Проект "Использование биоэнергопластики на занятиях по коррекции звукопроизношения"
проект по логопедии

Елена Владимировна Кукушкина

Использование приемов биоэнергопластики и кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioproekt.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН

Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев.

Кинезитерапия - это обучение правильным движениям, которые позволяют существовать в гармонии со своим телом, не испытывая никаких физических или психологических недомоганий. [2, с.56]

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Еще одно из инновационных направлений в коррекции речевых нарушений у детей -«биоэнергопластика» - это соединение движений, в том числе артикуляционного аппарата и движений кистей рук. [3, с. 5] По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Для воспитанников, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

Логопедическую работу следует начинать с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения этой темы переходим к работе над предложением. Учим детей правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно оформлять его. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая

единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Следующий этап работы — формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. На последнем этапе работа  направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков (букв) из слова

Первый год коррекционной работы завершается развитием звукобуквенного анализа и синтеза слов. Учитывая то, что у детей с общим недоразвитием речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего первого года коррекционной работы в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Проблема:

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Цель проекта:

Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий и профилактика нарушений чтения и письма у воспитанников ДОУ.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Развитие межполушарных связей.
  4. Синхронизация работы полушарий.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Развитие способностей.
  7. Развитие памяти, внимания.
  8. Развитие речи.
  9. Развитие мышления.
  10. Профилактика дислексии и дисграфии.

  Для педагогов: 

  1. Создать информационную базу.
  2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Поддерживание достижения детей, воспитание чувство гордости за достигнутые результаты.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
  2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации проекта:

  1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
  2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
  5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Комплекс, подобранный и разученный детьми с логопедом, включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждое занятие одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике выполняются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук. Система применяется в занятиях с детьми любых возрастных групп.

Срок реализации: ноябрь – май.

Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

  • За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

3. Обучение педагогов.

  • Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

4. Работа с родителями.

  • На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будет ставиться информация о новом комплексе и приглашение на встречу для овладения им.

Второй этап  – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

  • Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

  • В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.

Третий этап   – практическая реализация проекта.

Вид работы

Где реализуется

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики 
  • Релаксационные упражнения
  • Использование кинезиологических упражнений на занятиях (физической культуре, хореографии, ОЧПС и др.)
  • Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности
  • свободная деятельность

Система реализации проекта

Работа с родителями

Работа с педагогами

Обеспечение творческой направленности

  1. Наглядная информация в родительском уголке
  2. Тематические родительские собрания
  3. Мастер-классы
  4. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.
  5. Индивидуальные консультации
  1. Тематический педсовет
  2. Мастер-классы
  3. Самообразование 
  1. Накопление и обобщение педагогического опыта
  2. Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями)

Продукты проекта для детей:

  1. Спортивный праздник.
  2. Фотогалерея.
  3. Картотека кинезиологических упражнений.
  4. Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.
  5. Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Конспекты по теме проекта.
  2. Библиография по теме проекта.
  3. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
  4. Семинар-практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников).
  5. Презентация проекта.
  6. Планирование по данной теме.
  7. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».

Продукты проекта для родителей:

  1. Родительские собрания «Кинезиология для детей».
  2. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
  3. Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».
  4. Презентация проекта на собрании.
  5. Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Презентация материалов проекта

  1. Мастер-классы.
  2. Презентация проекта
  3. Комплексы кинезиологических упражнений

IV этап – Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта:

  Для детей:

  • Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно  освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов:

  • создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
  • повышение  педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

  • создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Методическое обеспечение:

Литература.

1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...

Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....