Методическая разработка: «Формирование представлений о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Формирование представлений о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми у детей младшего дошкольного возраста»
Общение имеет большое значение для формирования психики человека как личности. Сфера общения – мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни.
Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности.
СВЕРСТНИКИ
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети – сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
ВЗРОСЛЫЕ
Нельзя забывать о важность общения ребенка с взрослым. Взрослый является образцом для ребенка, именно от него он узнает нормы и правила общения с окружающими как другими детьми, так и взрослыми.Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.
Не только педагоги в ДОУ, но и родителям нужно уделять внимание вопросу формирования представлений о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми у детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок «впитывает как губка» то, что ему дают извне, что дают ему взрослые и сверстники. И задача взрослых создать необходимые условия для формирования у детей представлений о нормах и правилах общения с окружающими.
Ниже мы предлагаем образовательную ситуацию, которая позволит продемонстрировать то, как можно привлечь внимание ребенка через активные формы взаимодействия, игровые упражнения, введение персонажей и т. д. Это может провести и воспитатель, и на заметку взять любой родитель. Какое-то задание, ситуацию, игру, которая поможет ему дома вместе с ребенком выучить новое правило, закрепить имеющиеся знания и пр.
Цель: Формировать представления о нормах и правилах общения между сверстниками, со взрослыми.
Задачи: Формировать умение общаться и играть со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки, умение поддерживать простые диалоги. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость.
Цель работы детей: научить общаться и играть героев Фиолетового леса с гостями.
Материалы и оборудование: среда Фиолетовый лес, герои Фиолетового леса, аудиозапись сказочной мелодии, товары «Магазина», коробка, вырезанные фигурки.
Погружение в познавательно-игровую ситуацию
Звучит сказочная мелодия, воспитатель (взрослый, переодетый в Сказочницу, появляется перед детьми.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Вы любите сказки?
Прекрасно, значит, я пришла по адресу. Я – Сказочница, знаю много-много разных сказок, и сегодня хочу, чтобы вы вместе со мной отправились в сказочный Фиолетовый лес!
-А чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Я очень люблю сказки,
Сейчас закрою глазки.
Хочу попасть в волшебный мир,
Ведь он неповторим!
Открываем глазки! Вот и мы очутились в Фиолетовом сказочном лесу!
Проблемный этап
-Посмотрите, сколько сказочных героев вас встречают в этом лесу!
К ним редко наведываются гости, и они очень рады вам.
-Они хотят с вами познакомиться и поиграть! Научим играться и общаться сказочных героев?
Информационный этап
Ребята, давайте расскажем героям правила общения:
1. При встрече нужно здороваться.
2. Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя.
3. Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями.
4. Если тебе задают вопросы – обязательно отвечай на них.
5. В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости.
6. Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.
А еще есть правила того, как нужно играть. Давайте вспомним:
1. Соблюдать правила игры и не нарушать их.
2. Начинать игру можно по сигналу.
3. Не кричать.
4. Не толкаться.
5. Слушать других игроков.
- Молодцы! Наши сказочные герои послушали и все поняли. Теперь они просят поиграть с ними.
Стимулирование детских вопросов:
- Ребята, поиграем с героями Фиолетового леса?
- Что нужно помнить героям, когда они играют?
- Вам тоже нужно соблюдать такие же правила или нет?
- А почему должны соблюдать правила и герои и вы?
- Символизация, моделирование
Игра «Магазин»
Дети – «продавцы», герои Фиолетового леса – «покупатели». На прилавке «Магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец (дети) должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Игра «У кого больше «любимок»?»
Воспитатель-Сказочница говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
Вместо героев Фиолетового леса говорит воспитатель-Сказочница.
Рефлексия
«Коробка добрых дел»
Из плотной цветной бумаги или картона вырезаны любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. Герои Фиолетового леса просят детей бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков они совершили за сегодня. И рассказать о них.
Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного физкультурного занятия взрослых и детей младшего дошкольного возраста.
Из опыта работы...
Конспект сюжетного совместного физкультурного занятия взрослых и детей младшего дошкольного возраста
Из опыта работы...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «КАК ЦЫПЛЯТА СОЛНЫШКО БУДИЛИ»
Описание совместной деятельности взрослого и детей с использованием мнемотехники иинформационно-коммуникационных технологий. В процессе совместной деятельности развиваются способности детей пони...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»...
«Формирование знаний о предметном мире и труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста»
В статье отражен мой педагогический опыт по данной теме....
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире....