Осуществление коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
статья (физкультура) по теме
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией.
Я работаю инструктором по физкультуре в детском саду, где находятся 2 логопедических группы. Данная проблема коснулась меня в полном объеме.
Следуя рекомендациям авторов вышеназванной программы и сотрудничая с логопедами каждой группы, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания (т.е дыхательную гимнастику), стала также вводить упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия, пальчиковую гимнастику, игры на внимание. Использую больше подвижных игр с речевым сопровождением и ритмичными движениями по согласованию с логопедом группы и привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий стараюсь учитывать недельную лексическую тему каждой группы.
Также большую значимость в коррекционно-развивающей работе имеет выполнение:
- упражнений на координацию речи с движением, где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом;
- пальчиковая гимнастика;
- Музыкально-ритмичные композиции. Цель: согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку; развитие точности, координации, плавности, переключения движений; согласование движений с пением.
- музызыкально-подвижные игры;
- упражнения на координационные способности. Цель: упражнения способствуют развитию и гибкости, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 69 КБ |
korrekcionnaya_rabota.rar | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление коррекционной работы
с детьми в группах компенсирующей направленности
во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоление трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны…», - сказал Януш Корчак. Я считаю, что только радость движения и общения с педагогом и детьми поможет ребенку достичь более высокого уровня в своем развитии. И я стараюсь всей своей деятельностью помочь ему в этом.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Все эти особенности могут быть выявлены только при специальном глубоком обследовании, методика которого до сих пор не разработана авторами пособий для работы с такими детьми.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией.
Следуя рекомендациям авторов вышеназванной программы и сотрудничая с логопедами каждой группы, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания, такие, как «Мячик», «Шарик» и другие. Стала также вводить упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия. Я начала использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями по согласованию с логопедом группы и привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий стараюсь учитывать недельную лексическую тему каждой группы
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма.
Коррекционные задачи стоящие перед инструктором по физкультуре в логопедической группе:
- Развивать моторику мелких мышц руки. Развитие тонких движений пальцев рук.
- Развивать координационные способности.
- Совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений.
- Формировать осанку и предупреждать ее нарушение.
- Развивать устную речь при выполнении физических упражнений.
- Формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры.
- Формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений.
- Формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
- Развитие у детей внимания и памяти.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей.
В специальной (логопедической) группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:
• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
• разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
• тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
• «отстреливать» каждым пальцем поочередно пинг-понго-вый шарик;
• вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);
• воспроизводить различные положения руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко - цепь, щепоть);
• использование массажоров;
• захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять Дети поочередно загибают пальчики.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с боль-
Листики тополя, листья осины, шого.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Шагают по левой ладони средним и
указательным пальцами правой руки
Упражнения на координацию речи с движением
Цель: синхронизация движений с текстом.
Упражнение «Гриб»
Зайка шел, шел, шел, Декламируя стихотворение, дети в разных
Белый гриб нашел. направлениях расходятся по залу, имитируя
Раз – грибок, движения грибника: идут, нагибаются и кладут
Два – грибок, грибы в кузовок. Движения должны быть не-
Три – грибок, торопливыми, ритмичными.
Положил их в кузовок.
Коррекционные упражнения
Цель: упражнения способствуют развитию и гибкости, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.
«Цапля»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
Музыкально-ритмичные композиции
Цель: согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку; развитие точности, координации, плавности, переключения движений; согласование движений с пением.
Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо».
Танцующие стоят в кругу, взявшись за руки. Ребята поют песенку и выполняют те движения, о которых поют.
Мы пойдем сначала вправо.
Раз, два, три! А потом пойдем налево.
Раз, два, три! А потом все соберемся.
Раз, два, три! Идут в круг.
А потом все разойдемся.
Раз, два, три! Идут из круга.
А потом мы все присядем.
Раз, два, три! Приседают.
А потом все дружно встанем.
Раз, два, три! Встают.
А потом мы все станцуем.
Раз, два, три! А потом еще станцуем. Выполняют произ-
Раз, два, три! вольные движения.
Все движения исполняются не как спортивные, а как танцевальные, с фантазией. Танец повторяется 4—5 раз, все быстрее и быстрее, а последний раз темп можно резко снизить.
Двигательное упражнение «Хлопай».
Цель: снятие напряжения, успокоение. И. П. Дети становятся лицом к педагогу. Педагог произносит текст. Дети выполняют движения по тексту.
Пусть стоят на месте ножки. Да-да-да, да-да-да! | Выполняется «пружинка». | |
Только хлопают ладошки. Да-да-да, да-да-да. | Руки на Дети стучат по коленочкам. | поясе. |
А сейчас мы будем хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп — перед собой. | Хлопки перёд собой. | |
А теперь скорей похлопай, Да погромче, за спиной. | Хлопки за спиной. | |
Выше, выше будем хлопать, | Дети постепенно поднимают. | руки |
Выше руки поднимай! | Хлопают в ладоши. | |
Ниже, ниже будем хлопать, Руки ниже опускай. | Дети, хлопая, опускают руки. |
А теперь качать руками Можно целых пять минут. | Покачивают руками вперед-назад. |
Отдыхайте, дети, с нами. | Приседают на корточки. |
Ручки тоже отдохнут. | Ладошки складывают под щечку. |
Впоследствии дети по желанию могут проговаривать текст вместе с педагогом.
Игры для детей с общим недоразвитием речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Подвижные игры с проговариванием слов. Например, такие игры: «Гуси – лебеди», «Мы – веселые ребята», Два Мороза», малоподвижные игры: «Тик – так», «Ровным кругом» и т.д.
Музыкально-подвижная игра
«Совушка».
Выбирается водящий - совушка. Ее гнездо находится в стороне от площадки. Играющие стоят на площадке. Совушка сидит в гнезде.
По сигналу руководителя: «День наступает - все оживает» - дети ходят, бегают, подражают полету бабочек, птиц, жуков. По сигналу: «Ночь наступает — все замирает» играющие замирают, останавливаясь в той позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в свое гнездо. По сигналу «День наступает - все оживает» совушка уходит в гнездо. Играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры. Игру можно проводить под музыку: «день...» музыка звучит громко, «ночь...» музыка звучит тихо.
Игра «Ленточки — хвосты»
по типу игры «Мы — веселые ребята».
Мы — веселые ребята,
Мы — ребята все зверята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Каждый ребенок изображает какую-нибудь зверюшку: мишку, зайчика, лису. Руководитель раздает всем ленточки - «хвосты», которые прикрепляются сзади.
Водящий должен сорвать ленточку, те ребята, у кого сорвана ленточка, выбывают из игры. Подведение итогов. Организованный выход из зала - «уход домой».
Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям средней группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Благодаря внедрению в работу таких методов я вижу необходимость и обоснованность подбора определенных приемов для помощи детям с речевыми нарушениями, могу увидеть перспективу своей деятельности, ощутить свою реальную пользу в коррекционной работе всего детского сада. Я заинтересована в сотрудничестве с учителем-логопедом каждой группы, воспитателями, родителями и другими педагогами, чтобы успеть помочь нашим воспитанникам до поступления в школу достичь оптимального уровня психомоторного развития. |
Предварительный просмотр:
Осуществление коррекционной работы
с детьми в группах компенсирующей направленности
во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоление трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны…», - сказал Януш Корчак. Я считаю, что только радость движения и общения с педагогом и детьми поможет ребенку достичь более высокого уровня в своем развитии. И я стараюсь всей своей деятельностью помочь ему в этом.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Все эти особенности могут быть выявлены только при специальном глубоком обследовании, методика которого до сих пор не разработана авторами пособий для работы с такими детьми.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией.
Следуя рекомендациям авторов вышеназванной программы и сотрудничая с логопедами каждой группы, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания, такие, как «Мячик», «Шарик» и другие. Стала также вводить упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия. Я начала использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями по согласованию с логопедом группы и привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий стараюсь учитывать недельную лексическую тему каждой группы
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма.
Коррекционные задачи стоящие перед инструктором по физкультуре в логопедической группе:
- Развивать моторику мелких мышц руки. Развитие тонких движений пальцев рук.
- Развивать координационные способности.
- Совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений.
- Формировать осанку и предупреждать ее нарушение.
- Развивать устную речь при выполнении физических упражнений.
- Формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры.
- Формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений.
- Формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
- Развитие у детей внимания и памяти.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей.
В специальной (логопедической) группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:
• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
• разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
• тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
• «отстреливать» каждым пальцем поочередно пинг-понго-вый шарик;
• вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);
• воспроизводить различные положения руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко - цепь, щепоть);
• использование массажоров;
• захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять Дети поочередно загибают пальчики.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с боль-
Листики тополя, листья осины, шого.
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. Шагают по левой ладони средним и
указательным пальцами правой руки
Упражнения на координацию речи с движением
Цель: синхронизация движений с текстом.
Упражнение «Гриб»
Зайка шел, шел, шел, Декламируя стихотворение, дети в разных
Белый гриб нашел. направлениях расходятся по залу, имитируя
Раз – грибок, движения грибника: идут, нагибаются и кладут
Два – грибок, грибы в кузовок. Движения должны быть не-
Три – грибок, торопливыми, ритмичными.
Положил их в кузовок.
Коррекционные упражнения
Цель: упражнения способствуют развитию и гибкости, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.
«Цапля»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
Когда цапля ночью спит,
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам дружно
Сделать позу эту нужно.
И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
«Стойкий оловянный солдатик»
Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.
Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?
И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
«Карусель»
Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов.
И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.
