Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики
материал на тему

Лабутина Елена Владимировна

Вашему вниманию представляю подборку игр и заданий для развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук. Задания подобраны в соответствии с лексическими темами в  в группах компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnye_zanyatiya.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

   

                   


Лексическая тема


Упражнения и задания



Детский сад


  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
  2. "Найди и положи такой же" – разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
  3. "Нарисуй клубочки от точки" методом «наращивания", не отрывая карандаш от бумаги.
  4. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
  5. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
  6. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.







Игрушки


  1. "Собери пирамидку"
  2. "Мячи для котят" – лепка из пластилина.
  3. "Что спряталось в комочке?" – разглаживание бумажных  комочков с контурным изображением игрушек с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
  4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
  5. "Определи на ощупь" – "чудесный мешочек", "сухой бассейн". Какая игрушка спряталась?
  6. "Матрешки разбежались" – собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
  7. "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из 4 – 6, затем из 8  и 10 – 12 частей.
  8. "Узнай, что это?" – после предварительного просмотра определить на ощупь из какого материала (наждачная бумага, крупа, песок) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
  9. "Маленький конструктор" – выложить по контуру любимую игрушку из цветных палочек; геометрических фигур.
  10. "Мастерская" – изготовление игрушек из природного материала; методом аппликации из ткани.
  11. "Чудеса из бумаги" – изготовление игрушек методом "оригами".
  12. "Кукла-самоделка" – изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
  13. "Чудесный мешочек" – на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (резиновая, пластмассовая, железная, деревянная).






Овощи, фрукты


  1. "Собираем урожай" – лепка разноцветных шариков из пластилина. – "Что это?" (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
  2. "Сложи картинку" из 4-х частей.
  3. "Строим забор" из счетных палочек – закрепление знаний о цвете и размере.
  4. "Найди вторую половинку" – разрезные картинки.
  5. "Чудесный мешочек" – овощи и фрукты определить на ощупь.
  6. "Сушка овощей" – двойные трафареты развесить на веревке.
  7. "Дары осени", "Собираем урожай" или "Ждем гостей" – лепка из пластилина овощей и раскладывание их на блюде.
  8. "Большая и маленькая тарелочки" – выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
  9. "Что здесь спряталось?" – разглаживание смятых комочков из бумаги.
  10. "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
  11. "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
  12. "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
  13. "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.
  14. Натюрморт "Дары осени" – обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
  15. "Узнай, что это?" – определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  16. "Что выросло на грядке?"  или "Пластилиновые жгутики" – выкладывание овощей и фруктов пластилиновым жгутиком по контуру.
  17. "Волшебные рисунки" – рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
  18. "Ножницы потерялись" – обрывание овощей из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме (огурец – из зеленого прямоугольника, морковь – из оранжевого треугольника и т.д.).
  19. "Красивая ваза для овощей" – заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.
  20. "Дары осени" – обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.)
  21. "Поможем бабушке" – сортировка фасоли и гороха.
  22. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.






Деревья и кусты


  1. "Осенний лист" – обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
  2. "Собери листочек" – складывание картинки, разрезанной на четыре части.
  3. "Листопад" – лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
  4. "Красивые листочки" – обводка трафаретов листьев клена, дуба (трафареты из ватмана) штриховка и раскрашивание цветными карандашами по устной инструкции.
  5. "Сложи лист" – складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей, далее из 8 – 10 частей.
  6. "Такие разные деревья" – обводка трафаретов деревьев разного размера.
  7. "Нарисуй дерево ниткой" – выкладывание веток дерева нитками, приклеенными к стволу.
  8. "Каждому листочку – свое место"  - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
  9. "Деревья" – выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная – ствол, несколько тонких, коротких – ветки).



Перелетные водоплавающие птицы


  1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
  2. "Сухой  бассейн" – найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
  3. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы их 3 частей (голова, туловище, лапки); из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).
  4. "Птичьи следы на песке" – рисуем на песке пальчиками.
  5. "Птицы собираются в стаи" – "рассадить" (развесить по линии сгиба) "птиц" по веткам, используя двойные трафареты.
  6. "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
  7. "Сделай, как я" – выкладывание контура птицы из палочек по образцу.
  8. "Птички клюют" – имитация процесса клевания зерен каждым из пальцев и всеми одновременно на песке.
  9. "Это птичка" – обводка трафарета из толстого картона.
  10. "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
  11. "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
  12. "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
  13. "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
  14. "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  15. "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
  16. "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
  17. "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
  18. "Маленький художник"" – обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз).
  19. "Чудесное дерево" – заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
  20. "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
  21. "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).







