Конспект логопедического занятия "Что такое речь?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цыганок Екатерина Васильевна

Что такое речь?

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фра­зу;

Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логиче­ское мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_starshaya_ponyatie_o_rechi_1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое речь?

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;

Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

2.        Знакомство с понятием «речь».

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».

3.        Знакомство с функциями речи.

Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, заплакал Петя. Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед спрашивает:

—        Почему Петя не захотел быть невидимкой?

Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

4.  Чтение стихотворения А. Барто.

—        Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто

«Сильное кино».

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

  • Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
  • Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Пословицы:                      Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

5. Чтение стихотворения «Разные   звуки».

Вы  уже  слышали,  как   звучат  разные  предметы.  Все  живые  существа  тоже  издают  звуки.  Послушайте  стихотворение:  

«Разные   звуки».

Где  то   собаки   рычали:  -Р – Р – Р !

В  стойле  коровы  мычали:  - Мууу!

В  комнате  мухи  жужжали: - Жжжжж!

Мимо  машины  бежали: - Трр!

Гудели  от  ветра  все  провода: - Зззнь!

Капала  в  кухне  из  крана  вода:  Уууу!  Уууу!

Листья  по  ветру  шумели: - Шшшш!

А  комары  всё  пели:  - Зззз!

Непоседа  мячик  днем  и  ночью

Успокоится  не  хочет: - Пам! Пам!

Куклы  кашляют  в  постели –

Днем  мороженое  ели!  - Кхх!  Кхх!

(Э.Нийт).

Как  перекликались  поезда?  (Уууу)   и    т.  д.

Вы   сегодня  ещё   не   сможете  повторить  все  звуки,   но  мы  обязательно  научимся  их  произносить.

 Звуки   издают  животные,  а  мы  с  вами – говорим.  Человек   обладает   речью.  

Звуки   речи  соединяются,  и   получаются  слоги,  слоги  образуют  слова.  

Мы  будем  учится  слушать  и  произносить  речевые  звуки.

6 .        Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

7.        Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

8.        Закрепление понятия «речь», функции речи.

Дети рассматривают картинки:

—        дети общаются друг с другом;

  • дети работают на участке;
  • семья смотрит телевизор;
  • дети на занятии в детском саду;
  • папа читает сыну книгу;

Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».

9. Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

  • люди разговаривают друг с другом;
  • узнают новое;
  • работают;
  • играют;
  • делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Программное содержание:Уточнить представления детей о характерных особенностях овощей и фруктов, их пользе и значении для здоровья человека; развивать интерес к некоторым продуктам, как профилактическ...

Конспект занятия "Что такое хорошо, что такое плохо!"

Конспект мароприятия на тему "Что такое хорошо, что такое плохо!"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений  у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о р...

Занятие по коррекции ОНР в старшей логопедической группе: "Такой разный транспорт: летит, плывет и едет"

Занятие с использованием ИКТ на закрепление лексической темы "Траснспорт"....

Логопедический проект «Такие разные слова»

Логопедический проект по активизации словаря у детей с ТНР....

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет «Что такое доброта? Это сердца красота!»

Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки, автоматизировать звуки Р, РЬ.Задачи:Образовательные:Продолжать рабо...