Методическая разработка по теме:Общение у дошкольников.Формы общения.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Силантьева Мария Борисовна

Тематика раскрывает возможность детей в процессе занятия расширить свое понимание "общения",разделение его на вербальное и невербальное,тонкости звуковых сочетаний и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_obshch.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Общение»

Цель: развития коммуникативных навыков детей

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, пантомимика.

- закрепить знания о вербальном способе общения (с помощью слов, используя интонацию);

- учить воспринимать невербальную информацию;

- развивать коммуникативные способности, мимические и пантомимические навыки.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

-создавать условия для отработки навыков восприятия и воспроизведения разных грамматических категорий (слова, предложения)

- развитие артикуляционной и общей моторики.

- активизировать мыслительную деятельность детей в ходе проблемно-речевых ситуаций;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитание доброжелательных отношений во время общения.

Оборудование: столик, магнитная доска, картинки, карточки с изображением эмоций

Ход нода.

Этапы, цель, время

1. Оргмомент (5 мин)

Цель: заинтересовать детей на занятие, создать положительный настрой на совместную деятельность.

Дети посмотрите у нас гости.

-Поздоровайтесь.

-Как можно здороваться?

- А посмотрите, как еще можно здороваться.

(Обсуждение увиденного. Ответы детей. Показ слайдов)

2. Основная часть(20 мин)

Цель: познакомить детей с разными способами общения;

-Ребята, а что мы сейчас с вами делаем?

-Мы с вами общаемся.

-Дети, как вы думаете, что такое общение? (Общение — это передача информации от одних людей другим.)

-Как вы думаете, какими средствами для общения пользуются люди в наши дни? (Компьютер, телефон, газеты, журналы, телевизор, телеграмма, рация, маяк, семафор, радио и т. д.)

- Молодцы, совершенно верно!

Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик — это общение или нет? Да, общение, только неправильное. Правильно общаться, значит, вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно

- Ребята, а какая речь должна быть у людей?

-Вспомните…Молодцы. (Ответы детей)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

2.1 Игра «Что я сказала?»

Цель: развивать артикуляционную моторику. Ребята есть еще один способ обще-ния — с помощью артикуляции. Артикуляция — четкая работа губ. Она способствует тому, что речь человека становится внятной и четкой.

Ведущий показывает губами: и, у, а, о, ау, уа.

А теперь представьте, что ваша мама в магазине, а вы на улице, смотрите на нее через витрину. Позовите ее, но учтите, что она вас не слышит. Сообщите, что вы здесь. Скажите ей одними губами: «Мама, иди сюда!» Молодцы, вы с мамой отлично поняли друг друга!

Если губы и язык не тренировать, речь будет нечеткой. О невнятной речи говорят: «Каша во рту». Чтобы этого не было слова говорить надо четко и ясно. Для этого скажем чистоговорки:

су-су-су — мы гуляем все в лесу

са-са-са — в лесу живёт лиса;

сы-сы-сы — убегаем от лисы;

ис-ис-ис — не боимся больше лис;

ас-ас-ас — погуляли просто класс;

-Молодцы. Внятная и четкая речь нужна, чтобы люди понимали друг друга

-А сейчас я буду говорить,а вы будите показывать что я говорю. (Проговариваю чистоговорки, а дети изображают)

-Это,ребята, движения и жесты.

Предлагаю детям загадать звуки.

2.3 Игра «Что я показываю?»

Цель: учить воспринимать не словесную информацию Жест — движение рук. Жесты помогают общению словами и не-редко заменяют их. Некоторые жесты могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и цели общения. Как вы думаете, что обозначает такой жест — человек машет поднятой рукой? (Прощание, подождите, «Я здесь!», поклон.) Покажите жестом «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя!», «Нет», «Да». А теперь догадайтесь, какой жест изобразила я? («Я тебя люблю», «Молодцы!».) Молодцы! Я рада, что мы друг друга поняли, мне было приятно с вами общаться.

2.5 Игра «Прочитай по схеме»

Цель: учить определять количество слов в предложении.

Предлагаю предложение составленное из картинок.

В лесу живет рыжая лиса.

О ком речь? (О лисе.)

Какая она? (Рыжая.)

Где она живет? (В лесу.)

Что она делает в лесу (Живет)

Сколько слов в предложении? пять

Вот сколько информации получено из одного короткого предложения в пять слов.

(Ответы детей. Картинки прикреплены на магнитную доску.)

2.6. Игра «Измени интонацию»

Цель: формировать знания о вербальном способе общения, используя интонацию В предложении можно менять интонацию голоса, и тогда одно и то же предложение будет звучать совершенно по-разному: как вопрос, как утверждение или как восхищение.

- Давайте попробуем сказать предложение «В лесу живет рыжая лиса» с разной интонацией. Например, вы не знаете живет ли в лесу рыжая лиса и спрашиваете об этом

«В лесу живет рыжая лиса?» Теперь, представьте, что вы знаете точно что она там живет. Вы рассердились,потому что вам никто не верит. Как в таком случае будет звучать предложение? («В лесу живет лиса!») Если вы общаетесь со своим другом и просто рассказываете ему о своей прогулке по лесу. Как в таком случае прозвучит предложение? В лесу живет рыжая лиса. (Дети участвуют в беседе. Слежу за правильным выполнением.)

2.7 Игра «Угадай эмоции»?

Цель: формирование навыков доброжелательного отношения друг к другу, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе.

Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться и с помощью мимики. Она передает настроение человека, даже когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?» Как он догадался о вашем настроении, если вы не сказали еще ни слова. (Увидел грустное лицо.) Мимика — движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. С помощью мимики человек выражает радость, удивление и другие эмоции. Как вы думаете, какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики? Хотите поиграть в игру «Угадай эмоции?» (Ответы детей. Дети изображают радость,грусть,испуг. На столе картинками вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Нужно узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики и голосовых интонаций. Схематически изображены горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление.

3.0. Итог

- Мы сегодня узнали, как люди могут общаться между собой. Они могут общаться при помощи слов, мимики, движений, жестов, условных знаков, картинок. Это далеко не все способы общения, о других способах передачи информации мы еще поговорим. А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать?

Показывает мимикой и жестами «Вы молодцы!», «Я вас люблю!», «Я дарю вам флажки», «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Методическая разработка "Психогимнастика как средство развития невербальных компонентов общения у дошкольников"

Методическая разработка по психогимнастике, которая направлена на развитие невербальных компонентов общения у дошкольников....

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка на тему "Развитие потребности в эмоциональном общении - основа социальной адаптации ребенка"

В данной разработке показан механизм формирования потребности в эмоциональном общении у детей с первых дней жизни, а также важность этой потребности для развития личности ребенка и его социальной адап...

Методическая разработка «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»

Аннотация Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей  5-7 лет  с нарушением зрения....

Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»

Игра – ведущий вид деятельности в раннем и дошкольном возрасте.В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью....

Методическая разработка: «Формирование представлений о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми у детей младшего дошкольного возраста»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является форм...