Коррекционные упражнения
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи, лексического строя, синтаксического строя, связной речи для ученика с ОНР, автоматизация звук З.
Тема « Зима»
(отрывок из стихотворения А. С. Пушкина)
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Упражнения на развитие звуковой культуры речи
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Цель: Развивать речевое дыхание, речевой слух, слуховое внимание, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук З во фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать умение говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.
1 Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
«Услышишь — хлопни».
Ход игры. Взрослый произносит ряд слов ( зима, снежинки, снеговик, звезды, санки, варежки, узоры, лыжи, мороз ) ребенок с закрытыми глазами, услышав звук «З», хлопает в ладоши.
2 Дыхательное упражнение «Снегирь»
Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.
Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.
На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.
Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.
Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.
Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.
Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.
Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.
Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.
Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.
Следить за четким произношением фраз на одном выдохе.
3 Чистоговорки
За – за – за – за
Прибежала к нам коза!
Зы – зы – зы – зы
Ой, беда у той козы!
Зо – зо – зо – зо
Не поют козлятя «Зо!»
Зу – зу – зу – зу
Надо выручить козу!
4 Скороговорки со звуком «З»
Зажглась зеленая звезда...
Запустят звездолет туда.
(Е. Благинина)
В звезде найдешь ты букву "з",
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С.Маршак)
5 Попевки
Я на горку заберусь (мелодия идет поступенно вверх)
И на саночках скачусь(мелодия идет поступенно вниз)
Я на горке стою ( распевание на одном звуке)
Звонко песенки пою
Зябнут щечки, зябнет нос,
Коченеют ручки.
Ай, мороз, мороз,мороз,
Брось такие штучки.
6 Загадки (Сохраняем зимнюю тематику и присутствие звука «З» во всех упражнениях)
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
( Мороз)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинки)
Упражнения на развитие лексического строя речи:
Цель: Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, активизация словаря по теме «зима». Формировать практические навыки правильного изменения глаголов по временам. Развивать навыки связной речи.
1 Работаем с текстом.
-Какое время года описано в стихотворении ? (зима)
- а какое явление природы описывает автор? (буря)
-Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?
2 развиваем лексический строй речи , обращаясь к Толковому словарю В. Даля.
МГЛА ж. помраченье воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным;
3 Объяснение приема сравнения
-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;
С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;
С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
-Как вы думаете , зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)
- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.
-Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, в этом ему помогает и звук «З» произношение которого мы сегодня закрепляем.
Давайте найдем и прочитаем такие слова правильно произнося звук «З»
(«зверь», «завоет», «заплачет» «зашумит», «запоздалый», «застучит»)
- 4 Закрепление понятия о глаголе
Изменение глаголов по временам
Игра “Какое время?”
Закрепление понятия о времени глагола, умения определять и изменять время глагола. (с начало в прошедшее время, затем в будушее. )
Что бывает зимой?
Идет снег.
Светит солнышко.
Дует ветер.
Падают снежинки.
Кружит вьюга.
Упражнения на развитие синтаксического строя речи
Цель: учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать полным ответом
на его вопросы, высказываться в присутствии других детей - составлять связные предложения, слушать друг друга.
-Я люблю кататься на роликовых коньках. А могу я на них кататься зимой?
(Нет)
А прчему
(Потому что все дороги покрыты снегом и льдом.)
- Я приготовила еще одну загадку.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ... (лыжи)
- А на лыжах мы можем зимой кататься?
(Да)
А в какие еще зимние игры мы можем играть?
(Мы можем кататься на кониках.
Играть в снежки. Кататься с горки на санках.)
-И почему мы можем играть в них зимой?
( Потому что зимой много снега.)
- Давайте теперь вспомним с вами как выглядит буква «З»
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем, какие они.
- В гости к зиме пришли животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же пришёл.
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
- Кто это?
(Это зебра)
- Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.
([З’]-зебра)
- Назовите выделенный звук..(Это [з’])
- Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?
(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)
- Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.
(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).
- Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.
(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
- Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?
(Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)
б) Скажите, ребята, где живёт зебра?
(Зебра живёт в Африке.)
- Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.
Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.
- Что это?
(Это зонт)
- Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.
([з]-зонт)
- Назовите выделенный звук.
(Это [з])
- Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)
- Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?
(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)
- Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?
(Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
- Итак, что узнали о звуке [з]?
(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)
- Итак, мы узнали какие они [з] и [з’].
Упражнения на развитие связной речи.
Цель: Дети учатся отвечать на вопросы полным ответом, составляют сами предложения. Научиться составлять описательный и сюжетный
рассказы на предложенную тему. Развитие связной речи на основе отображения увиденного (рассказ по картинке).
- Составление пересказа (возможные варианты)
-по предложенным картинкам
-краткий пересказ
-пересказ по вопросам;
- Домашнее задание:
Выразительно выучить стихотворение наизусть.
Список литературы
- 1 Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2005
- 2 Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
3 Картушина М.Ю. Музыкально-хоровая работа в детском саду.
4 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-8 лет.
- 5 Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи
- 6 Толковый словарь В. Даля
7 Коррекция нарушений речи . Т. Б. Филичева Г. В. Чиркина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Коррекционные упражнения"
С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют все дольше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно двигательного аппарата. Эти упражнения для профилактики подобных нарушений пригодятся и ...
Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики
Вашему вниманию представляю подборку игр и заданий для развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук. Задания подобраны в соответствии с лексическими темами в в группах компенсирующей направл...
«Использование релаксационных и коррекционных упражнений экологического содержания для снятия негативных проявлений у детей»
Данная проблема определила цель: важно научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, для формирования эмоциональной стабильности. Поэтому так важно в работе с дошко...
Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи
Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи...
Комплекс № 1. "Коррекционные упражнения при плоско-вальгусной деформации стоп и Х-образной деформации коленных суставов"
Внимательно посмотрите на постановку стоп вашего ребенка. Если стопы развернуты наружу и ортопед ставит вам диагноз "плоско-вальгусная деформация стоп", тогда этот комплекс для вас и вашего ребенка. В...
Коррекционные упражнения в системе закаливающих мер
Коррекционные упражнения в системе закаливающих мер...
Коррекционные упражнения
Предлагаю Вашему вниманию комплекс упражнений для развития одновременно нескольких функций.Упражнения разработаны не мной, но я с удовольствием использую их в своей практике, они апробированы, некотор...