Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 5-6 лет с нарушениями речи "Звук [А]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [А]
Цель: Закрепить правильное произношение и характеристику звука [А].
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять начальный ударный и безударный звук [А];
- учить выделять последний звук в слове;
- учить составлять простые нераспространенные предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие речедвигательных функций.
Воспитательные:
- воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование: индивидуальные зеркала; картинки: улыбка, заборчик, слон, дудочка, качели; картинка из сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» мама мышь и Мышонок; силуэты животных: морж, слон, лев, бобр; лабиринт, картинка доктора Айболита.
План образовательной деятельности
- Организационный момент.
- Подготовительный этап.
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Сообщение темы
- Основная часть
- Выделение звука [А]
- Игра «Эхо»
- Д/И «Кого лечит Доктор Айболит?»
- Физкультминутка
- Составление простых нераспространенных предложений
- Упр. Лабиринт
- Итог
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этап | Содержание | Речевой материал | Оборудова-ние | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организа-ционный момент | Учитель-логопед приветствует детей
| |||
II. Подготови-тельный 1. Артикуля-ционная гимнастика | Выполнение артикуля-ционной гимнастики за учителем – логопедом. 1.Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе Блинчик Язык блинчиком положи, И спокойно подержи Язык надо расслаблять И под счет его держать 1-2-3-4-5 – язык можно убирать 2.Положить язык на нижнюю губу и произносить «Пя-пя-пя» Накажи непослушный язык На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси Мышцы расслабляются Блинчик получается Ты под счет его держи До пяти … до десяти. 3. Кончиком языка «почистить зубы» нижние и верхние, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу – вверх Почистим зубы Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они | 1.Индиви-дуальные зеркала 2.Картинки: улыбка заборчик слон дудочка | Дети выполняют артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений | |
4. Рот приоткрыть. Напряженным кончиком языка тянуться к носу и подбородку. Качели На качелях я качаюсь, Вверх – вниз, вверх – вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. | ||||
2. Пальчико-вая гимнастика | Апельсин Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Эта долька для ежа, Поочередно загибают пальцы на правой руке. Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка … кожура. Разводят руки. Он сердит на нас, беда! Грозят пальчиком. Разбегайтесь кто куда. Имитируют бег пальцами по столу. | Дети выполняют за учителем – логопедом | ||
III. Сообщение темы занятия | Учитель-логопед. К нам сегодня в гости пришли герои сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» мама мышь и Мышонок. Давайте поможем маме мышонка уложить его спать. Споем вместе с мышкой: - А – а – а! | Дети поют вместе с учителем – логопедом: А – а – а – а! | ||
Дети, какой звук мы произносим, когда поем песенку мышонку? Если этот звук можно петь, то он какой? Сегодня мы познакомимся со звуком [А]. Когда мы произносим звук [А] рот широко открыт и у воздуха нет преград. | Мы произносим звук [А] Звуки, которые поются гласные. | Зеркала индиви-дуальные | Дети смотрят за положе-нием органов артикуляции | |
IV. Основная часть 1.Выделение звука А | Учитель-логопед. Дети, давайте поиграем. Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук [А] хлопайте в ладоши. Глазки закрываем, задание выполнять начинаем. А) из ряда гласных: А, У, И,О, А,И, У, А, Ы, А. Учитель-логопед следит за правильностью выполнения задания, исправляет детей, допускающих ошибки. Поощряет детей правильно выполняющих задания. С этим заданием вы справились быстро, а теперь я буду произносить слоги, если услышите в них звук [А] хлопайте в ладоши. Б) из обратных слогов: АХ, УХ, ОМ, АМ, ИК, АК… Надо хлопнуть в ладоши, когда услышите звук [А] в словах – это самое трудное задание. А-а-а-ртист, обувь, умный, а-а-а-втобус, осень, индюк, а-а-а-н-а-а-а-н-а-а-а-с, у- р-а-а-а. | Дети хлопают, когда услышат звук [А]. Глаза закрыты. | ||
2. Игра «Эхо» | Учитель-логопед. Дети, мы поиграем в игру «Эхо». Вы будете эхо. Наше эхо будет повторять только первый звук в слогах и словах. А) в звукосочетаниях АУ, АЫ, АО, АИ; Б) в обратных слогах: АМ, АТ, АП, АК…, В) в словах акция, аист, автор, аквариум… | Дети повторяют только звук [А]. | ||
3. Д/И «Кого лечит Доктор Айболит?» | Учитель-логопед. К нам в гости пришел еще один сказочный персонаж. Угадайте кто? Лечит птичек и зверей, Лечит маленьких детей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит) Учитель-логопед показывает силуэты животных. Этих животных лечит Доктор Айболит. Давайте, назовем, кого лечит Доктор Айболит? Выделим голосом последний звук. Образец: Доктор Айболит лечит морж-а-а. Какой последний звук в словах слона-а-а, льв-а-а, бобра-а-а. | 1.Доктор Айболит лечит слона-а-а-а. 2. Доктор Айболит лечит льва-а-а-а. 3. Доктор Айболит лечит бобра-а-а-а. Последний звук в этих словах [A] | Силуэты животных: морж слон лев бобр | |
V. Физкультминутка | Игра «Аист» Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, после – левою ногой, Вот тогда придешь домой. | |||
VI. Составление простых нераспростра-ненных предложений. | Учитель-логопед показывает детям картинки, на которых изображены мальчик и девочка. Они выполняют различные действия. Учитель-логопед Придумайте имя мальчику или девочке, которое начинается со звука [А]. Если дети затрудняются учитель-логопед предлагает выбрать имя на звук [А]. Оля, Инна, Люся, Аня Толя, Петя, Антон, Костя Составление предложений с помощью вопроса что делает? Учитель-логопед демонстрирует картинки и задает вопрос, что делает Аня?... | Аня Антон Аня поет. Аня идет. Антон идет. Аня подметает…. | ||
VII. Упр. Лабиринт | У каждого ребенка на столе лабиринт. На нем изображена машина с фруктами и детский садик. Учитель-логопед - Что везешь Автомашина? - Всё, что есть на звук А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва. Помогите машине найти дорогу к детскому саду. Назовите фрукты, которые начинаются на звук [А]. | Арбуз, апельсин, Абрикос, айва начинаются со звука [А] | Лабиринт | |
VIII. Итог | Учитель-логопед Молодцы, вы сегодня были активными и внимательными, правильно отвечали на вопросы. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он? Что вам больше всего понравилось? | Мы познакомились со звуком А. Звук А гласный. Мне понравилось помогать доктору Айболиту. Мы понравилось составлять предложения и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы с нарушениями речи «Скоро, скоро Новый год!"
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».Группа: старшая группа для детей с нарушениями речи.Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Цель:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....