Методическая разработка «Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Аннотация
Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей 5-7 лет с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 156.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 "Пчелка"
Методическая разработка
«Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками»
Разработала:
О.Д. Федосеева
воспитатель высшей квалификационной
категории МБДОУ № 24 «Пчелка»
Бердск 2020 г.
Аннотация
Методическая разработка содержит материалы по развитию коммуникативных способностей детей 5-7 лет с нарушением зрения.
В методической разработке раскрыты цели, задачи, формы и методы работы с детьми. В ней представлено календарно-тематическое планирование, а так же серии игр, упражнений, бесед направленные на обогащение опыта реагирования и налаживания отношений ребёнка с окружающими его детьми и взрослыми, на формирование навыков саморегуляции поведения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Подобранный материал помогает развивать у детей социальные нормы и правила поведения: способность взаимодействовать друг с другом, управлять своими действиями, контролировать их. Так же поможет взрослым решить задачи коммуникативного развития детей, показывая пути выхода из сложных ситуаций.
Методические материалы адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям, а также всем, кто интересуется проблемами коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу социализации в общество детей с нарушениями зрения. Общение является одним из главных средств и условий социализации.
Работая с детьми на протяжении долгого времени, постоянно наблюдая за ними, анализируя конкретные ситуации, пришли к выводу, что общение является решающим условием становления всех психических способностей и качеств личности: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Именно, в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.
Ознакомившись с Федеральным Государственным Стандартом, убедилась в правильности выбранного направления работы. В разделе «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования» отмечено, какими качествами способен овладеть ребёнок перед обучением в школе: «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты».
Наши воспитанники, имеют внутрисистемные нарушения зрения, а именно: снижение остроты зрения, ограничение деятельности глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, фиксации, локализации, стереоскопического видения и другие. Всё это приводит к сложностям зрительной ориентации, замедляет у детей ход развития других системных структур, таких, как зрительное восприятие, ориентировка и движение в пространстве, развитие мышления, речи, памяти, воображения. У детей наблюдаются проблемы установления и поддержания дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, а также состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, пассивность, замкнутость).
Исследования Л. А. Дружининой, И. Ю. Зуевой, Л. Ю. Осиповой, посвященного изучению общения со сверстниками дошкольников с нарушениями зрения и их межличностного взаимодействия, позволило установить, что дети данной категории проявляют неуверенность в общении с другими детьми, испытывают дискомфорт в процессе межличностных отношений, что чаще всего обусловлено заниженной самооценкой. Они слабо адаптированы в группе сверстников, больше стремятся к контакту с воспитателями, чем со сверстниками.
По мнению Ю. М. Байрамгуловой, Л. Б. Осиповой детям дошкольного возраста с нарушениями зрения характерны следующие трудности в общения со сверстниками: дети не могут договориться в процессе совместной деятельности, непродуктивно используют средства общения, испытывают трудности в принятии общего решения, не умеют оказывать взаимопомощь. Следовательно, работая с данной категорией дошкольников, необходимо организовывать целенаправленную коррекционную работу по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию способностей выстраивания эффективных взаимоотношений с другими детьми.
Основная часть
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения сложатся благополучно, если ребёнок будет тянуться к сверстникам и уметь общаться с ними, не обижать других детей и сам будет не обижаться на других, то в дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя среди людей.
Среди всех качеств психического развития ребёнка к окончанию дошкольного возраста одним из важных становится произвольность, способность управлять своими действиями, контролировать их. Именно произвольность делает человека свободным и сознательным хозяином своих действий. Поэтому главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольника заключается в формировании у них осознанности поступков.
Лишь постепенно, по мере личностного развития, у дошкольников формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. В связи с этим очень важно проводить с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, систематическую работу по развитию произвольности и осознанности в общении.
Цель разработки: систематизировать имеющиеся практические материалы коррекционной работы по развитию произвольности и осознанности поведения в общении детей, имеющих нарушение зрения, с взрослыми и сверстниками.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1.Определение наиболее эффективных методов и приемов в работе с детьми по развитию у них коммуникативных способностей.
2. Активизация детско – родительских отношений, направленных на решение проблемы развития произвольности и осознанности в общении у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Разработка календарно – тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по формированию навыков произвольности и осознанности поведения в общении с взрослыми и сверстниками.
