Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы с нарушениями речи «Скоро, скоро Новый год!"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Телепнева Наталья Александровна

 

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».

Группа: старшая группа для детей с нарушениями речи.

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.

Цель:  закрепление навыка правильного произношения и дифференциация   гласных звуков [у], [а], [и], [о]. на материале лексической темы «Новый год».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. активизация словаря по теме «Новый год»;
  2. знакомство с новым понятием «традиция»;
  3. уточнения артикуляции  звуков  [у], [а], [и], [о],  их правильное произношение и дифференциация;  
  4. совершенствование  умения анализировать звуковой ряд;
  5. закрепление навыка выделения  гласного звука в разной позиции: в начале,  в середине, в  конце слова;
  6. обучение детей слитному чтению;
  7. профилактика нарушений письменной речи.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. развитие навыков фонематических дифференцировок;
  2. развитие  зрительного внимания и  гнозиса;
  3. развитие  артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  4. развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание навыков сотрудничества;
  2. воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:  макет новогодней елки, елочные украшения,  плоскостные куклы – «Звуковички», звуковые линейки,  предметные  картинки с гласными звуками в разных позициях: в начале, в середине  и в  конце слова, графические модели «Покажи, какой звук услышишь»,  перфокарты - «3-й лишний», тетради,  простые карандаши, снеговики.

Ход деятельности

I этап. Организационный момент

  1. Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).
  2. А теперь глазки на меня. Скажите,  пожалуйста, какое время года за окном? (За окном Зима).  Какой месяц? (Декабрь). Декабрь, какой по счету зимний месяц? (Первый). Что вы знаете интересного про этот месяц? (Пословицы и поговорки про декабрь).  А какой праздник принято отмечать в декабре? (Новый год). Но чтобы его встретить мы должны  к нему подготовиться. У  каждого  народа, в каждой стране  существую свои традиции празднования Нового года. Ребята вы знаете, что такое традиция? Что это за слово?

Традиция – слово нерусское, и переводится оно как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому.  

Кто может назвать традиции празднования Нового года в нашей стране? (украшение новогодней елки,  квартиры, веселье в новогоднюю ночь, новогодний  стол, салюты, фейерверки, подарки, бой кремлевских курантов и загадывания желания, новогоднее обращение президента и т.д.).

  1. А вы знаете ребята, что в волшебной стране Звуков, где живут звуковички тоже есть Новый год и свои традиции. Оказывается у них есть очень интересная традиция украшать новогоднюю елку. А заключается она вот в чем: звуковички достают коробку с игрушками, но игрушки не простые, на каждой игрушке есть задание, игра или забава и только после того как звуковички справятся с заданием или поиграют в игру им разрешается повесить игрушку на новогоднюю елку. Чем больше заданий выполнят, тем больше игрушек смогут повесить на елку. Хотите сегодня попробовать украсить елку таким способом? Тогда начнем!

II этап. Основная часть

  1. Игровое упражнение  «Угадай какой звук» (дети по артикуляции угадывают звуки). Сейчас я «выключу» свой  голос,  а вы догадайтесь, какой звук я произношу? А, У, А, О, И; ОУ, АО…..Как догадался? Какие это звуки? (Гласные). Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь,  тянуть и воздушная струя не встречает преград).
  2. Игровое упражнение «1,2,3 все звуки назови» (с использованием звуковых линеек). Анализ звукового ряда: АУ, ИУА, ОАУИ.
  1. Сколько звуков я произнесла? Какой первый? Какой второй? Какой третий?
  1. Игра «3-ий лишний»  (работа с перфокартами).
  1. Для этой игры вам нужны карточки, посмотрите внимательно,  что изображено на вашей карточке, поднимите руку кто не знает,  что у него изображено? А теперь догадайтесь какая картинка лишняя и почему.
  1. Динамическая пауза с использованием графических моделей.
  1. Я буду сейчас называть слова, будьте внимательны: если услышите в конце слова звук [А], то руки вниз, если звук [О] - руки вверх,  если звук [И] – присесть: ЗИМА, СТЕКЛО, ВЬЮГА, СНЕЖИНКИ, БЕЛО, СТУЖА, НАМЕЛО, САНКИ, КОНЬКИ . Какие это словечки? Зимние)

  1. Звуко-буквенный анализ слов: АУ, УА, ИА (работа в тетрадях).
  1. Откройте тетради и найдите картинку. На картинке кто-то изображен, вам нужно догадаться, кто и что они кричат. Затем сначала записать это слово с помощью кружков,  а затем буквами. Проверка: прочитай что получилось?  

  1. Игровое упражнение «Подари подарки».
  1. Ребята вот мы и украсили нашу елочку. Вам понравилась эта традиция. Но ведь мы знаем,  что еще принято дарить подарки, поэтому мы не отпустим звуковиков без  подарков. Но будьте внимательны: звуковичку по имени А – можно подарить  только тот подарок в названии которого есть звук –[а], У – только тот подарок в названии которого есть звук [у],  О – только тот подарок в названии которого есть звук [О] , И – только тот подарок в названии которого есть звук [и] ( СТУЛ, ЛУК, МАК, ТАНК, ЛИСТ, КИТ, ДОМ, ЗОНТ).

III этап. Заключительная часть. Рефлексия.

  1. Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались,  были внимательны,  справились со всеми заданиями и все вместе украсили елочку. Вам понравилась эта традиция? Что  понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).
  2. Ребята посмотрите возле елочки пусто совсем, как вы думаете кого не хватает. В волшебной стране Звуков принято возле елочки лепить снеговиков. Вот и мы с вами сейчас это сделаем:  Если вам понравилось возьмите веселого снеговика,  а если нет – грустного.
  3. Теперь нам только осталось попрощаться с гостями. Давайте вспомним еще одну  традицию: новогодние пожелания. Что бы вы хотели пожелать нашим гостям. Начните свое пожелание со слов: Я желаю  Вам ….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД кружка «Акварель» Для детей старшей группы с нарушениями речи №5 «Сказочный лес»

Конспект кружкового занятия  с применением нетрадиционной техники рисования: выдувание через трубочку...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением речи на тему «Деревья.Грибы»

Педагог активизирует словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам "деревья", "грибы", закреплет навык образования сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; навык образования формы И...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушениями речи по теме «Моя малая Родина» (с использованием ИКТ)

Цель:Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города Санкт - Петербурга и поселка Понтонный.Педагогический замысел:Формирование лексико-грамматических категорий на материале...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

Методическая разработка.Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с нарушением речи. Игра-занятие « Как хлеб попал на стол».

Методическая разработка. Непрерывная  образовательная деятельность с детьми старшей группы с нарушением речи. Игра-занятие « Как хлеб попал на стол». Технологии: л...

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с нарушениями речи. Автоматизация звука [с].

В конспекте представлены игровые упражнения для автоматизации звука [с] в речи....