Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи"
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Выступление на родительском собрании "Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи". Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с ТНР является подготовка детей к успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_tnr.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и средства организации речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи.
Главной задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с ТНР является подготовка детей к успешному обучению в школе.
Особенности детей с ТНР заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.
С чего мы начинали работу с детьми ТНР в нашей группе.
В начале учебного года была проведена диагностика. После проведенного обследования получали представление о состоянии навыков каждого ребенка по направлениям: элементарные математические представления, речь, развитие общей и мелкой моторики, изобразительная деятельность, игровая деятельность, двигательные навыки, музыкально-ритмические способности. Это позволило при проведении занятий усилить их коррекционную направленность и осуществить индивидуальный подход.
Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-логопедом, а II подгруппа с воспитателем, после чего подгруппы меняются местами. При делении детей на подгруппы учитываем возрастные и психологические особенности детей.
У детей с ТНР устойчивость восприятия низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии. На занятиях используем организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на образовательной деятельности; для лучшего усвоения материала мы используем наглядные пособия, вызывая непроизвольное внимание, интерес к учебной задаче. При проведении занятий учитываем и общепедагогические требования:
- вопросы и инструкции адресуем как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально. Кроме того, в занятие вводим динамические паузы, гимнастику для глаз, дидактические игры (в игре «У кого кто есть»- упражняем в словообразовании. Например: У зайца есть пушистый, маленький зайчонок, в игре: «Загадай, мы отгадаем» - обучаем составлению описательных загадок по плану или по схеме), также используем элементы игр-драматизаций (например: Пальчиковые - в игре участвуют куклы. С куклами бибабо - действие игры происходит на ширме. Также используем импровизацию - разрабатываем сюжет по ходу действия), пальчиковую гимнастику, малоподвижные игры («Найди и промолчи» - развивает у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, игра «Кто ушел?»- развивает внимательность, учит играть сообща), сюрпризные моменты, наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой, что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы мы (воспитатели и учитель - логопед) соблюдаем единый речевой режим в течение всего дня:
- работаем по единой лексико-грамматической теме в течение недели,
- непрерывно ведем контроль за речью каждого ребенка;
- исправляем речевые ошибки каждого ребенка, в процессе всех режимных моментов и на занятиях;
- ведем систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию учителя - логопеда;
- перед каждым приемом пищи проводим артикуляционную гимнастику;
- развиваем общую и мелкую моторику у детей во время подвижных, настольных игр и пальчиковой гимнастики;
- работаем над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха; используя методику Стрельниковой;
- используем упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;
Индивидуальную работу по заданию учителя - логопеда проводим во второй половине дня (логопедический час), которая прописана в тетради взаимосвязи учителя - логопеда и воспитателя. Эта работа с детьми проходит в специально оборудованном в группе месте - центре грамоты.
Остальные дети расходятся по центрам. Одни дети играют дидактическими играми, мозаикой в центре настольных игр; другие могут в центре искусств потренировать мелкую моторику рук в штриховании, обведении фигур по контуру, вырезании. В центре конструирования они создают объемные объекты, например, о домике на колесах, который создал сам ребенок, он рассказывает охотнее, придумывая разные истории и т. д.
Тем самым идет не только отработка общих задач группы по развитию речи детей, но и выполняется коррекционная работа над развитием мелкой моторики.
При ознакомлении с окружающим миром и природой (наблюдения на прогулках, занятиях, во время экскурсий), так же проводится работа по развитию речи детей: по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса, формируется навык общения.
Работая с детьми на протяжении всего дня, закрепляем новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Вся работа с детьми планируется по принципу: от простого к сложному. На занятиях обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения
Учитель - логопед и воспитатель, в нашей группе, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "Текстильная пластика"
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику "текстильная пластика"...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Эстетическое воспитание и активизация речевого развития детей с тяжёлым нарушением речи в работе с тканью, используя технику «текстильная пластика».
В статье рассматривается формирование эстетического отношения к окружающему миру. Воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного . Рассматривается формирование художественного ум...
Особенности влияния письменной речи на речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи
Статья посвящена проблеме усвоения письма и влиянии на речевое развитие ребёнка с общим недоразвитием речи....
Презентация "Форма и средства организации речевого развития детей с ТНР"
В материале показаны формы и средства, способствующие лучшему, быстрому и эффективному процессу развития речи дошкольников с ТНР...
Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...