игровые технологии в речевом развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи
материал (старшая группа)

Рацева Марина Николаевна

В рамках подготовки к МО учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

2 слайд

    Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. Кроме того, использование игровых технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка.

    Дети, особенно с ТНР, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога и длинные инструкции. Поэтому одна из главных моих задач — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе развития речи.

3 слайд

   Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.

   Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.

   Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

   Работая с детьми с ТНР, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне пришлось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс освоения детьми материала адаптированной программы. С этой целью я  использую в своей работе различные игровые технологии.

4 слайд

   Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания, которое помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Для этого я использую нестандартное  оборудование  для реализации игровых технологий на развитие физиологического и речевого дыхания, включая их в занятия как в физкультминутки, так и как часть занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

 

5 слайд

   Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевого развития неоднократно были подтверждены в различных исследованиях, поэтому мы работаем в этом направлении с использованием разнообразного игрового оборудования и  игровых технологий, при помощи которых дети с удовольствием и интересом развиваются, а также реализуются задачи:

- развитие координации и точности движений руки и глаза;

- содействие нормализации речевой функции;

- подготовка руки к письму.

    На слайде представлены игры с использованием мозаики, счётных палочек, пальчиковая гимнастика с использованием логошхуны.  

6 слайд 

   Активно используем игры  с массажными мячиками «Су-Джок» (перекладывание из одной руки в другую, сжимание-разжимание мяча в ладони, прокатывание мячика по столу придерживая одним пальцем с использованием логопедической шхуны; также применяем игры с прищепками.

7  слайд 

   Одной из сложных областей развития детей с ТНР является развитие связной речи. Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование мнемотаблиц.

    Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В мнемотехнике заключены основные факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
-наглядность, рассматривание предметов, картин помогает детям
 называть предметы, их характерные признаки, производимые действия;
-создание плана высказывания (последовательное размещение всех  
 конкретных элементов высказывания).

   В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, понятное детям. Использование приёмов мнемотехники позволяет достичь хороших результатов:
- появляется желание пересказывать;

 - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.

8 слайд

   Хорошим подспорьем для развития связной речи детей являются  игры-драматизации, которые решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально – исполнительской деятельности.   

   На слайде представлены разные виды театра, которые используются детьми в совместной деятельности в нашей группе.  

9 слайд

В своей деятельности я постоянно ищу новые приемы, технологии, не забывая при этом, что наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра. И я уверена, что внедрение новых развивающих игр в коррекционную работу, будет способствовать развитию речи детей. 

В поиске нового и интересного я остановилась на технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Несмотря на то, что игры предназначены для развития сенсорных эталонов, памяти, внимания, мышления, я  постаралась адаптировать их к использованию в логопедической работе с детьми. Вашему вниманию представлю некоторые из них.

10-11 слайд

Игра «Один и много», « Собери семью» на основе пособия «Черепашки».

Цель: формирование грамматического строя речи.

12 слайд

Игра на основе пособия «Фонарики».

             Педагог предлагает детям определенные картинки спрятанные в фонариках      

необходимо зажечь фонарик если в нем есть определенный звук и погасить его, если нет звука. На слайде представлена игра на дифференциацию звуков С З в словах – если мы слышим звук С в слове, мы зажигаем фонарик, если звук З то тушим его.

13 слайд

Игра «Сосчитай» на основе пособия «Кораблик».

На слайде представлена игра сосчитать слоги, на столе лежит предметная картинка, мы проговариваем слово, считаем слоги и ставим флажки на мачту, по тому количеству сколько слогов в слове.  

 14 Слайд

Так, одним из эффективных средств коррекционно-развивающей работы по речевому развитию дошкольников с ТНР является использование «Фиолетового леса»

В. Воскобовича.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича включает в себя универсальное средство «Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик», а также развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес».

Каждая игра с использованием «Фиолетового леса» обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок – отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.

С воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР «Фиолетовый лес» используется в ходе подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности. Работа организуется в форме игровых ситуаций.

Ситуации могут быть разные, в зависимости от поставленной задачи логопедом.

Видео ролик 1

 

Игровая ситуация «Звучащие листочки» (4–5 лет)

Задачи: развивать фонетический слух и восприятие

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», листочки большого и маленького размера из комплекта к нему, карточки звуков.

Игровая ситуация: Педагог обращает внимание на то, как необычно лежат листочки опавшие с дерева и предлагает поиграть с ними. Дети выбирают цвет для каждого звука и слушают педагога. (Например: дифференциация С-Ш в слогах. С – красный листочек, Ш – желтый листочек. Педагог проговаривает слоги, а ребенок прикрепляет на картограф листочек, соответствующий услышанному звуку.)

Видео ролик 2

Игровая ситуация «Подбери слово» (5–7 лет)

Задачи: активизировать глагольную лексику, развивать словесно-логическое мышление.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», фиолетовое и красное дерево, озеро, капельки и тучи.

Игровая ситуация: Педагог приглашает двоих детей, предлагает им подобрать слова-действия к вопросу «Что делает дождь?» (капает, льёт, замерзает, моросит, испаряется) Дети называют слова, берут листочки и помещают их на свои деревья. Если ребенок не может подобрать слово, он пропускает ход. Побеждает тот, у кого на дереве больше листочков.

 

15 слайд

 Я считаю, что используя развивающие игры В. Воскобовича, можно добиться положительного результата в коррекции речевого развития детей.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: образовательную деятельность, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

«Фиолетовый лес» – это постоянно развивающаяся среда. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.

16 слайд

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...

Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».

В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...

Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи

Статья посвящена проблеме усвоения письма   и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....

Игровые технологии в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».А.С. Макаренко...

Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"

Выступление на родительском собрании  "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений к...

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...