Многолетний опыт работы показал эффективность использования следующих приёмов и методов формирования навыков произвольности и осознанности в общении дошкольников с нарушением зрения.
Словесный метод. Это чтение и рассказывание художественных произведений, специальные беседы, которые с одной стороны тесно связаны с конкретными действиями ребёнка, а с другой – позволяют ему взглянуть на себя со стороны.
Весьма эффективный приём работы – это беседы на основе литературных текстов, а так же личного и коллективного опыта детей. В ходе бесед по литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания разнообразных норм морали, усвоить представления о способах их проявления, установить элементарные связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях персонажей, распознать их чувства, а также активизировать свою оценочную деятельность. Важно, чтобы ребенок сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения.
Практический метод. Это различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, подвижные, сюжетно – ролевые и хороводные игры.
Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.
В сюжетных играх основным является развитие воображения и развитие способности к пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности. Для этого необходимо вместе с детьми составлять план будущей совместной игры: распределять роли, определять порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, промежуточные и конечные этапы игры. При этом педагог не диктует свои решения, не навязывает свои планы, а постоянно советуется с детьми, принимая и поддерживая всякое предложение, исходящее от них. Важно предлагать сюжеты ролевых игр, знакомых и доступных детям, где для каждого играющего понятные и привлекательные роли.
Подробно обсудив и определив план предстоящей игры и порядок действий для каждого персонажа, педагог вместе с детьми начинает разыгрывать сюжет. Следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана, но вместе с тем поощрять все инициативные действия в пределах роли. После игры беседовать с каждым участником и спрашивать, во что он играл, что делал во время игры, что ему больше всего понравилось, а что – не очень. Особенно подробно интересоваться тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказам о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану. Это способствует тому, что дети учатся: оценивать свои поступки и поступки товарищей; договариваться о совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, готовность выручить товарища; учитывать желания и действия сверстников, отстаивать свою точку зрения; строить и реализовывать совместные планы.
Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) основным является развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.
В подвижных играх дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Сознательное выполнение правила игры формирует такие качества личности как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в целом. Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения.
Однако подвижные игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слабовидящего ребенка. Важным условием организации игр со слабовидящими детьми является взаимодействие родителей, педагогов и врачей.
Педагог должен четко знать медицинские противопоказания каждого воспитанника и в соответствии с этими данными подбирать подвижные игры. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания.
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдующий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.
Выбирая инвентарь для игры отдавать предпочтение озвученной атрибутике (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.). Для детей с остаточным зрением и слабовидящих нужно подбирать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используется красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).
При использовании мяча в игре подбирать мяч очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, использовать мяч светлых тонов, если же освещение сильное, используется более темный мяч. (Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его). Весь используемый инвентарь должен быть безопасным! Большое внимание важно уделять выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии обозначаются цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо знакомить заранее, дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.
При совместном проведении подвижных игр детей с нарушенным зрением и нормально видящих детей вносятся в правила игры небольшие изменения, адаптируются для конкретной группы. Например, в игре парами, пары составляются следующим образом: зрячий и слабовидящий; воспитатель и ребенок слабовидящий. Вместо простого мяча используется озвученный мяч. В ряде игр ограничивается поле деятельности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Игроков с нарушенным зрением нужно равномерно распределять по командам, уравновесив шансы команд. Важно, чтобы нормально видящие дети не применяли обманных действий. Это обижает слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям.
Перед игрой с бегом дети с нарушенным зрением показывают рукой направление, куда они побегут во время игры (эстафеты). Педагог находится там, куда направляются играющие, являясь ориентиром для них.
Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей дошкольников. Они позволяют педагогу создать благоприятные условия для естественного общения с взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи; влияют на социальное развитие ребенка в результате осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания.
Так же для решения поставленных задач необходимо активно использовать дидактические игры и игровые упражнения. Они позволяют детям применить ранее усвоенные ими знания и умения в коммуникативной деятельности. Активизируются такие коммуникативные способности как, умение вступать в диалог, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, а также способствуют сплочению детского коллектива.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать требования к фронтальному и индивидуальному наглядному материалу.
Требования к фронтальному материалу
• Доступность возрасту.
• Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.
• На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20 – 25 см – от 3 до 5шт. одновременно.
• Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
• Некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обводятся черным фломастером по контуру).
• Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.
Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:
• выбор адекватного фона;
• выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии
может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как
оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным,
красный – бордовым);
• постоянное использование указки для показа;
• ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого
глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз — справа);
• педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям [4].
Требования к индивидуальному раздаточному материалу
• Пособия для индивидуальной работы изготавливаются для каждого ребенка подгруппы. Расстояние до рассматриваемого индивидуального материала – 30 – 35 см от глаз.
• Размер раздаточного материала – 2 – 5 см.
• Для детей со сходящимся косоглазием рекомендовано рассматривание пособий на подставке. С расходящимся косоглазием — на горизонтальной поверхности (столе, индивидуальном фланелеграфе).
• Работа с плоскостным индивидуальным раздаточным материалом происходит на индивидуальном фланелеграфе.
• Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.
Организация работы с родителями.
Работа по формированию навыков произвольности и осознанности в общении дошкольников с нарушением зрения не ограничивается непосредственным взаимодействием только с детьми. К проведению психолого-педагогической работы необходимо регулярно привлекать и родителей.
В работе с семьёй используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы организации детско – родительских отношений, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе.
Фотогалерея «Вместе весело живём». Она позволяет включать родителей в деятельность, развивать свободное общение дошкольника с взрослыми и сверстниками.
Фотогалерея обновляется в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями выбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Все вместе, уже в группе помещаем фотографию в специально оформленную папку - раскладушку, при этом ребёнок рассказывает об истории своей фотографии, но уже в другой ситуации и обстановке.
Фотогалерея оформлена в раздевалке в доступном для детей месте, поэтому рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога.
Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников.
Для сотрудничества с родителями широко используется проектная деятельность. Участие детей и родителей в проектах дает возможность участникам проявить свое творчество в обстановке совместной деятельности. У ребенка появляется мотив, он преследует цель, всегда немного превосходящую его наличные возможности, поиск возможных вариантов достижения цели проходит в тесном общении с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми и пр.)
Общее дело сплачивает участников проекта, учит пониманию и сотрудничеству, за ребенком признается право на собственный выбор и собственную позицию, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность (мы - семья), а также получить новый опыт. Утренники, развлечения, досуги – это те формы работы с родителями, с помощью которых создается особая эмоциональная комфортная обстановка, позволяющая сблизить всех участников педагогического процесса. Во время праздников дети учатся слушать других – детей и взрослых, сопереживать друг другу, тем самым повышается уровень благополучия взаимоотношений детей в группе и развиваются их коммуникативные навыки; снижается враждебность у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.
Работу с дошкольниками необходимо начинать с изучения уровня сформированности у воспитанников произвольности и осознанности поведения. Для этого используется метод наблюдения за поведением детей в реальных жизненных обстоятельствах. Так же проводится анализ офтальмологического обследования детей. Затем, исходя из полученных данных мониторинга, составляется календарно – тематический план. Работа в основном проводится индивидуально или малыми подгруппами во вторую половину дня в совместной деятельности. Полученный опыт общения постоянно закрепляется и совершенствуется на последующих темах.
Календарно - тематическое планирование по формированию навыков произвольности и осознанности поведения в общении с взрослыми и сверстниками у детей 5-6 лет с нарушением зрения
Месяц | Неделя | Тема недели | Образовательная деятельность | Цель | ППРС |
Сентябрь | 1 | Я среди людей | Беседа «Правила которые помогают жить дружно» Игра «Клубок дружбы» | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Закрепить умение договариваться, помогать друг другу. Закреплять дружеские взаимоотношения между детьми, коллективизм. | Подбор иллюстраций о дружбе. Клубок ниток |
2 | Детский сад | Чтение Шорыгина «Ленточка дружбы» П/игра «Мы весёлые ребята» | Учить понимать смысл поступков; оценивать поступки героев; формировать дружеские отношения. Способствовать сплочению коллектива, умение действовать по сигналу. | Рассматривание иллюстраций | |
