НОД в подготовительной группе по теме:Лес. Буква О, звук о".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие в подготовительной логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zanyatie-les._zvuk-o.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Лес». Буква «О», звук-О.
Подготовила учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Цели:
Развитие слухового внимания и памяти.
Закрепление знаний о гласных звуках.
Совершенствование звукового анализа и синтеза слова.
Совершенствование слогового анализа.
Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.
Развитие дыхания и голоса. Развитие умения контролировать силу и длительность выдоха.
Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений.
Активизировать и развивать словарь по теме «Деревья осенью».
Образование относительных прилагательных.
Развивать память, внимание.
Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, Котенок, Звукоед, Ёжик, символы звуков (красные и синие квадраты), схема слова, слоговые символы, листья деревьев (красные, желтые, оранжевые), предметные картинки деревья (тополь, дуб, ива, клен, осина, береза)
Раздаточный материал: схема слова, символы звуков и слогов, волшебные полянки (массажные варежки), волшебные листики (маленькие кусочки разноцветной ваты).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент. Самомассаж.
Ручки растираем | (Потирают ладони) |
И разогреваем | (Хлопают в ладоши) |
И лицо теплом своим |
|
Нежно умываем. | (Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз). |
Пальчики сгребают | (Граблеобразными движениями проводят пальцами |
Все плохие мысли, | от середины лба к вискам.) |
Ушки растираем | (Растирают пальцами рук ушные раковины по краю |
Сверху вниз мы быстро, | сверху вниз) |
Их вперед сгибаем, | (Сгибают ушные раковины вперед) |
Тянем вниз за мочки, | (Оттягивают уши вниз за мочки) |
А потом руками | (Легко похлопывают щеки ладошками) |
Трогаем мы щечки. |
|
| (Сибагатулина А.М.) |
Знакомство с темой.
Ребята, к нам в гости пришел Ёжик из
Волшебного леса и что-то принес. Что же это? Посмотрим. Письмо.
Письмо Котенка.
Здравствуйте ребята! Этим летом я отдыхал у своей бабушки. И вот теперь возвращаюсь домой к маме. Моя дорога проходит через осенний волшебный лес. Здесь, в лесу, со мной произошла неприятная история. Я встретил Звукоеда. Вы знаете, какой он коварный. Звукоед заколдовал лесную тропинку. И теперь нужно ответить на все его вопросы о гласных звуках, об осенних деревьях, чтобы попасть домой. Иначе я больше никогда не увижу свою маму. Помогите мне, пожалуйста, ребята!
- Ну что, ребята, поможем? (Да!)
- Давайте вспомним, где проходит дорога Котенка? (Дорога проходит в осеннем волшебном лесу.)
- Так как лес волшебный, значит и загадки будут не простые.
Совершенствование словаря.
- Давайте посмотрим, какие деревья растут в волшебном лесу? (Рябина, дуб, клен, осина, липа, береза, ива.)
- У каждого дерева есть свои листочки. У каждого листочка есть свое имя. Вспомним, как они называются.
Лист рябины - … | Лист осины - … |
Лист дуба - … | Лист березы -… |
Лист клена - … | Лист липы - … |
- Молодцы! Вы вспомнили название каждого листочка.
Кто сможет ответить на такой вопрос: если у всех этих деревьев есть листья, то, как их можно назвать одним словом? (Лиственные)
Развитие дыхания и голоса.
Отгадайте загадку.
Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)
- Давайте вспомним, что происходит с листьями до того как они начнут опадать? (Желтеют, краснеют, вянут)
- Подует холодный осенний ветер и листья начнут опадать. Как называется это явление природы? (Листопад.)
- Слово «листопад» простое или сложное? Из каких слов оно состоит?
- Давайте покажем, как же дует ветер на волшебные осенние листочки.
Вдох носом. Плечи не поднимаются. Плавный выдох ртом, губы трубочкой. Следить, чтобы щёки не надувались.
Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.
Разозлился Звукоед и украл все листья с деревьев, чтобы наши гости не увидели волшебного листопада. Но, мы покажем Звукоеду, как наши волшебные «пальчики-листики» ложатся на волшебную полянку и поют свои песенки.