Семья


  1. "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
  2. "Что купила мама?" – найти овощи и фрукты в "сухом бассейне".
  3. "Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке".
  4. "Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке".
  5. "Научим дочку шнуровать ботинки".
  6. "Для кого подарок?" – чудесный мешочек.
  7. "Это человек" – обводка трафарета человека.
  8. "Маленький конструктор" – выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
  9. "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
  10. "Мамины помощники" – навешивание прищепок на веревку.
  11. "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
  12. "Сортировка таблеток" – кружочки из картона разложить по цветам и размерам.
  13. "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
  14. "Угощение к чаю" – лепка угощений из теста: бабушке – бублик, дедушке – пряник, детям – блины и оладушки.
  15. "Маленькие художники" – обводка трафаретов девочки и мальчика из альбомной бумаги и их раскрашивание.
  16. "Моя семья – выкладывание "семьи" из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
  17. "Одежда для куклы" – обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
  18. "Узнай, кто это?" – после предварительной беседы определение на ощупь фигурок "взрослых" и "детей" по плоскостным трафаретам.
  19. "Угадай, сколько нас в семье?" – ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной  бумаги.
  20. "Маленький скульптор" – лепка из пластилина фигуры человека.
  21. "Иллюстрация к сказке "Три медведя" – выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
  22. "Кто спрятался в комочках?" – разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего - синего.
  23. Коллективная работа "Большая семья на отдыхе" – обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т.п.).
  24. "Ножницы потерялись" – собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
  25. Изготовление пособия "Где мама, где дочка?" – готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
  26. "Ловкие пальчики" – выгибание из проволоки деталей и выкладывание из них двух фигур человека – большой и маленькой. Закрепление понятий: мама – дочка, бабушка – внучка, дядя – племянник.
  27. "Маленький конструктор" – выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
  28. "Бабушкины помощники" – перемотать нитки на катушку с клубочка. Закрепление  понятий: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки.
  29. "Маленький художник" – рисование на песке разными пальцами членов семьи.
  30. Коллективная работа "Большая семья" – лепка фигуры человека с  соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.



Предметы туалета


  1. "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
  2. "Это человек" – обводка трафарета (из картона, из папиросной бумаги) фигуры человека.
  3. "Кто это?" – обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
  4. "Красивые наряды" – обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
  5. "Маленький художник" – рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
  6. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
  7. "Ловкие ручки" – завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
  8. "Взрослые и дети" – выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение – изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геометрические фигуры – большие и маленькие.






Одежда

 и обувь


  1. "Что у кого?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением одежды и обуви с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
  2. "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
  3. "Ловкие ручки" – шнуровка, застегивание пуговиц, липучек, молний.
  4. "Помоги развесить одежду" – двойные и одинарные трафареты одежды (одинарные прикрепляют – прищепками).
  5. "Подбери пуговицы по цвету".
  6. "Сушка белья" – пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
  7. "Найди пару" – в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
  8. "Недошитое платье" – "пришить" к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
  9. "Разрезные картинки " – собирание картинок с предметами одежды, обуви из 6-8 частей.
  10. "Обведи и раскрась" – обводка трафаретов платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
  11. "Художник-модельер" – обводка трафарета манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
  12. "Платье в горох" – подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
  13. "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
  14. "Бабушкины помощники" – сматывание толстых ниток в клубок.
  15. "Клубочки для носков" – рисование клубочков фломастерами, закрепление понятий цвета.
  16. "Украшаем платье" – продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.
  17. "Теплая меховая одежда" – обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  18. "Пластилиновые жгутики" – обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
  19. "Ножницы потерялись" – обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  20. "Маленький модельер" – конструирование предметов одежды из геометрических форм; из различных готовых деталей.
  21. "Красивая одежда" – обводка трафаретов одежды и  заполнение объема мелкими готовыми геометрическими фигурами или клочками бумаги по методу цветной мозаики.
  22. "Красивый сарафан в белый горох" – приклеить белые кружочки по всему  трафарета сарафана.
  23. "Модельер" – собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя название деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.
  24. "Маленькие ткачи" – работа на станке: плетем ткань для одежды.
  25. "Вижу руками" – определение на ощупь вида ткани: шерстяная, фланель, хлопчатобумажная.
  26. "Маленький художник" – обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
  27. "Краски потерялись" – заполнение объема трафарета любых предметов одежды и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
  28. "Ножницы потерялись" – обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики0.
  29. Иллюстрация к сказке "Мальчик с пальчик" – выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) для великана, другой (маленький0 – для мальчика.