3 | Игрушки | Беседа «Как беречь игрушки» Эстафета «Сложи игрушки на место» | Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Учить слышать, понимать и подчиняться правилам. | Подбор иллюстраций об игрушках. игрушки | |
4 | Осень | Беседа «Осень золотая». Д/и «От какого дерева листок» | Развивать эмоции и чувства при общении с природой. Учить играть по правилам, закреплять названия растений и деревьев. | Подбор иллюстраций об осени Подбор иллюстраций деревьев, и кустарников | |
Октябрь | 1 | Хлеб | Беседа «От зернышка до булочки». Рассматривание картины Н.П.Ерышина «Хлебное поле» Д/и «Путешествие зернышка» | Развивать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда; вызывать эмоциональный отклик; умение общаться на познавательные темы Составлять картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. развивать умение действовать сообща, помогать друг другу. | Подбор иллюстраций о хлебе картинки |
2 | Фрукты | Ситуативный разговор «Что бы вы рассказали родителям о пользе фруктов ?» Д/и «Во саду ли, в огороде» | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, умение вести беседу, не перебивая товарища. Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры. Развивать умение действовать совместно. | Подбор иллюстраций о фруктах | |
3 | Овощи | С/р игра «Овощной магазин» Игра-хоровод «Кабачок» | Развивать умение ориентироваться в ролевых позициях. Развивать слуховое внимание, согласованность движений, дружеские чувства. | Муляжи овощей, весы Маска кабачка | |
4 | Наша Родина | С/р игра «Экскурсоводы» | Развивать произвольный контроль, умение подчиняться правилам других. Учить брать на себя роль, вести ролевые диалоги. | Подготовить атрибуты к с/р игре | |
Ноябрь | 1 | Лес. Грибы ОБЖ | Ситуативный разговор «Дары леса» П/и «Ёжик в лесу» | Воспитывать бережное отношение к природе, умение себя правильно вести в лесу; слушать, и не перебивать товарища. Учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве | Подбор иллюстраций о лесе, грибах Маска ёжика |
2 | Ягоды | Д/и. «Лесовик и лесные ягоды» П/и «У медведя во бору грибы ягоды беру» | Формировать у детей осознанно правильного отношения к природе, правила безопасного поведения в лесу. Учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве | Подбор иллюстраций о лесе, ягодах Маска медведя | |
3 | Дикие животные осенью | С/р игра «Больница для зверей» | Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Игрушки животных; | |
4 | Домашние животные осенью | Ситуативный разговор «Наши верные друзья» Игра – драматизация «Зайчик в беде». | Формировать заботливое отношение к домашним животным, об их пользе для человека; умение не перебивать товарища. Учить детей доброте, вызывать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. | Игрушки домашних животных Игрушка зайчик | |
Декабрь | 1 | Зима | Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» П/игра «Два Мороза» | Учить давать характеристику персонажам, их поступкам; умение слушать товарища. Соблюдать правила игры, выдержку, ловкость. | Книга Шапочки: синяя и красная |
2 | Одежда | С/Р игра «Ателье» Чтение рассказа Носова «Заплатка» | Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Учить давать характеристику персонажам, их поступкам. | Куклы, одежда рассказ | |
3 | Обувь | С/р игра «Магазин обуви» Д/игра «Разноцветный паровоз много обуви привез» | Развивать произвольный контроль, умение подчиняться правилам других. Учить брать на себя роль, вести ролевые диалоги. Учить играть по правилам | Картинки обуви Вырезанные из картона вагончики предметы обуви тех же цветов. | |
4 | Новый год | Беседа «Зачем люди дарят друг другу подарки?» С-р игра «В магазин за подарками к Новому году» | Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике, умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки, желание делать друг другу приятное, прививать чувство коллективизма, взаимопонимания. Учить брать на себя роль, вести ролевые диалоги. | Подбор иллюстраций о новом годе игрушки | |
Январь | 3 | Животные Морей и океанов | П/и «Рыбак и рыбки» | Соблюдать правила игры, выдержку, ловкость. | Шапочка рыбака |
4 | Животные жарких стран | С/р игра «Зоопарк» | Развивать творческое воображении, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; умение договариваться; | Игрушки животных | |
Февраль | 1 | Животные севера | П/игра «Волк и олени» | Учить действовать по сигналу, развивать внимание, смелость. | Маска волка |
2 | Животные Дикие и Домашние зимой | Игра – драматизация «Зимовье зверей» | Упражнять в умении имитировать движения животных, побуждать в желании участвовать в театрализованной деятельности; развивать дружеские взаимоотношения | Маски животных | |
