Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузина Анна Викторовна

Конспект занятия с использованием разработанных и общепринятых опорных символов и схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»

Разработала

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 119»

Кузина Анна Викторовна

г. Нижний Новгород

2019-2020 уч. г..

Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

 - формировать у детей умение различать гласные звуки.

 Коррекционно-развивающие:

 - развивать у детей звуко-слоговой анализ слов (формировать навык фонематического анализа и синтеза);

 - формировать умение определять позиции звуков в словах;

 - развивать фонематические процессы;

 - закреплять понятие «гласный звук».

Коррекционно-воспитательная:

 - воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга.

Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши.

Вид занятия: фронтальное или подгрупповое

Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С.Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 104 с.

Ход занятия (план)

  1. Организационный момент.

II. Основная часть:

1. Объявление темы занятия;

2. Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: изобразить губами произношение гласных звуков [а, у, и, ы, о]);

3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о];

4. Развитие фонематического слуха (определение последнего и первого звука в словах калина, котлы, весло, утка, ива);

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Связь звуков и букв (поиск букв в разрезной азбуке);

7. Чтение слогов с буквами А, О, У, И, Ы, К (ак, ок, ук, ик, ык, ка, ко, ку, кы, ки);

8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»);

9. Физкультминутка (изображений гласных букв с помощью движений, поз);

10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов;

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и просит отгадать гласные звуки по беззвучной артикуляции.

Дети отгадывают звуки и присаживаются на места.

II. Основная часть:

  1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Ребята, мы с вами уже познакомились с  гласными звуками [а, у, и, ы, о]. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».

Логопед выставляет на доске символы: «Губы» - обозначающий понятие «Звук», «Мальчика, поющего в микрофон» - символ понятия «Гласный звук», и геометрические символы гласных звуков (по Т.А. Ткаченко) (см. Приложение)).

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы «Попробуйте изобразить губами произношение гласных звуков».

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о].

Логопед: «Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?».

Ответы детей.

  1. Развитие фонематического слуха.

Логопед выставляет на магнитной доске картинки калина, коты, весло и просит определить последний звук в словах, в картинках утка, ива – первый звук в словах.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: «А теперь, гимнастика для пальчиков. Давайте изобразим с помощью пальчиков буквы, соответствующие гласным звукам».

  1. Связь звуков и букв.

Логопед: «Я называю звук, а вы найдите соответствующую букву. Давайте повторим разницу между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем».

Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезной азбуке, закрепляют разницу между звуком и буквой в опоре на схему (см. Приложение).

  1. Чтение слогов с буквами А, О,У, И, Ы, К.

Логопед: «К каждой букве А, О, У, И, Ы присоедините букву К, прочитайте слоги (АК, ОК и т.д.). Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте слоги (КА, КО и т.д.)».

Дети выполняют задание.

  1. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»).

Логопед: «Ребята, посмотрите на картинки. Назовите картинку и скажите, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии. Где находится этот звук?».

 Дети называют картинку, определяют позицию гласного звука в слове и с помощью дидактического пособия «Звуковой поезд» ставят фишку красного цвета на 1, 2, или 3 вагон в зависимости от позиции звука (см. Приложение).

Логопед вывешивает на доске схему для слогового анализа и дает опорный символ, обозначающий «Слог» - яблоко и часть яблока: «Ребята, теперь определите, сколько в этих словах слогов и нарисуйте в своих тетрадях слоговую схему» (см. Приложение).

Логопед знакомит детей с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

  1. Физкультминутка.

Логопед: «Давайте немного отдохнем. Изобразите гласные буквы с помощью движений и поз».

Дети выполняют задание.

  1.  Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов.

Логопед: «А сейчас из букв составим слова и прочитаем их».

III. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».

Логопед отмечает ответы детей и хвалит их за проведенное занятие.

Приложение

          Звук                                 Гласный звук                       Слово и слог                                   

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/100325/pub_5d07674f80725f0dfb789dce_5d0e21549952cd00b07c31c1/scale_1200                                                        

Схема для различения буквы и звука -

Звуковой поезд (формирование позиционного звукового анализа)

Слоговая схема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста "Лесная школа"....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ТНР на тему "Дифференциация звуков у-о в словах "

Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто путают наслух гласные звуки о-у. В конспекте представлены игровые методы и приёмы, направленные на развитие фонематических процессов, на дифференциацию гласных з...

Конспект занятия по обучению грамоте №5 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»

Конспект занятия по обучению грамоте №5в подготовительной группе  (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция...