Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»
статья

Черемных Марина Сергеевна

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_mnemotablitsam.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста

на примере групп компенсирующей направленности»

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп. При работе с детьми, мы увидели, что речь детей односложная, возникали трудности в правильном построении даже простых предложений, чему во многом способствовал бедный словарный запас детей. На ряду с этим, диалогическая речь в основном также характеризовалась бедностью. Дети не могли грамотно для своего возраста сформулировать вопрос, построить краткий ответ, у детей возникали большие трудности с пересказом хорошо известных им текстов. В старшей группе продолжали сохранятся трудности с построением диалогической речи, а также трудности с созданием обязательного или сюжетного рассказа. В подготовительной к школе группе сохраняются у ряда детей некоторые трудности с грамотным построением монологической речи.

Почему выбор пал именно на мнемотехнику, спросите вы. Именно она удобна в использовании в период дошкольного детства, когда преобладает наглядно – образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, факты и явления, близкие к жизненному опыту. Мнемотехника включает в себя два главных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи детей дошкольного возраста. Первый фактор – наглядность, и второй фактор – создание плана, как последовательного размещения в предварительной схеме конкретных элементов высказывания.

Как любая другая работа, работа с мнемотехникой строится от простого к сложному. Мы свою работу с детьми начинали с простейших мнемоквадратов. Это графическое или частично графическое изображение предмета, явлений природы, персонажей сказки и т.д. В качестве символов – заместителей нами были использованы предметные картинки, которые Вы видите на слайде, а также силуэтные изображения и геометрические фигуры.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Таким образом, мы начали с детьми схематически зарисовывать предложения. Это стало следующим нашим шагом.

Глядя на такие схемы дорожки дети стали легко воспроизводить информацию.

 «В небе гром, гроза – закрывай глаза. Грома нет – трава блестит, в небе радуга горит». Это еще один пример мнемодорожки.

Мнемотаблица – это схема из нескольких мнемодорожек. Сейчас Вашему вниманию мы представим несколько мнемотаблиц, для заучивания стихотворений. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат. И дети, имея перед глазами такую карточку- символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

На представлены два способа кодирования информации с помощью предмечтных картинок и графический способ кодирования. Говоря о размере мнемотаблицы, следует сказать, что в старшей группе мы составляли мнемотаблицы, начиная с 9 до 16 квадратов. А в подготовительной к школе группе уже до 25 квадратов. Теперь я передаю слово Наталье Александровне, она расскажет, как мы работали с мнемотаблицами.

Как мы работали с мнемотаблицами: на начальном этапе мы предлагали готовую план – схему. Затем мнемотаблицы мы рисовали и раскрашивали вместе с детьми с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела на доске и т.д.

Только после этого в подготовительной к школе группе дети стали рисовать таблицы сами.

Также в своей работе мы используем лэпбук, который мы изготовили сами. Дети с большим интересом обучаются по нему в игровой форме. С которым Вы можете ознакомиться и посмотреть.

На данном слайде представлены мнемодорожки чистоговорок и загадок, которые мы использовали в своей работе.

Для составления рассказов о временах года в своей работе мы использовали два вида мнемотаблиц: первое для составления рассказов по схеме о конкретном времени года, и второе: будет сложное, когда рассказ составляется для общей всех времен схеме. Следует заметить, что начинали мы с мнемотаблиц из цветных предметных картинок. В старшем возрасте к концу года таблицы стали не цветными, из графических символов.

Данные мнемотаблицы используются нами в подготовительной к школе группе при составлении устного и описательного рассказа о предмете, дети, как правило, не испытывают затруднения в последовательности его изложения.

На ранних этапах использования мнемотаблиц, дети пересказывали совместно с воспитателем. Однако на данный момент, дети пересказывают самостоятельно, прибегая к незначительной помощи взрослого.

В заключении хотелось бы сказать, что область применения данной техники достаточно широкая. Мнемотехнику можно использовать для запоминания песен, при играх – драматизациях, при отгадывании загадок, в математике, изображение последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т.д. Мы поделились с Вами опытом работы с детьми в группах компенсирующей направленности, но Вы также можете использовать данную инновационную технологию при работе с детьми в группах общеразвивающей направленности. Используйте мнемотехнику в работе с детьми. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...