3 | День Защитника Отечества | Эстафета «Чей отряд быстрее посадит свои самолеты». | Развивать организованность, дисциплинированность, коллективизм, дружелюбие, взаимопомощь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к Родине. | флажки | |
4 | Зимующие птицы | Беседа «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей» П/игра «Воробьи и кот». | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам и желание подкармливать их. Закреплять ловкость, быстроту бега | Подбор иллюстраций зимующих птицах Маска кота | |
Март | 1 | Мамин праздник. Семья | Беседа «Моя семья» С/р игра «Обед для мамы» | Углубить знания о родственных отношениях, воспитывать уважение к маме. Развивать умение объединяться в игре, договариваться, считаться с интересами товарища. | Фотографии семьи Атрибуты для игры |
2 | Мебель | С/р игра «Магазин мебели». | Формировать навыки культуры поведения в общественных местах; вызвать у детей интерес к профессии продавца, | Детская мебель | |
3 | Посуда | С/р игра «Кафе» | Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, учить распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Учить детей быть гостеприимными, вежливо общаться друг с другом. | игрушки в соответствии с сюжетом игры | |
4 | Профессии | Беседа «Кем хочешь стать» С/р игра «Строитель» | Расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий. Закрепить умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. | Подбор иллюстраций о профессиях игрушки в соответствии с сюжетом игры | |
Апрель | 1 | Весна | Д/и «Как зовут тебя, деревце? | Воспитывать бережное отношение к природе; умение общаться со взрослыми и сверстниками; | Подбор иллюстраций деревьев с листьями и плодами |
2 | Животные и птицы весной | Настольный театр «Теремок». П/и: "Птички на дереве, собачки на земле» | Учить детей играть вместе, распределять роли; развивать связную речь. Закреплять умение мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место, быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. | Атрибуты для сказки | |
3 | Космос | С/р игра «Строим космический корабль» | Развивать умение совместно трудиться, договариваться, уступать друг другу. | Большой конструктор | |
4 | Растения. Первые Весенние цветы | Д/игра «Лесные цветы» | Формировать умение по описанию отгадывать цветок; воспитывать выдержку, умение выслушать товарища до конца, не перебивать. | Картинки с изображением цветов | |
Май | 1 | Насекомые | Беседа «Мир насекомых»: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов. П/игра «Гусеницы наперегонки» | Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, соблюдение правила поведения при контакте с ними; предостеречь от укусов, Развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма. | Подбор иллюстраций о насекомых кегли |
2 | День Победы | Беседа «Что такое война». Эстафета «Доставь донесение» | Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине. Развивать нравственно- волевые качества организованность, дисциплинированность, коллективизм, дружелюбие, взаимопомощь. | Подбор фотографий военных лет Гимнастическая скамейка, пакет | |
3 | Транспорт. ПДД | С/р игра «Улица» П/игра «Бегущий светофор» | Развивать умение согласовывать действия с товарищем; делиться игрушками; воспитывать дружеские взаимоотношения. Учить действовать по сигналу, развивать внимание, ловкость, чувство товарищества | Конструктор, машины светофор | |
4 | Познай себя | Беседа «Как вырасти здоровым». П/и: «Мы весёлые ребята». | Расширить представление о здоровье и здоровом образе жизни. Способствовать развитию ловкости, увертливости; совершенствовать умение соблюдать правила игры. | Подбор картинок о здоровом образе жизни |
Календарно - тематическое планирование по формированию навыков произвольности и осознанности поведения в общении с взрослыми и сверстниками у детей 6-7 лет с нарушением зрения
Месяц | Неделя | Тема недели | Образовательная деятельность | Цель | ППРС |
Сентябрь | 1 | Я среди людей | Беседа «О друзьях и дружбе». Игра «Волшебные очки» | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Закрепить умение договариваться, помогать друг другу. | Сюжетные картинки о дружбе очки |
2 | Детский сад | Беседа «Что такое хорошо, и что такое плохо?» Расскажите о хороших поступках своих и друзей. Д/и «Опиши друга» | Вызвать желание у детей следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности: умения договариваться, помогать друг другу, заботливого отношения к малышам, пожилым людям; желание помогать им. Формирование дружеских отношений | Сюжетные картинки о дружбе | |
3 | Игрушки | Игровая ситуация «Путешествие по нашей групповой комнате» Игра «Весёлый мяч»- ласково назвать своё имя, и как дома называют ласково. | Развивать желание быть щедрым, делиться игрушками, умение договариваться.
