Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Звуки К, Х» для детей подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Герберт Елена Анатольевна

Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)

Тема «Зима. Зимующие птицы.

Звуки К, Х»

 

 

для детей подготовительной к школе группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали:

Учитель-логопед Аксенова М.М.

Воспитатель группы № 10 Герберт Е.А.

 

 

Цель: развитие связной речи. Закрепление знаний о звуках и буквах К, Х.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже и образовании сложных существительных с приставками бес, без;

Обобщить знания детей о прилагательных о зиме, продолжать формировать у детей умение образовывать прилагательные от существительных;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;

Учить образовывать сложные прилагательные;

Закреплять у детей буквенный гнозис;

Продолжать формировать звуковой анализ и синтез;

Продолжать формировать навык чтения;

Формировать темпо-ритмическую организацию речи.

 

Развивающие:

Развивать ориентировку  на листе бумаги и мелкую моторику;

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о времени года, зимующих птицах, уточнение образов букв, игры на звуко-буквенный анализ и синтез в словах, игры с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoe_zimuyushchie.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мунципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Теремок»


Конспект интегрированного занятия речи в подготовительной группе (ТНР)

Тема «Зима. Зимующие птицы.

Звуки К, Х»

 

для детей подготовительной к школе группе

Разработали:

Учитель-логопед Аксенова М.М.

Воспитатель группы № 10 Герберт Е.А.

г. Бердск

2022

Цель: развитие связной речи. Закрепление знаний о звуках и буквах К, Х.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже и образовании сложных существительных с приставками бес, без;

Обобщить знания детей о прилагательных о зиме, продолжать формировать у детей умение образовывать прилагательные от существительных;

Продолжать учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;

Учить образовывать сложные прилагательные;

Закреплять у детей буквенный гнозис;

Продолжать формировать звуковой анализ и синтез;

Продолжать формировать навык чтения;

Формировать темпо-ритмическую организацию речи.

Развивающие:

Развивать ориентировку  на листе бумаги и мелкую моторику;

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о времени года, зимующих птицах, уточнение образов букв, игры на звуко-буквенный анализ и синтез в словах, игры с буквами.

Форма организации коллективной деятельности:

Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.

Методы и приемы:

Игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность, вопросы к детям, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Материалы и борудование: фланелеграф для звукового анализа, маркер, маркерная доска, столы, стулья.

Демонстрационный материал: карточки с изображениями птиц, сюжетная картинка «Кормушка», аудиозаписи звуков зимы, снега, птиц.

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями.

  1. Вводная часть – 3 минуты

а). приветствие

б). представление гостей и объявление темы занятия

в). Психогимнастика «Помощники».

  1. Основная часть – 25 минут

а). Упражнение на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 
"Назови ласково" 
 б). Упражнение на словообразование «Скажи одним словом".

в). Упражнение на формирование грамматического строя «Кто чем питается?»

г). Упражнение на развитие связной речи «Чем похожи птицы, а чем отличаются?»

д). Игра на пополнение словаря прилагательных «Без чего-какая?»

е). Физкультминутка

ж). Упражнение на определение количества слогов в словах (названия птиц)

и). упражнение на развитие мелкой моторики и буквенного гнозиса

к). упражнение на звуковой анализ и синтез

з).  Упражнение на зрительный гнозис «Найди букву»

л). рефлексия.

3. Итог.

Оборудование: предметные картинки, фланелеграф, карандаши, листочки с заданиями.

 

Орг момент

Игра «Помощники»

Ход занятия

Прослушивание звуков зимы, угадывание, обсуждение.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а какая может быть зима?

- ответы детей

Дыхательная гимнастика «Погреем руки»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Эти птицы остались на зиму с нами. Как они называются?

- ответы детей 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Каких зимующих птиц вы знаете?

- ответы детей

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы ребята! Итак, тема сегодняшнего занятия Зимующие птицы. Звуки К,Х.

Воспитатель: Как вы думаете, а легко ли зимовать птицам?

Беседа о трудностях зимовки и питании птиц.

Тактильная игра «Угадай, чем пообедают птицы»

Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

 Упражнение "Скажи одним словом".


У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
У вороны черные крылья, поэтому её называют ...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют ...

Упражнение «Кто чем питается?»

Упражнение «Чем похожи птицы, а чем отличаются?»

Игра «Без чего-какая?»

На картинке закрываются части тела птицы. Дети называют – без чего и какая птица.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все вы знаете про птиц, ребята! Настала пора немного отдохнуть!

Физкультминутка

ЛОГОПЕД:  итак, ребята, про птиц вы все знаете, а давайте посчитаем, сколько слогов в их названиях.

Ответы детей (считают слоги в словах, клест, глухарь, сорока)

ЛОГОПЕД: А теперь прохлопаем стихотворение:

(зарисовать на доске схему стихотворения)

Темпо-ритмическое упражнение

Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Распушили перышки

Греются на солнышке

 (Предлагает прохлопать)

ЛОГОПЕД:  Отлично! А теперь за работу в тетради!

  1. Буквы спрятались (называют, сравнивают раскрашенные на листочках буквы)
  2. Обведи К в круг, Х зачеркни одной чертой
  3. Прочитай слоги в домиках

Молодцы, а теперь загляните под стулья и возьмите то, что там лежит. Нужно прочитать и составить схему ваших слов.

Ответы детей. ЛОГОПЕД:  Отлично! Предлагаю составить схему этого слова (по очереди выходят к доске). Работа с фланелеграфом по анализу слов.

 

Рефлексия

Что мы там с вами делали?

Что вам больше всего понравилось, ребята?

Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

Какое задание понравилось вам больше всего?

Всё ли у вас получалось?

Трудно ли вам было?

Домашнее задание для детей 5-7 лет


1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими. 

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию. 

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой. 

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку. 

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): "Назови ласково", "Скажи, когда много", "Посчитай", "Кто как голос подает", "Скажи одним словом". 

6. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)... 

7.Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными. 
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)... Снегирь (какой?)..., клест (какой?)... 

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц). 

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу "Пересказы круглый год" автора Т. Ю. Бардышевой из серии "Развитие речи. 4 книжки-малышки".
10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу "Кормушка". Рисунок можно использовать при пересказе. 

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов) 

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов) 

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по физической культуре, познавательному и речевому развитию игрового типа тема: «Презентация подвижных игр» в подготовительной к школе группе

Конспектинтегрированного занятия по физической культуре, познавательномуи речевому развитиюигрового типатема: «Презентация подвижных игр»в подготовительной к школе группе...

конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"

конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Зимушка-зима».

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Зимушка-зима" План конспект музыкального занятия в подготовительной группе 6-7 лет (17 детей) по направлению ...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР "Зимующие птицы"...