Листики волшебные на полянку сели,
Листики волшебные песенку нам спели:
А | О | У | И | Ы | Э |
Большой Указат Средний Безымянный Мизинец Ладонь
Палец
| Тихо – нормально – громко |
-Как, одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные)
-Почему их назвали гласными? (Можно петь, не встречают во рту преграды)
А вот и сам Звукоед. (Звукоед выставляется на доску.) Удивился он, рассердился, да призадумался. А мы пока с вами поиграем.
Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)
Закрепление нового понятия «ударный звук».
Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О», «ударный звук «О».
Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.
Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.
Игра с мячом «Много – один»:
окна – … (окно) перья – … (перо)
кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)
брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)
сёла – … (село) вёдра – … (ведро)
гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)
окуни – … (окунь)
острова – … (остров) шила – … (шило), дела – … (дело), пальто – … (пальто), мыло – … (мыло);
Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки). Утрированное произнесение звука «О» в словах.
Закрепление нового понятия «ударный звук»..
«Волшебный дождь».
А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.
Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!
А ваши капельки – это волшебный дождик, который пролился из него.У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук. Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О».
Звуковой синтез и анализ слова «сом».
Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» – «О» – «М»
Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.
Индивидуальная работа с раздаточным материалом. (Разноцветные квадратики)
Физкультурная минутка:
Не под окном, а около
Катилось «О» и охала
«О» охала, «О» охала
Не под окном, а около.
Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.
Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О») Правильно.
Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?
Подразумевается ответ: «- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?».
Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.
Работа с буквой.
А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О».)
Построение буква с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).
Демонстрация буквы.
Посмотрите на настоящую букву. Что я в руке держу? (Букву «О»).
Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.
У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».
Выкладывание из шнурков буквы «О».
Обведение контура буквы пальцем.
Составление слогов с буквой «О».
У вас буква «О», а у меня другие буквы … Возьмите по одной.
Положите свою букву около буквы «О» или «рядом» с буквой «О» Кто-то положит спереди, кто-то сзади.
Теперь у вас две буквы. Получился слог. Прочитайте свой слог.
Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся | Кружатся на цыпочках. Руки в стороны. |
Листья нам под ноги тихо ложатся | Приседают. |
И под ногами шуршат, шелестят | Движения руками вправо - влево. |
Будто опять закружиться хотят. | Поднимаются и кружатся. |
| (Нищева Н.В.) |
Слоговый анализ слова.
Думал-думал Звукоед и решил загадать нам такую загадку: «Все слова состоят из слогов. Посчитайте, сколько слогов в названиях деревьев, которые вы видите». Составление слоговой схемы.
Звуковой анализ.
А тем временем Звукоед загадал нам с вами свою последнюю и самую трудную загадку. Надо отгадать загадку и составить звуковую схему слова – отгадки.
Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
- Составьте звуковую схему слова ива.
Разбор звуковой схемы и составление на доске.
Вдруг Звукоед взял да и спрятал последний звук из схемы и говорит: «Вот вы и попались! Отгадайте, какой звук я спрятал? Какие звуки остались?» Затем Звукоед прячет первый, а потом второй звук.
Закрепление: почему звуки называют гласными и согласными.
Итог занятия. Анализ работы детей.
Сегодня мы с вами помогли Котенку ответить на следующие загадки:
- Что происходит с деревьями осенью? Что такое листопад?
- Звуковую схему какого слова мы составляли?
Выставляется Котенок.
Список литературы:
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
3. Сибагатулина А.М. Конспект совместного занятия «Виды работ при коррекции речевых нарушений.» - М.; журнал Логопед, 23.07.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического комплексного занятия в подготовительной группе по теме "Олимпийские игры.Человек.Звуки, буквы Й,Е,Ё,Я,ЛЬ"
Материал по развитию лексико-грамматических категорий(образование существительных по профессиям с суффиксами-иц, -ица,-ец,-ист,-к), связной речи, актуализации словарного запаса по теме. Задания н...
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"
КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)...
Методическая разработка вечера досуга для детей с дислалией подготовительной группы «В гостях у буквы и звука»
метод.разработка...
ООД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Похищение буквы К».
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: учиться четко артикулировать и произносить звуки К-Кь; знать характеристику этих звуков и уметь их различать;выделять послед...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте .Буква и звук Г
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Буква и звук Г....
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе
Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе...