Инновационные технологии в развитии и совершенствовании речевых навыков и психологического благополучия у детей с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
инновационные технологии, которые эффективно применяются в обучении речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otvet.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в развитии и совершенствовании речевых навыков и психологического благополучия у детей с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности
Наше выступление хотелось бы начать со слов французского писателя Антуану Экзюпери – «Все мы родом из детства».
Эти слова означают, что многие проблемы человека берут начало из детства. В детстве мы проходим и неудачи, и победы. Поэтому, важно вовремя выявить проблему еще в детстве, чтобы она не сопровождала нас в будущем.
Нам, как педагогам, стало интересно какие инновационные технологии будут эффективно применяться в обучении, не доставляя ущерба для внутреннего мира ребёнка.
Мы выделили несколько технологии, которые на наш взгляд оказывают положительное развитие на психоэмоциональное состояние ребёнка и совершенствование речевых навыков.
Пальчиковая гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Дыхательная гимнастика;
Динамические паузы;
Песочная терапия.
Но особое предпочтение отдаём хромотерапии или цветотерапии.
Цветотерапия (хромотерапия) – наука, изучающая свойства цвета, который
воздействует на состояние человека.
С помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, повысить уровень речевых навыков, поэтому педагоги, работающие с детьми должны владеть элементарной информацией о цветотерапии.
Приведём психологические характеристики цвета, наиболее часто встречающиеся разных публикациях.
Красный – цвет счастья. Он будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.
Этот цвет необходим для работы с робкими, застенчивыми, неуверенными в себе детьми.
Оранжевый – цвет оптмизма, радостного удивления. Улучшает настроение, аппетит, настраивает на оптимизм, общительность, учащает пульс и дыхание, стимулирует познавательную активность, способствует развитию воображения, помогает развивать нереализованные способности.
Желтый- цвет радости и оптимизма.
Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение
Зелёный – цвет спокойствия
Помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.
Зелёный цвет очень важен для взрослых и детей, так как его отсутствие вызывает повышенную возбудимость, нервозность и раздражительность
Синий – цвет вдохновения и сосредоточенности.
Синий цвет эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.
Голубой – цвет мечтательности.
Оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, помогает при нервных расстройствах, бессоннице, повышенной возбудимости.
Фиолетовый – цвет благородства.
Использование фиолетового цвета в небольших количествах помогает развивать воображение, творческое мышление, успокаивать, благотворно влиять на сон, побуждать стремление к духовному росту, творчеству, осуществлять благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему..
Розовый – цвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта . Помогает концентрации внимания, снимает нервное напряжение, а также, по мнению многих психологов, помогает избавиться от навязчивых мыслей.
Коричневый – цвет надёжности, защиты и прочности.
Повышает работоспособность, способствует концентрации внимания, стабилизирует эмоциональное состояние. Кроме этого снимает тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие.
Серый – цвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры.
Помогает справиться с невротическими реакциями, агрессией, способен «управлять эмоциями», расслабляет, позволяет чувствовать себя спокойно, способствует сну.
Белый – цвет очищения, целомудренности, единения. Содержит в себе
энергию преобразования, повышает самооценку, оказывает благотворное
влияние на центральную нервную систему и мозг, восстанавливает структуру тканей, которые непосредственно отвечают за сознание.
Чёрный цвет действует угнетающе, подавляет эмоциональную активность.
Он не используется в целях коррекции психоречевых нарушений у детей с речевой патологией.
Игра «Разноцветный дождик»
Позволит ребенку закрепить представления об основных цветах радуги, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук.
Пальчиковые гимнастики с использованием разноцветных шариков способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры;
развивают внимание, память, воображение; вызывают положительные эмоции, создают позитивную атмосферу в группе.
«Твистер»
Эта игра очень хорошо помогает развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве, а также закрепляет понятие о цвете.
«Выложи радугу»
Раскладываем перед ребёнком белый холст или лист бумаги и предлагаем выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой формы из тесьмы или картона различных оттенков.
Разноцветные сказки
В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о осени и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).
Цветные фишки
Проговаривая слова на нужный звук дети раскладывают разноцветные фишки, что способствует и развитию мелкой моторики в силу их маленького размера.
Цветные стаканчики
Повторяя за логопедом слова, робким детям можно выкладывать фишки в стаканчики с яркими цветами, а гиперактивным в стаканчики спокойных цветов.
«Цветик-семицветик»
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и взять лепесток и подуть на него.
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом.
Таким образом, использование хромотерапии или цветотерапии в коррекционной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает воздействие на формирование личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"
Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...
Проект "Ранняя профориентация детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности"
Для воспитания уважительного отношения к труду и успешной интеграции в социум необходимо вырабатывать у детей с ОВЗ серьёзное отношение к труду как на основу гражданского сознания. Поэтому всестороння...
Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»
Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...