Инновационные технологии в развитии и совершенствовании речевых навыков и психологического благополучия у детей с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

инновационные технологии, которые  эффективно применяются в обучении речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvet.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в развитии и совершенствовании речевых навыков и психологического благополучия у детей с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности

Наше выступление хотелось бы начать со слов французского писателя Антуану Экзюпери – «Все мы родом из детства».

Эти слова означают, что многие проблемы человека берут начало из детства. В детстве мы проходим и неудачи, и победы. Поэтому, важно вовремя выявить проблему еще в детстве, чтобы она не сопровождала нас в будущем.

Нам, как педагогам, стало интересно какие инновационные технологии будут эффективно применяться в обучении, не доставляя   ущерба для внутреннего мира ребёнка.

Мы выделили несколько технологии, которые на наш взгляд оказывают положительное развитие на психоэмоциональное состояние ребёнка и совершенствование речевых навыков.

Пальчиковая гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Динамические паузы;

Песочная терапия.

Но особое предпочтение отдаём хромотерапии или цветотерапии.

Цветотерапия (хромотерапия)  – наука,  изучающая свойства цвета, который

воздействует на состояние человека.

     С помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние ребёнка, повысить уровень речевых навыков, поэтому педагоги, работающие с детьми должны владеть элементарной информацией о цветотерапии.

       Приведём психологические характеристики цвета, наиболее часто встречающиеся разных публикациях.

Красный – цвет счастья. Он будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.

Этот цвет необходим для работы с робкими,   застенчивыми, неуверенными в себе детьми.

Оранжевый – цвет оптмизма, радостного удивления. Улучшает настроение, аппетит, настраивает на оптимизм, общительность, учащает пульс и дыхание, стимулирует познавательную  активность, способствует развитию воображения, помогает развивать   нереализованные способности.

Желтый- цвет радости и оптимизма.

 Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение

Зелёный – цвет  спокойствия

Помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.

Зелёный цвет очень важен для взрослых и детей, так как его отсутствие вызывает повышенную возбудимость, нервозность и раздражительность

Синий – цвет вдохновения и сосредоточенности.

Синий цвет эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.

Голубой – цвет мечтательности.

Оказывает успокаивающее действие на центральную нервную  систему, помогает при нервных расстройствах, бессоннице, повышенной  возбудимости.

Фиолетовый – цвет благородства.

Использование фиолетового  цвета в небольших количествах помогает развивать воображение, творческое мышление, успокаивать, благотворно влиять на сон, побуждать стремление к духовному росту, творчеству, осуществлять благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему..

Розовый – цвет романтичности, нежности, доброты, мягкости, комфорта . Помогает концентрации внимания, снимает нервное напряжение, а также,  по мнению многих психологов, помогает избавиться от навязчивых мыслей.

Коричневый – цвет надёжности, защиты и прочности.

Повышает работоспособность, способствует концентрации внимания, стабилизирует  эмоциональное состояние. Кроме этого   снимает  тревогу, дарит уверенность в себе и спокойствие.

Серый – цвет стремления к стабильности, здравомыслия, чувства меры.

Помогает справиться с невротическими реакциями, агрессией, способен  «управлять эмоциями», расслабляет, позволяет чувствовать себя спокойно, способствует сну.

Белый – цвет очищения, целомудренности, единения.   Содержит в себе

энергию преобразования, повышает самооценку, оказывает благотворное

влияние на центральную нервную систему и мозг, восстанавливает структуру  тканей, которые непосредственно отвечают за сознание.

Чёрный цвет действует угнетающе, подавляет эмоциональную активность.

 Он не используется в целях коррекции психоречевых нарушений у детей с речевой патологией.

Игра «Разноцветный дождик»

Позволит ребенку закрепить представления об основных цветах радуги, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук.

Пальчиковые гимнастики с использованием разноцветных шариков способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры;

развивают внимание, память, воображение; вызывают положительные эмоции, создают позитивную атмосферу в группе.

  «Твистер»

Эта игра очень хорошо помогает  развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве, а также закрепляет понятие о цвете.

«Выложи радугу»

Раскладываем перед ребёнком белый холст или лист бумаги и предлагаем выложить на нем радугу из определенных цветов. В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной или прямой  формы из тесьмы или картона  различных оттенков.

Разноцветные сказки      

В коррекционной работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о осени и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

Цветные фишки

 Проговаривая слова на нужный звук дети  раскладывают разноцветные фишки, что способствует и  развитию мелкой моторики в силу их маленького размера.

Цветные стаканчики

Повторяя за логопедом слова, робким детям можно выкладывать фишки в стаканчики с яркими цветами, а гиперактивным  в стаканчики спокойных цветов.

«Цветик-семицветик»

Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и взять лепесток и подуть на него.

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом.

Таким образом, использование хромотерапии или цветотерапии в коррекционной  деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает воздействие на формирование личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИАутизм – это ряд разных по тяжести неврологических, наследственных психических заболеваний.Особе...

Проект "Ранняя профориентация детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности"

Для воспитания уважительного отношения к труду и успешной интеграции в социум необходимо вырабатывать у детей с ОВЗ серьёзное отношение к труду как на основу гражданского сознания. Поэтому всестороння...

Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...