Рабочая программа по логоритмике
рабочая программа (младшая группа)

Марченко Оксана Юрьевна

Рабочая программа по логоритмике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_logoritmike.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.


             Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

        Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

        Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: Социально-педагогическая

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

         Цель программы: 

Преодоление и профилактика речевых нарушений у детей младшего возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкальные занятия посредством сочетания слова, движения и музыки.

         Задачи программы:

• образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

•        воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

•        коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

•        оздоровительные:

- укрепление костно-мышечного аппарата,

- развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.

Условия реализации программы:

          Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения и неорганизованных, в возрасте от 3 до 4 лет.

Принцип набора для занятий по программе свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Занятия проводятся в групповой форме. Количество учащихся в группе: не более 8 человек;

Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей  проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 16.00 до 17.00  

Продолжительность занятий составляет: 20-25 минут, 2 раза в неделю, так как занятия являются интегрированными.  Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.

В качестве форм организации образовательного процесса детей  применяются:

  • игры;
  • занятия;
  • беседы;
  • аудио- и видео занятия;
  • открытые занятия для родителей.

        Структура  логоритмического занятия:

  • 1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
  • 2.Основная часть занимает 12-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических  движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа,  упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  • 3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Планируемые результаты освоения программы:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

Содержание занятий по логоритмике

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Календарный учебный график

     

   

   Год

обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата окончания

обучения  по

Всего

учебных

недель

Количество учебных часов по образовательной программе

  Режим

  занятий

программе

     в

неделю

в

       месяц

в

год

    1 год

 1 октября

     2021г.

31 мая

 2022г.

     

        32

2

8

64

2 раза в неделю

по 20-25 минут  

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Количество занятий

Октябрь

«О дождике и настроении» («Признаки осени»)

2

«Ежик -портной» («Фрукты»)

2

Сказка «Пых» («Овощи»)

2

«Дождик шлепает по лужам» («Признаки осени»)

2

Ноябрь

Звуки осени.

2

Волшебный лес.

3

Разноцветная сказка.

2

«В гостях у Лешего».

2

Декабрь

«В гостях у Снеговика» («Признаки зимы»)

2

«Верное средство» («Дикие животные»)

2

«Кто в домике живет?» («Игрушки»)

2

«Приключения маленькой Бабы Яги» («Новый год»)

2

Январь

«Мороз трещит и колется» («Зимние забавы»)

2

«Приключения детей и зверей в зимнем лесу» («Дикие животные»)

2

«Котенок по имени Гав» («Домашние животные»)

1

«Мороз трещит и колется» («Зимние забавы»)

2

Февраль

«Веселая карусель» («Домашние птицы»)

3

«Путешествие по старому дому» («Мебель»)

3

«Расти, коса, до пояса» («Человек; части тела»)

2

«Носик, привет, привет!» («Части тела»)

2

Март

«Родной дом» («Семья»)

3

«Красная Шапочка и ее друзья» («Мамин праздник»)

2

«А что у вас?» («Профессии»)

2

«Волшебный клубочек» («Наш город»)

1

Апрель

«Мы за солнышком идем» («Признаки весны»)

2

«Птичий базар» («Перелетные птицы»)

2

«Едем, летим или плывем?» («Транспорт»)

2

Сказка «Как поссорились иголка с ниткой» («Профессии»)

2

Май

«Дождь играет в прятки» («Цветы»)

1

«Путешествие на воздушном шаре» («Наш город»)

2

Сказка «Честное гусеничное» («Насекомые»)

1

Диагностика

«Девочка чумазая» («Лето»)

1

Всего занятий

64

Мониторинг усвоения программы

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,  умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1.   Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4.   Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.

Уровни освоения программы:

  • Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
  • Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
  • Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с.
  2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: Каро, 2005.
  4. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
  5. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.
  6. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004.
  7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.
  8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.
  9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  10. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  13. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Рабочая программа по логоритмике

Рабочая программа по логоритмике составлена на основе авторских пособий Г. Волковой и М.Картушиной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ.

Данная программа расчитана для детей от 3-7 лет....

Рабочая программа "Веселая логоритмика"

Рабочая программа кружка...

Рабочая программа по "Логоритмике"

Рабочая программа по "Логоритмике"Подготовили:Учитель-логопед Мельникова Т.Н.Музыкальный руководитель Центер В.А....

Рабочая программа по логоритмике

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувств...

Рабочая программа по логоритмике

Данная рабочая программа будет полезна учителям-логопедам, которые самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем проводят дополнительные занятия по развитию речи с использованием логоритмическ...