Занятие на тему "Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»."
план-конспект занятия по логопедии

Пачкова Лариса Александровна

Занятие по Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕВРАЛЬ,  4 неделя

Занятие 1

Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Доска, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1», альбом «Мир природы. Животные», запись звуков океана, игрушки, морские камушки, контейнер с песком, сосуды с пресной и солёной водой, плоскостные изображения морских обитателей, карандаши по числу детей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Мы свами оказались на берегу моря. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря, опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб.

Что мы слышим сидя на берегу моря. (Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек)

А теперь мы опускаемся на морское дно:

Что за звёзды в глубине

На песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке морские -…звёзды.

«Ну что это за рыбы? -

По морю ходят толки. -

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

Электрические  скаты

Неуклюжи, простоваты.

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

Краб забился меж камней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

2. Упражнение «Узнай по контуру»

Опустите руги в бассейн с крупой  и достаньте картинки с изображением морских обитателей, попробуйте узнать по контуру, кто на них изображён.

3. Подвижное упражнение «Летучая рыба»

Я летучая, прыгучая,                Дети двигаются по кругу поскоками.

Улетела бы за тучу я.               Двигаются, взмахивая руками, как крыльями

Да соскучилась бы вскоре –    Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки.

До того люблю я море.          

4. Упражнение  «Скажи  наоборот»

Нам пора возвращаться на сушу. Теперь поиграем на берегу. У нас два стаканчика с колодезной и морской водой. Какая была вода в синем стаканчике? (Солёной). А в зелёном? (Несолёной). Потому, что она пресная. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начинаю предложение и бросаю вам мяч, вы ловите и продолжаете предложение.

Морская вода солёная, а колодезная …пресная

Морская вода тёплая, а колодезная …холодная

Колодезная вода мягкая, а колодезная …жёсткая.

Морская вода мутная, а колодезная …прозрачная

5. Упражнение «Подбери схему»

Опустите руки в контейнеры, достаньте то, что принесли нам морские волны.

Дети достают схемы.

(Моя схема подходит к слову скат, а моя к слову акула, а моя к слову кит)

С  С  К  С

К  С  К  С  К

 

З  К  С

6. Работа в тетради. Упражнение «Заштрихуй дельфина»

Дельфины – жонглёры, певцы, акробаты,

Дельфины смышлёные очень, ребята.

Дельфины считают, дельфины читают

И даже детишек на спинах катают.

Выполните штриховку изображения дельфина, так, как показано стрелками.

       7.Игра «Кто живёт в океане»

Возьмите изображение животного и найдите ему место на игровом поле.

       8. Упражнение «Кто быстрее?»

Повторите чётко скороговорку: « В озере карп, а в море краб».

 9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети вспоминают, с какой буквой они познакомились, чем занимались.

ФЕВРАЛЬ,  4 неделя

Занятие 2

Тема: «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов»

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение естественно научных представлений. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предлогов). Совершенствование синтаксической стороны речи ( сложноподчинённые предложения). Совершенствование звукового и слогового анализа слов, навыка чтения.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений (определение места звука в слове), общих речевых навыков; координация речи с движением.

Оборудование: Плоскостные изображения морских обитателей, магнитная доска, карточки шифровки со словами, магнитные буквы, фишки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите, что вы видите вокруг? (Морские раковины, морская звезда, камешки, морской ёж) Сегодня вы услышите морскую сказку. А называется она «Как крабик дом искал». Чтобы оказаться в этой сказке выполните моё задание.

2. Упражнение «Будь внимательным»

Кого вы видите на картинке?    (Это осьминог)

Вот осьминожков большая семья,

Братья, сестрёнки, подружки, друзья.

Все осьминожки разного цвета:

Жёлтый и красный, малыш –фиолетовы,

Синий, зелёный, один полосатый,

Беленьких два. Вот смешные ребята!

Сколько было осьминожек? (8) Какой был первый (жёлтым), а второй (красным), а третий (фиолетовый), а четвёртый (синий), а пятый (зелёный)?

Про каких осьминожек говорится дальше.(Про полосатого и двух белых)

3. Театрализация сказки «Как крабик дом искал»

Жил в море краб не краб, так себе — крабик маленький,  сам с пятачок, ноги как спички, клешни, как щипчики.

Из-за ширмы выходит ребенок в шапочке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.

Пока крабик был маленьким — жил, где придется, а подрос — стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит — камень, в камне — щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.

 Крабик залезает между двумя стульчиками, покрытыми темной тканью.

Плывет мимо бычок.

Б ы ч о к. Я — бычок-старичок,

Голова с кулачок.

Славный у тебя дом, крабик! Будто для тебя построен.

Крабик. Много ты понимаешь! Плохой дом — жесткий, темный, тесный.

Б ы ч о к. А тебе какой нужен?

Крабик. Нужен светлый, просторный и мягкий.

Бычок. Глупый! Дом должен быть безопасным.

Крабик. Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.                                        

Бычок убегает за ширму.

Крабик. Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я и буду жить.

Ложится на поролоновый мат.

Осетр. Осетром меня зовут,    

Ждет меня добыча тут.

Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.

Крабик. Надо уносить ноги!

Крабик убегает за ширму, осетр — за ним.  Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.

Крабик. Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь-ка я здесь.

Скат. Не зря меня зовут морской лисицей,

Никто не сможет от меня укрыться

Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.                                                                                  Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат — за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.

Крабик. Не найти мне лучше жилища, чем в камне на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, дом построен.

Бычок. Ну, что, прав я был?

Крабик. Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.

Бычок. То-то же, слушайся старших!

Так закончилась эта сказка, которую крабик рассказал нашей знакомой девочке.

4. Упражнение «Летучая рыба».

В море живет много разных удивительных животных, например, летучие рыбы. Давайте вспомним упражнение «Летучая рыба».

      Я прыгучая, я летучая,          Двигаются поскоками по кругу.

      Улетела бы за тучу я.           Поскоки со взмахами рук.

      Да соскучилась бы вскоре —   Двигаются по кругу, изображая плавание.

      До того люблю я море.            

                                    И. Демьянов              

     5. Беседа по сказке.

Как называется сказка, которую показали ребята? (Сказка называется «Как крабик дом искал»)                                

Какой же дом он искал сначала? (Крабик искал светлый, просторный и мягкий дом.)

 Какой дом он нашел себе в конце концов?  (Он нашел себе темный, тесный и жесткий дом.)                                                        

Почему? (Крабик понял, что дом должен быть безопасным).

Почему дом должен быть безопасным? (Дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные).

Давайте представим, что мы с вами оказались на морском дне.

6.  Игра «На дне морском».

Логопед открывает игру. На игровом поле, представляющем морское дно, закреплены с помощью липу­чек изображения морских животных: медузы, ската, акулы, бычка, осетра, морской звезды, краба и т.п.

Где находится морской конек? (Морской конек находится между кораллами). Где плывет медуза?(Медуза плывет над скатом.)

Откуда выбирается краб?( Краб выбирается из-под камня.)

 За кем гонится акула? (Акула гонится за бычком.) И т. п.

 Еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить, как расположены морские животные. Отвернитесь. (Дети отворачиваются. Логопед меняет местами медузу и ската)

 Что изменилось? (Медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь — медуза под скатом.)                                                                                           И т. п.                                                                  

7. Проговаривание чистоговорки.

Встаньте в кружок, давайте отрегулируем дыхание. Вдох, задержка дыхания, выдох (три раза). Сейчас вы сделаете вдох, задержите дыхание, а потом по моей команде на выдохе скажите чистоговорку про налима.

- На мели мы лениво налима ловили.

 А теперь про скалярию:

- Скалярия как месяц серебряный висит

 Загадочная рыба и грустная на вид.

8. Упражнение «Буква потерялась».

Подойдите к магнитной доске, посмотрите на слова и подумайте, какие буквы в них: терялись. Вставьте эти буквы.

( В слове КРАБ потерялась гласная буква А. В слове СКАТ тоже потерялась гласная буква А. В слове КАРП тоже потерялась гласная буква А.)

Молодцы! Правильно. А какое из этих животных не живет в море?

(В море не живет карп. Он живет в озере или в пруду.)

Составьте схемы слов СКАТ, КАРП.

Дети составляют схемы.

Сколько слогов в каждом из этих слов? Почему? (В каждом из этих слов по одному слогу, потому что эти слова содержат по одному гласно звуку.)

9. Отгадывание загадок о морских животных.

Напоследок давайте отгадаем загадки, которые ребята выучили дома.

Люд морской встревожен

Меч плывет без ножен.    ( Это рыба-меч)

В глубине, где тишь и мгла,

Море штопает игла       ( Это рыба-игла.)

Названия каких удивительных морских рыб вы еще знаете? ( Рыба-пила. Рыба-луна. Рыба-солнце.)

10. Организация окончания занятия.

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Чем мы сегодня занимались?

Вы все очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите нашу сказку маме и папе, бабушке и дедушке, потом вместе с ними постарайтесь сделать аппликацию к сказке для выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов."

Занятие для детей подготовительной группы по развитию речи, совершенствованию грамматического строя речи, активизации словаря по теме "Животный мир морей и океанов"...

Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях....

Календарно-тематическое планирование в младшей группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."

Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей; рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме, воспитывать любовь и ува...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе «Путешествие в подводный мир» по теме  «Водоемы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов.»...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Животный мир морей и океанов. Аквариумные и пресноводные рыбы"...