Проект "Использование биоэнергопластики на занятиях по коррекции звукопроизношения"
проект по логопедии
Использование приемов биоэнергопластики и кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioproekt.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН
Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев.
Кинезитерапия - это обучение правильным движениям, которые позволяют существовать в гармонии со своим телом, не испытывая никаких физических или психологических недомоганий. [2, с.56]
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Еще одно из инновационных направлений в коррекции речевых нарушений у детей -«биоэнергопластика» - это соединение движений, в том числе артикуляционного аппарата и движений кистей рук. [3, с. 5] По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Для воспитанников, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.
Логопедическую работу следует начинать с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения этой темы переходим к работе над предложением. Учим детей правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно оформлять его. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая
единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Следующий этап работы — формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. На последнем этапе работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков (букв) из слова
Первый год коррекционной работы завершается развитием звукобуквенного анализа и синтеза слов. Учитывая то, что у детей с общим недоразвитием речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего первого года коррекционной работы в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Проблема:
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Цель проекта:
Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий и профилактика нарушений чтения и письма у воспитанников ДОУ.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие межполушарных связей.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Для педагогов:
- Создать информационную базу.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов.
- Поддерживание достижения детей, воспитание чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждое занятие одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.
В биоэнергопластике выполняются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук. Система применяется в занятиях с детьми любых возрастных групп.
Срок реализации: ноябрь – май.
Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения.
- За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
3. Обучение педагогов.
- Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.
4. Работа с родителями.
- На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будет ставиться информация о новом комплексе и приглашение на встречу для овладения им.
Второй этап – рефлексивно-диагностический.
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
- Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
- В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап – практическая реализация проекта.
Вид работы | Где реализуется |
|
|
Система реализации проекта
Работа с родителями | Работа с педагогами | Обеспечение творческой направленности |
|
|
|
Продукты проекта для детей:
- Спортивный праздник.
- Фотогалерея.
- Картотека кинезиологических упражнений.
- Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.
- Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики.
Продукты проекта для педагогов:
- Конспекты по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников).
- Презентация проекта.
- Планирование по данной теме.
- Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».
Продукты проекта для родителей:
- Родительские собрания «Кинезиология для детей».
- Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».
- Презентация проекта на собрании.
- Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Презентация материалов проекта
- Мастер-классы.
- Презентация проекта
- Комплексы кинезиологических упражнений
IV этап – Заключительный.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
Методическое обеспечение:
Литература.
1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.
7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....
Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...
Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...
«Использование биоэнергопластику как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединение....
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...
Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....