Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 5-6 лет с нарушениями речи "Звук [А]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aa.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [А]

Цель: Закрепить правильное произношение  и характеристику звука [А].

Задачи:

Образовательные:

-  учить выделять начальный ударный и безударный звук [А];

- учить выделять последний звук в слове;

- учить составлять простые нераспространенные  предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие речедвигательных функций.

Воспитательные:

- воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:  индивидуальные зеркала; картинки: улыбка, заборчик, слон, дудочка, качели; картинка из сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» мама мышь и Мышонок; силуэты животных: морж, слон, лев, бобр; лабиринт, картинка доктора Айболита.

План образовательной деятельности

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап.
  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Пальчиковая гимнастика
  1. Сообщение темы
  2. Основная часть
  1. Выделение звука [А]
  2. Игра «Эхо»
  3. Д/И «Кого лечит Доктор Айболит?»

  1. Физкультминутка
  2. Составление простых нераспространенных предложений
  3. Упр. Лабиринт
  4. Итог

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап

Содержание

Речевой материал

Оборудова-ние

Примечание

1

2

3

4

5

I.Организа-ционный момент

Учитель-логопед приветствует детей

 

II. Подготови-тельный

1.  Артикуля-ционная гимнастика

Выполнение артикуля-ционной гимнастики за учителем – логопедом.

1.Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе

Блинчик

Язык блинчиком положи,

И спокойно подержи

Язык надо расслаблять

И под счет его держать

1-2-3-4-5 – язык можно убирать

2.Положить язык на нижнюю губу и произносить «Пя-пя-пя»

Накажи непослушный язык

На губу  язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси

Мышцы расслабляются

Блинчик получается

Ты под счет его держи

До пяти … до десяти.

3. Кончиком языка «почистить зубы» нижние и верхние, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу – вверх

Почистим зубы

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, не темнели,

 Не  желтели чтоб они

1.Индиви-дуальные зеркала

2.Картинки:

улыбка

заборчик

слон

дудочка

Дети  выполняют артикуляционную гимнастику  по картинкам, обозначающим названия упражнений

       4. Рот  приоткрыть. Напряженным кончиком языка тянуться к носу и подбородку.

Качели

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.  

2. Пальчико-вая гимнастика

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Эта долька для ежа,

Поочередно загибают пальцы на правой руке.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для  волка … кожура.

Разводят руки.

Он сердит на нас, беда!

Грозят пальчиком.

Разбегайтесь кто куда.

Имитируют бег  пальцами по столу.

Дети выполняют  за учителем – логопедом

III. Сообщение темы занятия

Учитель-логопед.

К нам сегодня в гости пришли герои сказки С. Маршака «Сказка  о глупом мышонке» мама мышь и Мышонок.

Давайте поможем маме мышонка уложить его спать. Споем вместе с мышкой:

- А – а – а!

Дети поют вместе с учителем – логопедом:

А – а – а – а!

Дети, какой звук мы  произносим, когда поем песенку мышонку?

Если этот звук можно петь, то  он какой?

Сегодня мы познакомимся  со звуком [А].

Когда мы произносим звук [А] рот широко открыт и у воздуха нет преград.

Мы произносим звук [А]

Звуки, которые поются гласные.

Зеркала индиви-дуальные

Дети смотрят за положе-нием органов артикуляции

IV. Основная часть

1.Выделение звука А

Учитель-логопед.

Дети, давайте поиграем. Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук [А] хлопайте в ладоши.

Глазки закрываем, задание выполнять начинаем.

А) из ряда гласных: А, У, И,О, А,И, У, А, Ы, А.

Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания, исправляет детей, допускающих ошибки.  Поощряет  детей правильно выполняющих задания.

С этим заданием вы справились быстро, а теперь  я буду произносить слоги, если услышите в них звук [А]

хлопайте в ладоши.

Б) из обратных слогов: АХ, УХ, ОМ, АМ, ИК, АК…

Надо хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [А] в  словах – это самое трудное задание.

А-а-а-ртист,  обувь,  умный, а-а-а-втобус, осень, индюк,  а-а-а-н-а-а-а-н-а-а-а-с,

у- р-а-а-а.

Дети хлопают, когда услышат звук [А].

Глаза закрыты.

2. Игра «Эхо»

Учитель-логопед.

 Дети, мы поиграем в игру «Эхо».

Вы будете эхо.

Наше эхо будет  повторять только первый звук в слогах и словах.

А) в звукосочетаниях

АУ, АЫ, АО, АИ;

Б) в обратных слогах: АМ, АТ, АП, АК…,

В) в словах акция, аист, автор, аквариум…

Дети повторяют только звук [А].

3. Д/И «Кого лечит Доктор Айболит?»

Учитель-логопед.

К нам в гости пришел еще  один сказочный персонаж. Угадайте кто?

Лечит птичек и зверей,

Лечит маленьких детей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

Учитель-логопед показывает  силуэты животных.

Этих животных лечит Доктор Айболит.  Давайте, назовем, кого лечит Доктор Айболит? Выделим голосом последний звук.

Образец: Доктор Айболит лечит морж-а-а.

Какой последний звук в словах слона-а-а, льв-а-а, бобра-а-а.

1.Доктор Айболит лечит слона-а-а-а.

2. Доктор Айболит лечит льва-а-а-а.

3. Доктор Айболит лечит бобра-а-а-а.

Последний звук в этих словах [A]

Силуэты животных:

морж

слон

лев

бобр  

V. Физкультминутка

Игра «Аист»

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой, после – левою ногой,

Вот  тогда придешь домой.

VI. Составление простых нераспростра-ненных предложений.

Учитель-логопед показывает детям картинки, на которых изображены мальчик  и девочка. Они выполняют различные действия.

Учитель-логопед

 Придумайте имя мальчику или девочке, которое начинается со звука [А].

Если дети затрудняются учитель-логопед предлагает выбрать имя  на звук [А].

Оля, Инна, Люся, Аня

Толя, Петя, Антон, Костя

Составление предложений с помощью вопроса что делает? 

Учитель-логопед демонстрирует картинки и задает вопрос, что делает Аня?...

Аня

Антон

Аня поет.

Аня идет.

Антон идет.

Аня подметает….

VII. Упр. Лабиринт

 У каждого ребенка на столе лабиринт. На  нем изображена машина с фруктами и детский садик.

Учитель-логопед

- Что везешь

Автомашина?

- Всё, что есть на звук А.

Вот

арбузы, апельсины,

абрикосы и айва.

Помогите машине найти  дорогу  к детскому саду.

Назовите фрукты, которые начинаются на звук [А].

Арбуз, апельсин,

Абрикос, айва начинаются со звука [А]

Лабиринт

VIII. Итог

Учитель-логопед

Молодцы, вы сегодня были активными  и внимательными, правильно отвечали на вопросы.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

 Какой он?

Что вам больше всего понравилось?

Мы познакомились со звуком А.

Звук А гласный.

Мне понравилось помогать доктору Айболиту.

Мы понравилось составлять предложения и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы с нарушениями речи «Скоро, скоро Новый год!"

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».Группа: старшая группа для детей с нарушениями речи.Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Цель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....