Закрепить дружеские взаимоотношения между детьми, | Игровые уголки; мяч | |
4 | Осень | Ситуативный разговор «Почему осенью поменялась одежда людей? Д/и «Узнай дерево по листочку» | Развивать умение слушать друг друга, не перебивать; умение сравнивать, делать выводы. Учить играть по правилам, закрепить названия растений и деревьев. | Сюжетные картинки об осени Подбор иллюстраций о деревьях, кустарниках | |
Октябрь | 1 | Хлеб | Беседа «Зерновые культуры» П/и «Кто быстрее перевезёт зерно на элеватор» | Укреплять коммуникативные навыки: уступать друг другу при рассматривании, не перебивать; бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Формирование волевых качеств, и соблюдение правил в совместной деятельности. | зерновые культуры: пшеница, рожь, овёс Машины, песок |
2 | Фрукты |
Инсценирование сказки «Вершки и корешки» по ролям | Совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, ловкость; Развивать коммуникативные способности; преодоление неуверенности в себе, застенчивости; | маска мышки, муляжи овощей и фруктов; маски для героев | |
3 | Овощи | С/р игра« Овощной базар». П/и «Посади и собери картофель» | Формировать умение развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятие окружающего. Формировать волевые качества, управлять своим поведением, | муляжи овощей обручи, маленькие мячи, мешочки | |
4 | Наша Родина | Ситуативная беседа «Тот герой, кто за Родину горой» П/игра «Горелки с платочком» | воспитывать нравственно-патриотические чувства; поддерживать непринужденную беседу. Учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. | Подбор иллюстраций о Родине платочки | |
Ноябрь | 1 | Лес. Грибы ОБЖ | Ситуативный разговор «Как правильно собирать грибы» П/и «Гриб, дерево, ягодка» | Воспитывать бережное отношение к природе, умение себя правильно вести в лесу. Учить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве | Подбор иллюстраций о грибах |
2 | Ягоды | Беседа«Полезные и ядовитые ягоды» Хороводная игра «По малину в сад пойдём» | Формировать у детей осознанно правильного отношения к природе, правила безопасного поведения в лесу. Развивать координацию, ориентацию в пространстве. | Подбор иллюстраций о ягодах | |
3 | Дикие животные осенью | П/и «Зайцы и волк» | Учить действовать по сигналу, развивать внимание, смелость. | Маска волка | |
4 | Домашние животные осенью | Беседа «Как я забочусь о домашних питомцах» П/и «Лохматый пёс» | Формировать заботливое отношение к домашним животным, об их пользе для человека. Воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость | Игрушки домашних животных Маска собаки | |
Декабрь | 1 | Зима | Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь» П/игра «Охотники и звери» | Учить детей осмысливать и оценивать характеры и поведение персонажей, рассказывать о причинах их поступков, предлагать свои варианты развития сюжета. Учить действовать в соответствии с правилами игры. | Сказка |
2 | Одежда | Упражнение «Мы все умеем сами» Эстафета «Собери куклу на прогулку» | Закрепить аккуратно складывать одежду в шкаф; уметь оказывать помощь младшим Развивать волевые качества, выдержку, ловкость, дружелюбие. | Куклы, одежда | |
3 | Обувь | Д/ игра «Подбери пару» | Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры. Развивать умение действовать совместно. | Сундук, кукла, кукольная обувь. | |
4 | Новый год | П/и «Дед Мороз» «Метелица» | Развивать волевые качества, внимание, двигательную активность, дружески взаимоотношения | снежок | |
Январь | 3 | Животные Морей и океанов | Чтение А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Эстафета «Пингвины» | Учить давать характеристику персонажам, их поступкам. Развивает выдержку, ловкость, дружелюбие | Сказка мяч |
4 | Животные жарких стран | Эстафета «Спасатели» | Воспитывать у детей желание помочь ближнему. | игрушки | |
Февраль | 1 | Животные севера | П/игра «Льдинки, ветер и мороз» | развивать волевые качества, внимание, двигательную активность, | |
2 | Животные Дикие и Домашние зимой | Чтение сказки «Два жадных медвежонка». П/игра «Зайцы и морковка» | понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков. Развивать волевые качества, внимание, двигательную активность. | Сказка морковка | |
3 | День Защитника Отечества | Ситуативный разговор «Как нужно готовиться к службе в Армии» Эстафета «Бесшумные разведчики» | Воспитывать основы здорового образа жизни; гордость за свою страну, дружелюбие, стремление к взаимовыручке; создавать положительный эмоциональный настрой Развивать организованность, дисциплинированность, коллективизм, дружелюбие, взаимопомощь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к Родине. | Подбор иллюстраций об армии, её защитниках Скамейки, гимнастические палки | |
4 | Зимующие птицы | П/И «Воробьи и коршун» Д/игра «Узнай птицу по силуэту» | развивать волевые качества, внимание, дружеские взаимоотношения.