Музыкально-ритмичные композиции
Цель: согласование движений с музыкальным темпом и ритмом, ритмичности движений под музыку; развитие точности, координации, плавности, переключения движений; согласование движений с пением.
Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо».
Танцующие стоят в кругу, взявшись за руки. Ребята поют песенку и выполняют те движения, о которых поют.
Мы пойдем сначала вправо.
Раз, два, три! А потом пойдем налево.
Раз, два, три! А потом все соберемся.
Раз, два, три! Идут в круг.
А потом все разойдемся.
Раз, два, три! Идут из круга.
А потом мы все присядем.
Раз, два, три! Приседают.
А потом все дружно встанем.
Раз, два, три! Встают.
А потом мы все станцуем.
Раз, два, три! А потом еще станцуем. Выполняют произ-
Раз, два, три! вольные движения.
Все движения исполняются не как спортивные, а как танцевальные, с фантазией. Танец повторяется 4—5 раз, все быстрее и быстрее, а последний раз темп можно резко снизить.
Двигательное упражнение «Хлопай».
Цель: снятие напряжения, успокоение. И. П. Дети становятся лицом к педагогу. Педагог произносит текст. Дети выполняют движения по тексту.
Пусть стоят на месте ножки. Да-да-да, да-да-да! | Выполняется «пружинка». | |
Только хлопают ладошки. Да-да-да, да-да-да. | Руки на Дети стучат по коленочкам. | поясе. |
А сейчас мы будем хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп — перед собой. | Хлопки перёд собой. | |
А теперь скорей похлопай, Да погромче, за спиной. | Хлопки за спиной. | |
Выше, выше будем хлопать, | Дети постепенно поднимают. | руки |
Выше руки поднимай! | Хлопают в ладоши. | |
Ниже, ниже будем хлопать, Руки ниже опускай. | Дети, хлопая, опускают руки. |
А теперь качать руками Можно целых пять минут. | Покачивают руками вперед-назад. |
Отдыхайте, дети, с нами. | Приседают на корточки. |
Ручки тоже отдохнут. | Ладошки складывают под щечку. |
Впоследствии дети по желанию могут проговаривать текст вместе с педагогом.
Игры для детей с общим недоразвитием речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Подвижные игры с проговариванием слов. Например, такие игры: «Гуси – лебеди», «Мы – веселые ребята», Два Мороза», малоподвижные игры: «Тик – так», «Ровным кругом» и т.д.
Музыкально-подвижная игра
«Совушка».
Выбирается водящий - совушка. Ее гнездо находится в стороне от площадки. Играющие стоят на площадке. Совушка сидит в гнезде.
По сигналу руководителя: «День наступает - все оживает» - дети ходят, бегают, подражают полету бабочек, птиц, жуков. По сигналу: «Ночь наступает — все замирает» играющие замирают, останавливаясь в той позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в свое гнездо. По сигналу «День наступает - все оживает» совушка уходит в гнездо. Играющие опять оживают. Совушка меняется через две-три игры. Игру можно проводить под музыку: «день...» музыка звучит громко, «ночь...» музыка звучит тихо.
Игра «Ленточки — хвосты»
по типу игры «Мы — веселые ребята».
Мы — веселые ребята,
Мы — ребята все зверята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Каждый ребенок изображает какую-нибудь зверюшку: мишку, зайчика, лису. Руководитель раздает всем ленточки - «хвосты», которые прикрепляются сзади.
Водящий должен сорвать ленточку, те ребята, у кого сорвана ленточка, выбывают из игры. Подведение итогов. Организованный выход из зала - «уход домой».
Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям средней группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Благодаря внедрению в работу таких методов я вижу необходимость и обоснованность подбора определенных приемов для помощи детям с речевыми нарушениями, могу увидеть перспективу своей деятельности, ощутить свою реальную пользу в коррекционной работе всего детского сада. Я заинтересована в сотрудничестве с учителем-логопедом каждой группы, воспитателями, родителями и другими педагогами, чтобы успеть помочь нашим воспитанникам до поступления в школу достичь оптимального уровня психомоторного развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"
Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек"....
Непосредственно-образовательная деятельность по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему «Волшебный витраж» с детьми подготовительной к школе группы
Непосредственно-образовательная деятельность по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему «Волшебный витраж» с детьми подготовительной к шк...
Непрерывная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическое развитие» с детьми подготовительной группы «Двигатели нашего организма»
Физкультурное занятие из серии "Здоровье", с использованием здоровьесберегающих технологий обучения здоровому образу жизни дошкольников....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
Задачи:1. Образовательные:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество» (в старшей группе компенсирующей направленности) Рисование «Российский флаг»
Конспект занятия в старшей группе«Российский флаг» Цель: воспитывать чувство патриотизма у дошкольников.Задачи: - познакомить детей с государственным флагом России (цветовое реш...
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну Смешариков"
Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Группа: старшая группа компенсирующе...