Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «От звука к букве»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.docx | 261.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Беловского городского округа Кемеровской области
«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32 «Родничок» города Белово»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____» __________________ 20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «________________» _______________ Фамилия И.О. т «____» __________________ 20___ г. |
(вставить логотип своей модели!)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«От звука к букве»
Возраст обучающихся: 6-7 лет (8лет)
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Белянская Наталья Андреевна
Учитель-логопед
г. Белово, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………… 1.3. Содержание программы …………………………………………………… 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………. 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………… 1.4. Планируемые результаты …………………………………………………. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………... 2.1. Календарный учебный график …………………………………………… 2.2. Условия реализации программы …………………………………………. 2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………. 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………….. 2.5. Методические материалы …………………………………………………. 2.6. Список литературы ………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….. |
! После заполнения таблицы, сделайте границы невидимыми
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«От звука к букве» имеет социально-педагогическую направленность направленность и реализуется в рамках модели «…» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы
Определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.
Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения. Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения.
Отличительные особенности: Данная программа направлена на подготовку детей 6 - 8 лет к успешному освоению чтения в начальной школе.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенной программы в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Адресат программы: данная программа предназначена для детей 5-6 лет.
Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы -2 года.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки, включая работу по дополнительной программе «От звука к букве», не превышает:
Второй год обучения 6-7 (8) лет – 7 часов 30 минут
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проходят:
Первый год обучения- 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительность рабочей части занятия составляет 20 минут.
Второй год обучения- 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность рабочей части занятия составляет 25 минут.
Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время.
Учебно-тематический план программы реализуется через специально-организованные занятия, которые проводятся один раз в неделю с октября по май во второй половине дня.
возраст | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год |
6-7(8) лет | 1 | 4 | 33 |
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: Группа детей одного возраста, состав группы постоянный.
Организация процесса подчинена принципу обеспечения единых стартовых возможностей будущих первоклассников; создания условий для развития индивидуальных способностей ребенка, формирование готовности детей к школьному обучению.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 8 лет.
Задачи программы:
- Личностные:
- Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
- Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
- Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
- Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
- Развитие мышления, внимания, памяти.
- Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
2. Метапредметные:
- Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
- Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
- Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
- Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
3. Предметные (образовательные):
- Формирование положительной мотивации к чтению.
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
- Развитие воссоздающего воображения.
- Обучение адекватному восприятию читаемого.
- Совершенствование всех сторон навыка чтения.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | вводное | 3 | 3 | 0 | Элементы наблюдения, опрос |
2 | Навыки чтения | 8 | 4 | 4 | Элементы наблюдения, опрос |
3 | Звукобуквенный анализ | 16 | 4 | 12 | Наблюдение во время игр |
4 | Развитие фонематического слуха | 6 | 0 | 6 | Наблюдение во время игр |
ВСЕГО: | 33 | 11 | 22 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1Вводная часть
Тема 1.2. Подготовительный период 3 часа
Теория :Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений – на слова, слов – на слоги.
Закрепление представлений о слове. Деление слов на части. Определение количества слогов в словах.
Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов.
….
Раздел 2. Навыки чтения 8 часов
Тема 2.1 Гласные звуки. Буква А а
Теория: Знакомство со звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буквы А а.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Практика: Чтение букв
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 2.2 Гласные звуки. Буква У у
Теория: Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение букв.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 2.3 Гласные звуки. Буква О о
Теория: Закрепить понятия о гласных звуках [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения опрос
Тема 2.4 Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв.
Раздел 3. Звукобуквенный анализ 16 часов
Тема 3.1 Согласные звуки [с] с`]. Буква С с.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.2 Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.3 Закрепление пройденных букв и звуков.
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика: Чтение слогов и слов с данными буквами.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.4 Согласные звуки [р][р`]. Буква Р р.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Тема 3.5 Согласные звуки [ш]. Буква Ш ш.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.6 Гласные звуки [ы]. Буква Ы.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Практика: Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.7 Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л.
Практика: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает.
Теория: Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.8 Чтение Л-Р.
Теория: Закрепить ранее изученные буквы.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.9 Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.10 Закрепление пройденных букв и звуков.
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Практика: Чтение слогов и слов с данными буквами.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.11 Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.12 Закрепление пройденных букв и звуков.
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика: Чтение слогов и слов с данными буквами.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.13 Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Практика:Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.Чтение букв и слогов, слов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Тема 3.14 Гласный звук [и]. Буква И и.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Практика: Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов.
Тема 3.15 Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов , слов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос.
Тема 3.16 Согласные звуки [з][з`]. Буква З з.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов.
Форма контроля: Элементы наблюдения, опрос
Раздел 4. Развитее фонематического слуха 6 часов
Тема 4.1 Согласный звук [й]. Буква Й.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
Тема 4.2 Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ.
Теория: Закрепить ранее изученные буквы.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ. Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
Тема 4.3 Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
Тема 4.4 Чтение С-З, Г-К .
Теория: Закрепить ранее изученные буквы.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА . Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
Тема 4.5 Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в.
