Конспект НОД Звуки «В», «В*», буква В
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Непосредственно образовательная деятельность в старшей

 группе для детей с ОНР

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей

 группе для детей с ОНР

Звуки «В», «В*»,

буква В

Учитель- логопед

Демаринского МКДОУ ОРВ

д/с № 18 «Ёлочка»

Зырянова О.Н.

Задачи:

Обучающие:

-Продолжить знакомство со звуками «В» и «В*», учить давать характеристику звуков;

- формировать навыки фонематического восприятия;

- закрепить умение находить место звука в слове;

- учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки;

- познакомить с буквой В;

развивающие:

- развивать мышление, произвольное внимание;

- развивать графические навыки.

Образовательная область:

Коммуникация.

Материал: карточки со схемами звуков; модели звуков (карточки): «в, м, п, н, б, д, т, а,о, у, и, ы, э»; карточки «Место звука в слове»; предметные картинки на изучаемый звук; карточки с «наложенными» рисунками (на различение звуков «В», «В*»); карточки- ребусы; бархатная бумага; шерстяная нитка.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный этап.

Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это письмо - нам предстоит узнать, выполнив все задания.

Сегодня вы, ребята, сами

Пойдёте волшебными путями

По очень необычной стране

И побываете там везде!

Все звуки речи там живут,

Они давно вас ждут.

Вы попадёте в их владенья,

И вам должно хватить уменья

Все испытания пройти,

Не сбившись с верного пути!

2.Повторение пройденного материала.

Логопед:- Когда мы произносим слова, что мы слышим? (звуки). 

- чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и

пишем).

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Почему звуки называются «Гласными». (когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду).

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать!

- Назовите гласные звуки.

- Назовите согласные звуки.

- Почему они называются «Согласными»? (когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду).

А согласные согласны

 шелестеть, ворчать, свистеть,

даже фыркать и шипеть,

но не хочется им петь!

- Какую преграду встречает воздушная струя, когда мы произносим звуки «М», «П», «Б»? (губы).

- Какую преграду встречает воздушная струя, когда мы произносим звуки «Т», «Д», «Н»? (язычок).

3.Сопоставление звуков по артикуляционно - акустическим признакам.

- Поиграем в игру «Я знаю много имён мальчиков и девочек».

- Я знаю много имён мальчиков и девочек: Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада, Валя.

- Какой чаще всего повторялся звук?  («В»)

Логопед: Вика, Вероника, Виктор.

- Какой чаще всего повторялся звук?  («В*»)

Логопед: Сегодня мы продолжим знакомство со звуками «В», «В*» и познакомимся с буквой В

.   

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

Между ними голосок пропустим.

Логопед выкладывает на наборном полотне модель звуков «В» и «В*», произносит звуки.

Вместе с детьми дают характеристику звукам:

«В»- согласный, твёрдый, звонкий. 

«В*»- согласный, мягкий, звонкий.

- Чем отличаются звуки? (Звук «В»-твёрдый, звук «В*»- мягкий)

- Что общего? Звуки «В» и «В*» согласные, звонкие)

- Докажите что звуки «В» и «В*» согласные. (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду - нижнюю губу и верхние зубы.)

  1. Развитие фонематического слуха.

- Давайте поиграем в игру.

* Хлопните в ладоши, когда услышите звук «В».

* Топните правой ногой, когда услышите звук «В*».

(Логопед сначала называет звуки, а затем слоги.)

- Молодцы!

Игра «Сигнальщики».

- Я назову слова на звук «В» или «В*». Когда услышите слово, в котором первый звук «В»- поднимите карточку- модель звука «В». Когда услышите слово, где первый звук «В*»- поднимите карточку- модель звука «В*». (Вилка, воробей, виноград, водопад, Ваня, вагон, вешалка.)

  1. Определение места звука в слове.

Звуки «В» и «В*» прячутся в словах. Определите, где прячется звук в слове (в начале, середине, конце).

Логопед раздаёт детям предметные картинки:

«В»- самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка;

«В*»- весы, ведро, вертолёт, цветы, телевизор, медведи.

Дети называют изображения на карточках и определяют место звуков «В» и «В*» в  словах.

  1. Развитие навыков фонематического анализа, внимания, памяти.

- Ребята, рассмотрите свои карточки.

- Определите, какой в слове первый звук- «В» или «В*»?

- Какое слово лишнее? Почему?

Детям выдают карточки с рисунками: валенки, вилки, верблюд; веник, воробей, виноград; варежки, веер, вертолёт; ветка, весы, ваза; вата, верблюд, виноград.

В каждой группе ребята находят лишнее слово и объясняют свой выбор.

4.Развитие навыков фонематического анализа.

Игра «Измени слово» (с мячом)

- Замените первый звук слова на звук «В» или «В*», чтобы получилось новое слово:

                             Полк- Волк                        Пилка- Вилка

                             Корона- Ворона                 Щенок- Венок

                           Грач- Врач                       Десна- Весна

                           Газы- Вазы                       Митя- Витя

                           Мыть- Выть                      Метка- Ветка

                           Голос- Волос                    Пеликан- Великан

Развитие навыков фонематического анализа, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

Игра «Путаница»

- Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

- Правильно ли, что все слова начинаются на звук «В*»?

Первый - Какое слово лишнее? (Волк)

- Почему это слово лишнее? (В слове волк первый звук «В»- согласный, твёрдый, звонкий. В остальных словах первый звук «В*»- согласный, мягкий, звонкий.).

- Давайте разделим слово волк на слоги (хлопками). Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?  (В этом слове один слог).

- Составьте предложение с этим словом. (волк- хищное животное.)

- Сколько слов в предложении? (В предложении три слова).

- Назовите первое (второе…) слово. (Ответы детей).

5.Знакомство с буквой.

«В- буква очень важная, воображала страшная

      Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут

Логопед выкладывает на наборном полотне букву В.

Дети выкладывают букву В на бархатной бумаге из шерстяных ниток.

6.Итог занятия.

- С какими звуками продолжили знакомство?

- С какой буквой познакомились?

- А какое задание было самым трудным?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Мы с вами выполнили много заданий. А кто прислал нам это письмо мы так и не узнали.

Логопед открывает конверт и достаёт карточку с ребусом.

- Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя (слова: ваза, облако, волк, аист).

- Вова- выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе и решил прислать нам письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

- Когда вы пойдёте в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма с интересными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...