Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Прогулка по городу.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. "Прогулка по городу".Лексическая тема "Наш город"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_progulka_po_gorodu.docx | 91.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ризо Татьяна Александровна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №57 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Прогулка по городу.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
развивать лексико-грамматический строй речи,
совершенствовать навыки фонематического анализа;
совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память,
общеречевые навыки, общую и тонкую моторику, мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества, эмоционально-волевую сферу, любовь к своему городу.
Оборудование:
проектор, презентация с видами города, района, макет трамвая, знаки остановок, билеты на трамвай, схемы для определение места звука в слове,
сюжетные картинки «Весна», «Зима», фланелеграф,
билеты в театр, кукольный театр «Три поросенка», картинки с домами трех поросят и современными, коробочки со строительным материалом (солома, деревянные палочки, камешки, кирпичная крошка), цветные карандаши, пособие «Светофорчики», стульчики по количеству детей, столы.
Предварительная работа:
чтение сказки «Три поросенка»
Ход занятия:
- Организационный момент
ЛОГОПЕД: - Где мы с вами живем в городе или в деревне?
ДЕТИ: - В городе, в Санкт-Петербурге.
ЛОГОПЕД: - А как называется наш район?
ДЕТИ: - Кировский район.
ЛОГОПЕД: - Правильно, нашему району недавно исполнилось 100 лет. Сегодня я приглашаю вас, отправится на прогулку по нашему городу и району.
На чем можно отправится в городе на прогулку?
ДЕТИ: - отвечают
ЛОГОПЕД: - Мы отправимся на трамвае. Вы, конечно видели памятник блокадному трамваю, который установлен не далеко от нашего садика. (показ слайдов)
Раньше вагончик по рельсам возила лошадь, и назывался этот вид транспорта Конка, а теперь в трамвае есть мотор, который работает от электричества. В нашем городе трамвай – один из самых доступных видов транспорта.
- Введение в тему.(Развитие фонематического анализа)
ЛОГОПЕД: - Что надо сделать, чтобы поехать на трамвае?
ДЕТИ: - Купить билет.
ЛОГОПЕД: - Правильно, и еще надо знать маршрут.
Держите ваши билетики. А чтобы занять свои места в трамвае, надо выполнить задание. Я каждому из вас назову слово, а вы должны определить где в этом слове находится звук [р]: в начале, середине или конце слова.
А потом найти место в нашем трамвае с нужной схемой (на стульчиках прикреплены схемы «Место звука в слове»). Слушайте внимательно. Город …, Район …, Театр …, Парк …
Объясни выбор своего места.
ДЕТИ: - Я выбрал это место потому, что в моем слове этот звук [P] в …
- Новая тема
ЛОГОПЕД: - Вы правильно заняли свои места. А может быть, вы уже догадались, куда мы отправимся?
Догадайтесь по значкам, какие остановки мы посетим. (Образование прилагательных от существительных)
ЛОГОПЕД: - Как будет называться наша первая остановка, если она будет в городе?
ДЕТИ: - Городская
ЛОГОПЕД: - Вторая остановка будет в парке, как мы ее назовем?
ДЕТИ: - Парковая.
ЛОГОПЕД: - Третья остановка у театра.
ДЕТИ: - Театральная.
ЛОГОПЕД: - Ну, а на четвертой, последней остановке вас ждет сюрприз, обозначим ее светофором и как назовем?
ДЕТИ: - Светофорная.
ЛОГОПЕД: - Прежде чем ехать давайте составим наш маршрут. (Построение и распространение предложений с заданными словами) Помогите мне. Вспомните, какие слова я вам называла.
1 ребенок: - Город – Мы будем путешествовать по городу на трамвае.
ЛОГОПЕД: - Молодец. Дальше дети повторяют уже сказанное и добавляю свое предложение.
2 ребенок: - Район – Мы будем путешествовать по нашему городу в Кировском районе.
И так далее.
ЛОГОПЕД:- Молодцы, у нас получился целый рассказ о нашем маршруте. (Мы будем путешествовать по нашему городу в Кировском районе. Потом погуляем в парке и пойдем в театр.)
Кто может повторить его весь?
ДЕТИ: - повторяет один ребенок.
ЛОГОПЕД: - И так отправляемся в путь.
- Координация речи с движениями
Мы в трамвайчик дружно сели. | сели ровно, руки на колени |
И в окошки посмотрели. | повороты головы вправо – влево |
Колокольчик прозвучал. | кистью правой руки «позвенели» |
И трамвайчик побежал. | руками имитируют движения колес |
- Остановка №1
ЛОГОПЕД: - Остановка первая Городская. Пока мы ехали вы смотрели в окно, что же вы там видел? Подойдите сюда и давайте посмотрим. (показ слайдов) Игра «Один – много» (словоизменение)
ДЕТИ: - Магазин
ЛОГОПЕД: - В нашем городе один магазин?
ДЕТИ: - В нашем городе много магазинов.
Далее идут мост, фонтан, памятник, фонарь, река, улица, парк.
ЛОГОПЕД: - Молодцы! Вы много всего увидели. Поехали дальше, занимайте свои места. Ручки приготовили.
- Пальчиковая гимнастика
Город – это улицы, | Одноименные пальцы «здороваются» |
Проспекты и дома. Площади, музеи, Парков тишина. | Сжимание – разжимание кулаков |
Блеск огромных стекол Праздничных витрин | Круговые движения вертикально поднятыми руками в одну и в другую сторону |
Быстрое движение | Руками имитация бега. |
Прохожих и машин. | Указательный и средний пальцы побежали по коленям. |
(Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет)
Г. Османова, Л. Позднякова)
- Остановка № 2.