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Практика: Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов, предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
Тема 4.6 Чтение текстов, задания по карточкам
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика: Чтение слогов и слов, предложений.
Форма контроля: Наблюдение во время игр
1.4. Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:
-Владеть понятиями:
- «слово»,
- «звук»,
- «буква»,
- «предложение»,
- знать названия букв.
Будет уметь:
-Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
-Правильно ставить ударение в знакомых словах.
-Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
-Составлять из букв разрезной азбуки слова.
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
-Наблюдательность и внимание
-Чувство товарищества
-чувство коллективизма
-ответственность
-трудолюбие
-уверенность в себе
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
-формирование читательской компетенции: смыслового чтения
-организация собственной учебной деятельности
-основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
-овладение процедурами смыслового анализа текста
-повышение мотивации к учебной деятельности
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 33
Количество учебных дней –33
Продолжительность каникул
–Новогодние каникулы 10 дней
-Летние каникулы с 01.06-31.08
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов
Первое полугодие 01.10-27.12
Второе полугодие 10.01.-31.05
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
-Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.
-Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
-Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.
-Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.
- Информационное обеспечение:
-наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми;
-художественная и методическая литература;
-игры для детей (настольные, дидактические);
-необходимый материал для творческой деятельности (карандаши, пластилин);
-флешка с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий (ЭОР) и презентаций к занятиям, мультфильмов и обучающих фильмов.
- Кадровое обеспечения:
Обучение может организовываться только педагогическим сотрудником
ДОУ, имеющим необходимую специальность (квалификацию) по данному
направлению образовательной деятельности.
2.3. Формы аттестации / контроля
Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, самостоятельная работа, контрольное занятие.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие.
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
2.4. Оценочные материалы
Тестовый лист диагностики навыка чтения.
Летом.
Наступило тѐплое лето. В саду поспела малина.
Даша и Таня собирают её в ведёрко.
Затем девочки кладут малину на блюдо.
Мама будет варить из неё варенье.
Зимой дети будут пить чай с вареньем.
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
1.Какая ягода поспела в саду?
2.Кто собирал малину в ведёрко?
3.Что мама сварила из ягод?
4.Что будут делать дети зимой?
Конец года. Скорость чтения _________ слов Способ чтения: слоговое, целыми словами. Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
2.5. Методические материалы
Процесс обучения строится на общедидактических принципах:
-принцип систематичности и последовательности: ("от легкого к трудному", от "простого к сложному")
-принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
-принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательности блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
-онтогенетический принцип:(учет возрастных особенностей обучаемых).
Формы организации учебного занятия: Практическое занятие (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).
Педагогические технологи:
-технология личностно – ориентированного обучения- соответствует индивидуальным особенностям каждого воспитанника;
-здоровьесберегающая технология—направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-технология проблемного обучения- направленная на получение знаний, посредством разрешения проблемных ситуаций;
-групповая технология- направленная на организацию совместных действий, коммуникацию, общение;
-технология индивидуального обучения- направленная на индивидуальный подход.
Алгоритм учебного занятия.
1. Артикуляционная/речевая гимнастика.
2. Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с
заданным
звуком, сравнительный анализах звуков.
3. Буква, еѐ образ и графическое написание.
4. Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
5. Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
6. Дидактические, словесные, фонематические игры и упражнения, направленные на
освоение
нового материала.
7. Фонетический анализ слова.
8. Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из
палочек.
9. Беседа о том, что нового узнали, чему научились.
Дидактические материалы.
Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, разрезные азбуки,
интерактивная доска, загадки, стихи, печатные буквы большого формата, картотека пальчиковых игр и физкультминуток.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв, предметные и сюжетные картинки
Раздаточный материал: Разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы. Трафареты, синельная проволока, счётные палочки, раскраски, пластилин, Буквари.
2.6. Список литературы
Основная литература:
-для педагога:
1. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» рабочая тетрадь. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
2. Волина В.. «Праздник числа». – М.: Знание, 1993.
3. Волина В.. «Праздник букваря». – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.
4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Коврограф Ларчик» - методическое пособие. –
М.: ООО «РИВ», 2007.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Серия «Школа
для дошколят»
- Развиваем внимание
- Развиваем память
- Развиваем мышление. - Москва.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
6. Жукова О. «Простые и увлекательные упражнения для подготовки руки к
письму», «Простые и увлекательные упражнения по счету», «Задачки для ума»,
«Простые и увлекательные упражнения по подготовке к школе»,
«Простые и увлекательные упражнения по развитию интеллекта», – М.: ООО
«Издательство АСТ»2011.
7. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьениша». – СПб.: ООО
Издательство «Детство-пресс», 2017г.
8. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по
обучению математике детей 5-7 лет», - М: Издательство Гном, 2017г.
9. Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для
детей 5-6 лет». - М.: Астрель: АСТ, 2012.
10. Крылова О.Н. Входящие тесты «Окружающий мир», «Чтение», «Математика»,
«Русский язык», Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
11. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М.:
Просвещение, 1985.
12. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников». – М.: Издательство
РОСТ, 2011.
13. Методика Н.Зайцева «Учебник для родителей, воспитателей, учителей» -
СПб., 2013г.
14. Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать». – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
15. Наумова О.М. «Чтение с увлечением». – Нижний Новгород.: ООО
«Издательство «Доброе слово»», 2013.
16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» - рабочая тетрадь. – М.:
Издательство «Ювента», 2012.
17. Петерсон Л.Г. «Задачи в кроссвордах». Математика для детей 5-7 лет. – М.:
Издательство «Ювента», 2012.
18. Светлова И. «Готовимся к школе». – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
19. Серия «Папка дошкольника»
- Найди противоположности
- Знакомство с клеточками
- Вычитаем и складываем
- Логика
- Посчитаем до 10
- Посчитаем до 20
- Цвет, форма, величина
- Ориентируемся в пространстве
- Думаем, считаем, решаем
- Думаем, рисуем
-Будем внимательны. - г. Сыктывкар: «ВК «Дакота», 2012.
20. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». – СПб.: Издательский Дом «Нева»;
М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
21. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. «Учимся считать», 2006.
22. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников». –
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
23. Узорова О. Нефедова Е. «Букварь», «Издательство АСТ», Москва, 2015.
24. Узорова О. Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе»,
«Издательство АСТ», Москва, 2017.
25.Узорова О. Нефедова Е. «Уроки математики для дошкольников»,
«Издательство АСТ», Москва, 2013.
26. Усачев А. «Великий могучий русский язык» значение крылатых выражения. –
М.: Полиграф-Проэкт «Дрофа Плюс», 2012.
27. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам», «За три месяца до школы»:
рабочая тетрадь. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
28. Шишкова С. «Буквограмма. Развиваем устную и письменную речь у
дошкольников» . – Москва: Издательство АСТ, 2017.
- литература в помощь родителям
1.Гаврина, С.Е. Примеры и задачи. Тетрадь по математике для дошкольниковМосква: Изд-во «Академия развития», 2006.
2.Гаврина, С.Е. Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь для детей - Москва: Издтво «Росмен – Пресс», 2002.
3.Гаврина, С.Е. Учимся писать. Рабочая тетрадь для детей.-Москва: Изд-во
«Росмен – Пресс», 2002.
4.Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем память. - Москва: Изд-во
«Росмен – Пресс», 2006.
5.Гаврина, С.Е. Школа для дошколят. Развиваем внимание и мышление. -
Москва: Изд-во «Росмен – Пресс», 2006.
6.Жукова, Н.С. Букварь- Москва: Изд-во «Эксмо», 2010.
7.Колесникова, Е.В. Я составляю числа. - Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
8.Колесникова, Е.В. Я считаю до 20-Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
9.Колесникова, Е.В. Пропись для дошкольников 5-6 -Москва: Изд-во «Сфера» ,
2011.
10.Колесникова, Е.В. Я уже считаю - Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
11.Колесникова, Е.В. Я считаю до 5- Москва: Изд-во «Сфера», 2011.
12.Колесникова, Е.В. Я считаю до 10- Москва: Изд-во «Сфера», 2011
13.Колесникова, Е.В. Я запоминаю цифры - Москва: Изд-во «Сфера» 2006.
14.Колесникова, Е.В. Геометрический материал- Москва: Изд-во «Сфера» 2010.
15.Степанов, В. Учебник для малышей. Математика-Москва: Изд-во «Фламинго»,
2007
Интернет-ресурсы:
1.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_sotsialn
2.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/07/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sotsialno
3.https://ciur.ru/izh_dou/izh_ds180/DocLib1/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система оценки результатов освоения программы.
Система оценки результатов освоения программы состоит из входного, текущего контроля успеваемости, и итоговой аттестации учащихся.
Входной контроль знаний - проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей воспитанников, поступивших на 1 год обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Читайка».
Текущий контроль знаний учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам программы. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: беседа, устный опрос, наблюдение,
практические задания, игра, тестирование, творческая работа, викторина, собеседование, самостоятельная работа.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Результаты итоговой аттестации заносятся в протоколы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии оценки по программе «От звука к букве»
Опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте. Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1. Что я сейчас проговорила?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает
определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги
(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберѐм их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина,
черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут
картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном
диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребѐнку рассказать какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и
поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит
несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со
звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение
из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных по смыслу.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностическая карта усвоения учащимися
программы «От звука к букве»
№ | Фамилия Имя ребёнка | Начало года | Общий уровень | Конец года | Общий уровень | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности Азбуковедение «Веселые буквы»
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбуковедение "Веселые буквы"...
Конспект для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Социально педагогической направленности «Умницы и умники» Занятие: «Знакомство со звуком [А]»
Конспект НОД для детей подготовительной группы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе cоциально педагогической направленности «Умницы и умники».Занятие: «Зна...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....
Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...