МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа) на тему
Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Зотова Елена Александровна воспитатель
Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка.
Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «Биоэнергопластика»;
-обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
-способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.
Целевая аудитория: родители.
Место проведения: детский сад
Количество участников:6 человек.
Ход мастер- класса:
Вступление.
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наиболее распространенным для детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики − укрепление мышц артикуляционного аппарата. Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Систематические упражнения с использованием биоэнергопластики позволяют добиться следующих результатов:
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
- ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
- развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
- у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети учатся «рассказывать» руками целые истории
Образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает следующие этапы:
Первый этап: Подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.
Способ выполнения. Повторить за педагогом, рука в упражнения не
включается.
Второй этап
Выполнение гимнастики по традиционной методике.
Способ выполнения. Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку.
Третий этап
Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с Кваком и Квакшей.
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог включает в упражнения свою ведущую руку с перчаткой.
Четвёртый этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием ведущей руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения ведущую руку ребёнка с перчаткой. Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол вы можете в домашних условиях взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.
Пятый этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием другой руки ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения другую руку ребёнка с перчаткой
Шестой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (с использованием обеих рук ребёнка).
Способ выполнения.
Повторить за педагогом, педагог показывает движения и включает в упражнения обе руки ребёнка с перчатками.
Седьмой этап
Выполнение артикуляционной гимнастики с
биоэнергопластикой с использованием обеих рук.
Способ выполнения.
Педагог рассказывает сказку, дети самостоятельно
выполняют упражнения обеими руками.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам выполнить несколько упражнений с использованием биоэнергопластики, а затем мы с вами обыграем фрагмент сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» на автоматизация звука «ш».
Сопряженная гимнастика для языка и пальцев | |||
№ п/п | Содержание | Движения артикуляционного аппарата | Движения кистей и пальцев рук |
1 | На лесной опушке | «Блинчик» | Ладони, локти соединить |
2 | В маленькой избушке | Широкий передний край языка положить на верхнюю губу | Руки «домиком» |
3 | Жил-был зайчишка Тошка | «Заборчик» | «Зайчик» |
4 | Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики | «Бублик» | Пальцы соединены, образуя круг |
5 | Тошка за обе щёки уплетал бублики | «Пожевывание» Поочередное надувание щек | Пальцы рук сжимаются в кулачки и разжимаются. |
6 | Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу | «Чашечка» | Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки» |
7 | В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: ш-ш-ш, а после угощения благодарила: ш-ш-ш | Произнесение звука [ш] длительно, коротко | Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед |
Заключительная часть.
Результаты применения биоэнергопластики: − положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве; − значительное облегчение постановки и введения звуков в речь. − обеспечение успешности ребенка; − кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма. − выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей; − благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Сегодня вы увидели мастер-класс по использованию биоэнергопластики как эффективного средства коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
- Прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:
- Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающегося смайлика.
- А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустного смайлика.
- Спасибо Вам за активное участие в мастер - классе. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами.
Литература
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М: Вентана – граф, 2015.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...
Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...
«Использование биоэнергопластику как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединение....
МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...
Тема по самообразованию: «Применение биоэнергопластики как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе....
Логомодули - как эффективная форма коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР
Ежегодно отмечается рост количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – одно из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, имеющих те ...
Прзентация "БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В презентации раскрывается термин Биоэнергопластика, что это за метод, этапы образовательной деятельности с использованием артикуляционной гимнастики и метода биоэнергопластики....