Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методическое пособие по логопедии

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детей

правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и

уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

 

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_tema.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3 «Солнышко» п. Красногвардейское

                                Красногвардейский район Республика Крым

   

Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детей

правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и

уровнем развития связной речи, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Цель: Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста; развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать пословесным инструкциям.

Задачи:

1) Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи сартикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению

биоэнергоплатсики в коррекции речевых нарушений; обосновать

необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать

упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со

сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению

данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

Цель артикуляционной гимнастики − укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Современная логопедическая практика постоянно занята поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу логопеда и облегчить коррекционный процесс для ребенка. Поэтому наряду с общепринятыми приемами, я стала использовать биоэнергопластику, как один из методов здоровьесберегающих технологий.

 Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми. За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Принципы здоровьесбережения:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип непрерывности;

- принцип комплексного подхода;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

В работе с детьми логопатами приходится исправлять не только речевые дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи в комплексе помогает использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий.

В своей логопедической деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии, такие как: песочные игры, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, массаж, самомассаж, Су-джок терапию, логоритмику, физкультминутки. Более подробно остановлюсь на современном нетрадиционным методе здоровьесбережения – биоэнергопластике.

Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух словбиоэнергия и пластика.

Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Преимущества биоэнергопластики:

-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

1. Диагностический. (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) На этом этапе определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети с онр, как правило показывают ряд неврологических особенностей. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается ритм, темп, плавность.

2. Эмоциональный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

Этому способствуют игровые приемы«у врача»«доктор звуков»«бассейн»«сильный ветерок». Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп, упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке, музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам. (театр «Волшебные перчатки», сказочный герой «Удав Гоша»)

3. Основной. (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, затем второй руки и обеих рук).

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:

- доступность материала;

- восприятие материала ребенком;

- наглядность;

- образность;

- поэтапное выполнение действий и упражнений;

- строгая дозировка материала;

- индивидуальность в подаче материала;

- качество выполнения действий, а не их количество;

- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

Основные условия проведения занятий:

- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;

- четкое выполнение каждого движения;

- небрежность недопустима;

- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);

использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.

4. Заключительный (развитие творческих способностей в игровой и театрализованной деятельности) А также использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физкультминуток в любых видах деятельности.

Д/игра «Лягушки на болоте»

Дети одеты в маски лягушек.

На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.

Дети выполняют заданные упражнения

и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений

Инсценирование сказки «Колобок» с биоэнергопластикой.

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются: игровой персонаж, «Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Правила биоэнергопластики:

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям 2-3  упражнений за один раз.

Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому взрослый и ребенок во время проведения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка, лицом к нему.

Сначала необходимо познакомить детей с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом, без подключения рук. При этом логопед, показывая артикуляционное упражнение, сопровождает движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.

 Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы выполняемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом необходимо обращать внимание на ритмичность и четкость выполнения упражнений. Для упражнения проводятся под счет, музыку, стихотворные строки. При этом важно следит за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощенными.

Артикуляционную гимнастику с применением биоэнергопластики рекомендуется проводить в игровой форме, создавая положительный эмоциональный настрой у ребенка. Приведу несколько примеров:

«Бегемотик» Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик!

 « Слонёнок» «Подражаю я слону, Губки хоботом тяну: «У-у-у!» (ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему)

« Лягушка» Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка! (пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой)

 “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

 “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

 “Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

В зависимости от возможностей конкретного ребенка и поставленных целей можно придумывать различные сказки. А для повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях я применяются игровые персонажи (например, куклы- рукавички, «Волшебные перчатки»), при этом двумя руками даю четкий образец движения. Например, логопедическая сказка «Прогулка Микки и Мауса», которые очень любили путешествовать. Однажды они проснулись и выглянули в окошечко (упражнение «Бегемотик»), посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку (упражнение «Качели»), посмотрели по сторонам налево, направо (упражнение «Часики»). И поняли, что сегодня хорошая погода для прогулки. Пошли Микки и Маус в парк и там встретили Лягушку  (упражнение «Лягушка»), Лошадку (упражнение «Лошадка»).

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...

Игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Систематизация речевого материала, представленного в виде игрового дидактического комплекса, позволяет незатруднительно выбирать игры, соответствующие речевым возможностям ребенка и в соответствии с з...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...

Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики

Использование нетрадиционного метода "биоэнергопластики" в коррекции звукопроизношения у дошкольноиков 5-7 лет на индивидуальных, подгрупповых занятиях в дошкольных образовательных учреждени...