  Использование  загадок  в разнообразной деятельности.

-  Во время режимных  моментов - в раздевалке, в ванной, спальне.

В раздевалке комнате во время одевания или раздевания детей можно загадываю  загадки об одежде и обуви: «Пять чуланов, одна дверь. Чтоб не мерзнуть пять ребят по чуланчикам сидят» /Перчатка/;«Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу» /Сапоги/.

В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:    «Не зверь, а с ногами,  Не птица, а с перьями,  Не человек, а в одежде». (Кровать с подушкой и одеялом)

-  Использование загадок  на литературных викторинах,  посиделках, развлечениях, в свободной деятельности.                                                                                                                                                                

- С образной загадки можно начать любую образовательную деятельность (ознакомление с природой, изобразительную деятельность и т.д.) для привлечения внимания детей к теме НОД, к рассматриваемым предметам или явлениям.

Литература:

1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки /Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1982. – 180с.

2.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.-1986. №9, с.23-26.

3.Развитие детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов под редакцией Ф.А. Сохина. -3-е изд.-М.: Просвещение, 1984.-283с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Осуществление коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речев...

Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...