Развивать умение действовать совместно. | Маска коршуна Картинки птиц | |
Март | 1 | Мамин праздник. Семья | Беседа «Что я знаю о своих родных» Рассматривание семейных фотографий и альбомов С/ ролевая игра «Дочки- матери» | Углубить знания о родственных отношениях, воспитывать уважение к матери. Воспитывать бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами. | фотографии семьи атрибуты для игры |
2 | Мебель | Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Д/и «Моя квартира»- расставь мебель в квартире. | Воспитывать бережное отношение к природе, к предметам, изготовленными из дерева. Воспитывать уважение к людям труда; Развивать умение объединяться в игре, договариваться. | Стихотворение лото | |
3 | Посуда | С/р игра «Сервируем стол к обеду» | Развивать умение объединяться в игре, договариваться, считаться с интересами товарища | Атрибуты к игре | |
4 | Профессии | Подвижная игра «Космонавты». Д/и «Кто чем занимается» | Развивать ловкость, внимание, быстроту движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в ходе игры. Развивать умение действовать совместно; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых. . | обручи лото | |
Апрель | 1 | Весна | Чтение стихотворения: «Уж тает снег…» А.Плещеев. П/игра «Салочки-выручалочки» | Формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками по со держанию прочитанного. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитание взаимной выручки и желание помочь другому. | книга |
2 | Животные и птицы весной | Настольный театр «Три медведя» П/и “Рыбы, птицы, звери” | Развивать коммуникативные способности; нравственные качества: доброту, дружбу, честность, смелость; преодоление неуверенности в себе, застенчивости; умение детей распознавать эмоции; активизировать речь. развивать волевые качества, внимание, дружеские взаимоотношения | Атрибуты к сказке | |
3 | Космос | П/и «Ждут нас быстрые ракеты» | Воспитывать организованность, умение управлять своим поведением в коллективе | обручи | |
4 | Растения. Первые Весенние цветы | Игра «Первоцветы» Выложи цветы методом никтографии П/ игра «Веночек» | Воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками. Развивать волевые качества, внимание, дружеские взаимоотношения | Шерстяные нитки, бархатная бумага | |
Май | 1 | Насекомые | Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» П/игра «Поймай комара». | Формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками по со держанию прочитанного. бережное отношение к окружающему миру, соблюдение правила поведения при контакте с ними. Упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий | сказка Удочка с игрушкой |
2 | День Победы | Эстафета «Дорога жизни» | Развивать организованность, дисциплинированность, коллективизм, дружелюбие, взаимопомощь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к Родине. | Машины, кубики | |
3 | Транспорт ПДД | Чтение рассказа «Как ребята переходили улицу» И. Калинина П/игра «Гараж» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; соблюдения правил дорожного движения. Развивать двигательную активность. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. | рассказ обручи | |
4 | Познай себя | Беседа: «Как устроено наше тело?» Д/игра «Что для чего человеку нужно» Игра «Выполнение инструкций воспитателя» (похлопай в ладоши, постучи кулачком…); | Развивать умение соблюдать правила безопасности собственной жизни. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям. Развивать внимание, согласованность действий, коллективизм. | Плакат «Человек» |
Вся проведенная работа способствовала значительному улучшению психологического климата в группе; дети научились регулировать свое поведение с усвоенными нормами и правилами; оценивать свои поступки и поступки товарищей, договариваться о совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, а самое главное у детей сформировалась способность к самоконтролю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Конспект занятия адресован коллегам, студентам ВУЗов....
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.
В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....
«Креативная игра-драматизация как средство развития инициативности и самостоятельности дошкольников, имеющих нарушение зрения»
На протяжении последнего времени приоритетным направлением моей профессиональной деятельности является развитие инициативности и самостоятельности детей с нарушением зрения. Используя навыки про...
Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...
Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск,2008г.
Методическое пособие."Занатия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками,имеющими нарушения зрения".Методические рекомендации.Составитель Л.А.Дружинина и др.,научный редактор...