Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шурыгина Ирина Васильевна

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности влияния  письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной функцией является речь как средство общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении ребенка уже дошкольного возраста и активно им осваиваются. Общее недоразвитие речи детей– логопатов, отсутствие у них внимания к единице языка, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным усвоения  письма и развития речи в логопедической группе. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения. Речь детей примитивна, недостаточно точна, словарный запас снижен. Звуковая и эмоциональная стороны речи страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, процессам адаптации и интеграции. Тяжёлое нарушение речи задерживает формирование логического мышления. Дети с ОНР страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые элементы речи и сознательно ими пользоваться. Также наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания.      Таким образом, все перечисленные недостатки в речемыслительной деятельности ребёнка – логопата ведут к стойкой неуспеваемости усвоения письменной речи. Основные нарушения письма –  дисграфия и дислексия. Общее недоразвитие речи является причиной их возникновения.  Следовательно, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает недостаточным словарным запасом, слухопроизносительная сторона речи, слоговая структура слов, лексико – грамматический строй речи не усваивается в полном объёме. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. В настоящее время высокий процент  детей с нарушениями речи говорит о росте актуальности данной проблемы – влияние освоения письма на речевое развитие ребёнка.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А величина проекции кисти руки в коре головного мозга занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два научно подтверждённых факта позволяют рассматривать кисть руки как « орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему речевое развитие зависит не только от постановки артикуляции, но и от постановки руки – движения её пальцев, кисти. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Следовательно, добиваться слаженного  взаимодействия центров головного мозга, отвечающие за речь и моторику,  нужно с раннего возраста. Даже не очень задумываясь, мамы поглаживают новорожденным ладошки, трогают крошечные пальчики. Подобный массаж – это и есть активная тренировка мелкой моторики. Разминая кисти рук ребёнка, перебирая пальчики, уже стимулируется важные мозговые зоны, ответственные за речевое развитие ребёнка. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата ребёнка. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.

В дошкольном возрасте нужно выполнять упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Дети охотно играют в различные настольные, печатные игры, игры с предметами (куклы, пирамидки, матрёшки, машинки). Всё это развивает мелкую моторику рук. Наиболее эффективными упражнениями в усвоении навыков является рисование и особенно письмо. Движения фалангою пальцев, кистей рук, пластика выведения букв, точек, штрихов,  завитков – всё это указывает на то, что именно при письме включается мелкая моторика. Это играет наиболее ценную роль для речевого развития ребёнка. И главная задача педагогов–  донести до родителей значение игр. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

То, что процесс письма оказывает воздействие на речевое развитие детей, доказывают и современные исследования петербургских педагогов. В музее каллиграфии на фоне представленных в экспозиции произведений рукописного искусства специалисты по корректирующей педагогике рассказывали о занятиях каллиграфией с детьми. Ими были получены положительные результаты. Процент плохо говорящих детей снизился.

Взрослым сложно представить, насколько трудно ребёнку научиться писать. Для того, чтобы начать писать, он мысленно должен сначала составить, связать слова, а затем разобрать связку на части, то есть вычленить каждое слово, а в словах – буквы. Звуковые части мысленно соотнести с определённым знаком алфавита. К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Следовательно, особой важной задачей педагога является привлечение родителей в совместной работе по исправлению нарушений письма. Грамотная письменная речь, хорошо развитая  мелкая моторика у ребенка позволит ему полноценно общаться, используя язык. Формируя  речь, педагоги совершенствуют точность и выразительность на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности детей. Как сказал известный педагог В. А. Сухомлинский:

 «Речь (ум) ребенка находится на кончиках пальцев»

«Особенности влияния  письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной функцией является речь как средство общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении ребенка уже дошкольного возраста и активно им осваиваются. Общее недоразвитие речи детей– логопатов, отсутствие у них внимания к единице языка, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным усвоения  письма и развития речи в логопедической группе. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначальном этапе обучения. Речь детей примитивна, недостаточно точна, словарный запас снижен. Звуковая и эмоциональная стороны речи страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, процессам адаптации и интеграции. Тяжёлое нарушение речи задерживает формирование логического мышления. Дети с ОНР страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые элементы речи и сознательно ими пользоваться. Также наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания.      Таким образом, все перечисленные недостатки в речемыслительной деятельности ребёнка – логопата ведут к стойкой неуспеваемости усвоения письменной речи. Основные нарушения письма –  дисграфия и дислексия. Общее недоразвитие речи является причиной их возникновения.  Следовательно, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает недостаточным словарным запасом, слухо-произносительная сторона речи, слоговая структура слов, лексико – грамматический строй речи не усваивается в полном объёме. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. В настоящее время высокий процент  детей с нарушениями речи говорит о росте актуальности данной проблемы – влияние освоения письма на речевое развитие ребёнка.

Дети охотно играют в различные настольные, печатные игры, игры с предметами (куклы, пирамидки, матрёшки, машинки). Всё это развивает мелкую моторику рук. Наиболее эффективными упражнениями в усвоении навыков является рисование и особенно письмо. Движения фалангою пальцев, кистей рук, пластика выведения букв, точек, штрихов,  завитков – всё это указывает на то, что именно при письме включается мелкая моторика. Это играет наиболее ценную роль для речевого развития ребёнка. И главная задача педагогов–  донести до родителей значение игр. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук  расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А величина проекции кисти руки в коре головного мозга занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два научно подтверждённых факта позволяют рассматривать кисть руки как « орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему речевое развитие зависит не только от постановки артикуляции, но и от постановки руки – движения её пальцев, кисти. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Следовательно, добиваться слаженного взаимодействия центров головного мозга, отвечающие за речь и моторику,  нужно с раннего возраста. Даже не очень задумываясь, скорее инстинктивно, мамы поглаживают новорожденным ладошки, трогают крошечные пальчики. Подобный массаж – это и есть активная тренировка мелкой моторики. Разминая кисти рук ребёнка, перебирая пальчики,  уже стимулируется важные мозговые зоны, ответственные за речевое развитие ребёнка. Самое легкое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата ребёнка. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон.

В дошкольном возрасте нужно выполнять упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

То, что процесс письма оказывает воздействие на речевое развитие детей, доказывают и современные исследования петербургских педагогов. В музее каллиграфии на фоне представленных в экспозиции произведений рукописного искусства специалисты по корректирующей педагогике рассказывали о занятиях каллиграфией с детьми. Ими были получены положительные результаты. Процент плохо говорящих детей снизился.

«Речь (ум) ребенка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. Взрослым сложно представить, насколько трудно ребёнку научиться писать. Для того, чтобы начать писать, он мысленно должен сначала составить, связать слова, а затем разобрать связку на части, то есть вычленить каждое слово, а в словах – буквы. Звуковые части мысленно соотнести с определённым знаком алфавита. К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Следовательно, особой важной задачей педагога является привлечение родителей в совместной работе по исправлению нарушений письма. Грамотная письменная речь, хорошо развитая  мелкая моторика у ребенка позволит ему полноценно общаться, используя язык. Формируя  речь, педагоги совершенствуют точность и выразительность на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....

Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на родительском собрании  "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...