Методическая разработка по теме:Общение у дошкольников.Формы общения.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Тематика раскрывает возможность детей в процессе занятия расширить свое понимание "общения",разделение его на вербальное и невербальное,тонкости звуковых сочетаний и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_obshch.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Общение»
Цель: развития коммуникативных навыков детей
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, пантомимика.
- закрепить знания о вербальном способе общения (с помощью слов, используя интонацию);
- учить воспринимать невербальную информацию;
- развивать коммуникативные способности, мимические и пантомимические навыки.
Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
-создавать условия для отработки навыков восприятия и воспроизведения разных грамматических категорий (слова, предложения)
- развитие артикуляционной и общей моторики.
- активизировать мыслительную деятельность детей в ходе проблемно-речевых ситуаций;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитание доброжелательных отношений во время общения.
Оборудование: столик, магнитная доска, картинки, карточки с изображением эмоций
Ход нода.
Этапы, цель, время
1. Оргмомент (5 мин)
Цель: заинтересовать детей на занятие, создать положительный настрой на совместную деятельность.
Дети посмотрите у нас гости.
-Поздоровайтесь.
-Как можно здороваться?
- А посмотрите, как еще можно здороваться.
(Обсуждение увиденного. Ответы детей. Показ слайдов)
2. Основная часть(20 мин)
Цель: познакомить детей с разными способами общения;
-Ребята, а что мы сейчас с вами делаем?
-Мы с вами общаемся.
-Дети, как вы думаете, что такое общение? (Общение — это передача информации от одних людей другим.)
-Как вы думаете, какими средствами для общения пользуются люди в наши дни? (Компьютер, телефон, газеты, журналы, телевизор, телеграмма, рация, маяк, семафор, радио и т. д.)
- Молодцы, совершенно верно!
Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик — это общение или нет? Да, общение, только неправильное. Правильно общаться, значит, вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно
- Ребята, а какая речь должна быть у людей?
-Вспомните…Молодцы. (Ответы детей)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
2.1 Игра «Что я сказала?»
Цель: развивать артикуляционную моторику. Ребята есть еще один способ обще-ния — с помощью артикуляции. Артикуляция — четкая работа губ. Она способствует тому, что речь человека становится внятной и четкой.
Ведущий показывает губами: и, у, а, о, ау, уа.
А теперь представьте, что ваша мама в магазине, а вы на улице, смотрите на нее через витрину. Позовите ее, но учтите, что она вас не слышит. Сообщите, что вы здесь. Скажите ей одними губами: «Мама, иди сюда!» Молодцы, вы с мамой отлично поняли друг друга!
Если губы и язык не тренировать, речь будет нечеткой. О невнятной речи говорят: «Каша во рту». Чтобы этого не было слова говорить надо четко и ясно. Для этого скажем чистоговорки:
су-су-су — мы гуляем все в лесу
са-са-са — в лесу живёт лиса;
сы-сы-сы — убегаем от лисы;
ис-ис-ис — не боимся больше лис;
ас-ас-ас — погуляли просто класс;
-Молодцы. Внятная и четкая речь нужна, чтобы люди понимали друг друга
-А сейчас я буду говорить,а вы будите показывать что я говорю. (Проговариваю чистоговорки, а дети изображают)
-Это,ребята, движения и жесты.
Предлагаю детям загадать звуки.
2.3 Игра «Что я показываю?»
Цель: учить воспринимать не словесную информацию Жест — движение рук. Жесты помогают общению словами и не-редко заменяют их. Некоторые жесты могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и цели общения. Как вы думаете, что обозначает такой жест — человек машет поднятой рукой? (Прощание, подождите, «Я здесь!», поклон.) Покажите жестом «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя!», «Нет», «Да». А теперь догадайтесь, какой жест изобразила я? («Я тебя люблю», «Молодцы!».) Молодцы! Я рада, что мы друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.
2.5 Игра «Прочитай по схеме»
Цель: учить определять количество слов в предложении.
Предлагаю предложение составленное из картинок.
В лесу живет рыжая лиса.
О ком речь? (О лисе.)
Какая она? (Рыжая.)
Где она живет? (В лесу.)
Что она делает в лесу (Живет)
Сколько слов в предложении? пять
Вот сколько информации получено из одного короткого предложения в пять слов.
(Ответы детей. Картинки прикреплены на магнитную доску.)
2.6. Игра «Измени интонацию»
Цель: формировать знания о вербальном способе общения, используя интонацию В предложении можно менять интонацию голоса, и тогда одно и то же предложение будет звучать совершенно по-разному: как вопрос, как утверждение или как восхищение.
- Давайте попробуем сказать предложение «В лесу живет рыжая лиса» с разной интонацией. Например, вы не знаете живет ли в лесу рыжая лиса и спрашиваете об этом
«В лесу живет рыжая лиса?» Теперь, представьте, что вы знаете точно что она там живет. Вы рассердились,потому что вам никто не верит. Как в таком случае будет звучать предложение? («В лесу живет лиса!») Если вы общаетесь со своим другом и просто рассказываете ему о своей прогулке по лесу. Как в таком случае прозвучит предложение? В лесу живет рыжая лиса. (Дети участвуют в беседе. Слежу за правильным выполнением.)
2.7 Игра «Угадай эмоции»?
Цель: формирование навыков доброжелательного отношения друг к другу, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе.
Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться и с помощью мимики. Она передает настроение человека, даже когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?» Как он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова. (Увидел грустное лицо.) Мимика — движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики человек выражает радость, удивление и другие эмоции. Как вы думаете, какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? Хотите поиграть в игру «Угадай эмоции?» (Ответы детей. Дети изображают радость,грусть,испуг. На столе картинками вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Нужно узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики и голосовых интонаций. Схематически изображены горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление.
3.0. Итог
- Мы сегодня узнали, как люди могут общаться между собой. Они могут общаться при помощи слов, мимики, движений, жестов, условных знаков, картинок. Это далеко не все способы общения, о других способах передачи информации мы еще поговорим. А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать?
Показывает мимикой и жестами «Вы молодцы!», «Я вас люблю!», «Я дарю вам флажки», «До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"
Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...
Методическая разработка "Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения у дошкольников"
Методическая разработка по психогимнастике, которая направлена на развитие невербальных компонентов общения у дошкольников....
Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...
Методическая разработка на тему "Развитие потребности в эмоциональном общении - основа социальной адаптации ребенка"
В данной разработке показан механизм формирования потребности в эмоциональном общении у детей с первых дней жизни, а также важность этой потребности для развития личности ребенка и его социальной адап...
Методическая разработка «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»
Аннотация Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей 5-7 лет с нарушением зрения....
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
Игра – ведущий вид деятельности в раннем и дошкольном возрасте.В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью....
Методическая разработка: «Формирование представлений о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми у детей младшего дошкольного возраста»
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является форм...