ЛОГОПЕД: - Вторая остановка – Парковая. Выходим из трамвая у парка.
Посмотрите, вот здесь лежат картинки. Выберите те, которые подходят к нашему времени года.(Составление рассказа с опорой на картинки. Развитие зрительного внимания, логики и мышления.) Почему вы выбрали именно эти картинки?
ДЕТИ: - На них нарисована весна, а на других зима.
ЛОГОПЕД: - Давайте разложим картинки по порядку и составим не большой рассказ о весне. (Дети раскладывают картинки, составляют предложения.)
ДЕТИ: - Наступила весна.
Пригрело солнце.
Растаял снег.
Побежали ручьи.
Дети пускают кораблики.
ЛОГОПЕД: - Давайте все предложения соберем в рассказ. Кто может повторить?
ДЕТИ: - рассказывают.
ЛОГОПЕД: - Замечательный рассказ у вас получился. Поехали дальше, занимайте свои места. Какая у нас следующая остановка?
ДЕТИ: - Театральная.
ЛОГОПЕД: - Пока мы едем, я расскажу вам один секрет. В театре, после выступления актеров все зрители хлопают, чтобы поблагодарить их. Давайте и мы подготовим ладошки к аплодисментам.
- Пальчиковая игра.
Есть у нас игра такая, | Фонарики |
Вот ладошка, | Показывают правую ладонь |
Вот другая. | Показывают левую ладонь |
Вместе хлопнем подружней Чтобы стало веселей. | Хлопки в ладоши. |
- Остановка № 3
ЛОГОПЕД: - Приехали, выходите. Что нужно иметь, чтобы посмотреть сказку в театре?
ДЕТИ: - Билет.
ЛОГОПЕД: - Точно! Вот ваши билеты. Посмотрите, что на них нарисовано?
ДЕТИ: - Поросята, волк.
ЛОГОПЕД: - Вы догадались, какую сказку показывают в театре?
ДЕТИ: - Три поросенка.
ЛОГОПЕД: - Занимайте места в зрительном зале согласно вашим билетам.
Вы помните, что поросята в этой сказке строили дома? Посмотрите, что лежит в этих коробочках. (Раздать коробочки с соломой, деревянными палочками, камешками, кирпичной крошкой)
Что лежит у вас в коробочках?
ДЕТИ: - отвечают.
ЛОГОПЕД:- Давайте вспоминать, какие дома были у поросят. (Образование прилогательных)
У Нуф-Нуфа был дом из соломы, какой дом? (прикрепить картинку на флалелеграф)
ДЕТИ: - Соломенный.
ЛОГОПЕД: - У Ниф-Нифа дом из деревянных веточек и бревнышек, какой дом? (прикрепить картинку на флалелеграф)
ДЕТИ: - Деревянный.
ЛОГОПЕД: - А у Наф-Нафа из камней…(прикрепить картинку на флалелеграф)
ДЕТИ: - Каменный.
ЛОГОПЕД: - А какие дома строят в нашем городе? (прикрепить картинку на флалелеграф)
ДЕТИ: - Кирпичные.
ЛОГОПЕД: - А если дом построен из панелей, он какой? (прикрепить картинку на флалелеграф)
ДЕТИ: - Панельный.
ЛОГОПЕД: - Молодцы, а хотите поучаствовать в репетиции спектакля?
ДЕТИ: - Да!
ЛОГОПЕД: - Подходите сюда. (Одеваем маски персонажей. Имитация движений и эмоций персонажей)
С начала волк – спал. Покажи, как волк спал. Он крепко спал и даже храпел во сне. Молодец!
А поросята веселились, как они веселились и хрюкали. Покажите, пожалуйста, это. Они так шумели, что разбудили страшного, голодного волка.
Изобрази страшного и голодного волка, испугай поросят, повой как волк.
Поросята испугались, задрожали от страха.
В конце сказки поросята прогнали волка и снова стали веселыми. Ребята покажите радостных поросят.
Молодцы, спасибо. Вы хорошие артисты. Давайте похлопаем себе.
Вам понравилось играть в театре? А кем бы вы хотели быть на следующей репетиции этой сказки?
ДЕТИ: - отвечают.
ЛОГОПЕД: - Хорошо! Но нам пора ехать дальше, нас ждет последняя остановка.
- Координация речи с движениям
Мы в трамвайчик дружно сели. | сели ровно, руки на колени |
И в окошки посмотрели. | повороты головы вправо – влево |
Колокольчик прозвучал. | кистью правой руки «позвенели» |
И трамвайчик побежал. | руками имитируют движения колес |
- Остановка №4 Рефлексия. Итог занятия.
ЛОГОПЕД: - мы приехали на Светофорную остановку.
Проходите, садитесь за столы. Мы совершили прогулку по городу, и я хотела бы узнать понравилась ли вам. У меня есть веселые светофорчики, и я прошу вас аккуратно закрасить один из глазков светофора. Если наша прогулка вам понравилась, раскрасьте зеленый глазок, если вам задания показались сложными - то желтый, ну а если было грустно на прогулке – то красный.
Дети выполняют задание.
ЛОГОПЕД: - Объясните свой выбор. Что тебе понравилось больше? Какое задание показалось трудным? Молодцы! Картинки города возьмите с собой и остальное раскрасите после сна, а завтра покажите мне, что у вас получилось.
Вот и закончилась наша прогулка. Давайте попрощаемся с нашим трамвайчиком.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Прогулка в лес»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«Прогулка в лес»...