Мебель


  1. "Это мебель" – выкладывание из палочек стола и стула.
  2. "Волшебные жгутики" – выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
  3. "Собери, как было" – сложить полотно ткани из лоскутков ( по принципу разрезных картинок).
  4. "Догадайся, что спрятано в комочке?" – разглаживание смятых комочков бумаги.
  5. "Это мебель" – обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
  6. "Мебель для гостиной" – выкладывание из палочек шкафа, дивана.
  7. "Покрывало" – сложить полотно из 6 – 8 лоскутков.
  8. ""Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
  9. "Комната для кукол" – выкладывание из палочек "жилой комнаты" (свободное творчество).
  10. "Вижу руками" – определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
  11. "Маленький художник" – рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.







Посуда


  1. "Красивая чашка в горох" - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.
  2. "Ловкие ручки" – закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
  3. "Склеим чашку" – собрать картинку чашки из 4 частей; собрать трафарет чашки, разрезанной на 6-8 частей.
  4. "Тарелочки для кошки, мышки и для себя" – рисование  по методу "клубочка" тарелок разного размера и цвета.
  5. "Чайная пара" - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветных точками.
  6. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание посуды по контуру  пластилиновыми жгутиками.
  7. "Разноцветная ваза" – заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу цветной мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
  8. "Маленький гончар" – обрывание бумаги по контуру чашки и раскрашивание её.
  9. "Разноцветная мозаика" – выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.
  10.  "Вижу пальцами" – определение на ощупь предметов кукольного сервиза, их зарисовка.
  11. "Краски потерялись" – заполнение трафарета вазы пластилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).




Пища


  1. "Печенье из манки" – посыпать манкой различные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, предварительно намазанные клеем.
  2. Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
  3. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
  4. "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
  5. "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
  6. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
  7. "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
  8. "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
  9. "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
  10. "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
  11. "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.











Зимующие

птицы


  1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
  2. "Сухой  бассейн" – найди корм для голубя (фасоль).
  3. "Разрезные картинки" – складывание картинки птицы из 6-8; 10-12 частей.
  4. "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
  5. "Угощение для птиц" –  отщипывание маленьких комочков пластилина, скатывание их двумя пальцами в шарик и складывание их на кормушку.
  6. "Кто чем питается?" –  сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  7. "Покорми синицу и голубя" – сортировка семечек и горошин.
  8. "Птицы хотят пить" – работа с водой и пипеткой. "Синице и воробью поровну капелек, вороне столько же и еще 3".
  9. "Кто спрятался под листочком?" – подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет, какого предмета находится под бумагой в форме листика.
  10. "Волшебная птица" – выкладывание из мозаики птицы по представлению.
  11. "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
  12. "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
  13. "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
  14. "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
  15. "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  16. "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
  17. "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
  18. "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
  19. Коллективная работа "Птицы на кормушке" – дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый "ставит" свою птицу на общую кормушку.
  20. "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
  21. "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
  22. "Ворона или воробей" – определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
  23. "Что это?" – определить на ощупь и объяснить, где геометрическая  фигура, где силуэт птицы.
  24. "Маленький конструктор" – складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
  25. "Угостим птиц рябиной" – бумажный прямоугольник ("кормушку") намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в "кормушку".
  26. "Красивый голубок" – трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.









Домашние животные и

их детеныши


  1. "Собери картинку" – разрезанные картинки из 4-6; 10-12 частей.
  2. "Нарви молодой травки для кроликов" – мелко порвать зеленую бумагу.
  3. "Кто где живет?" – называние выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
  4. "Животные хотят пить" – "мамам" наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, "детенышам" капаем пипеткой.
  5. "Клубочки для котят" – рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
  6. "Найди пару" – разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: "Где собака? А у кого щенок?" и т.д.
  7. "Кто это?" – определение на ощупь ("чудесный мешочек", трафареты из наждачной бумаги).
  8. "Собака Жучка с сыном – щенком Пушком" – лепка из пластилина.
  9. "Маленький конструктор" – выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
  10. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание по контуру  пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
  11. "Маленький конструктор" – выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).
  12. "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
  13. "Напою всех" – строительство "колодца" из палочек или спичек.
  14. "Я – ягненок, ты – козленок" – заполнение объема трафарета домашних детенышей клочками цветной бумаги (по методу цветной мозаики) или наклеивание комочков ваты на трафарет.
  15. "Любимая игра" – делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток; уточняем понятия: намотай, размотай, перемотай, домотай.




Дикие животные и

их детеныши


  1. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь резиновые игрушки; мелкие игрушки.
  2. "Выложи медведя из геометрических фигур".
  3. "Подарок для белочки" – собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
  4. "Кто это?" – крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где "мама", где "детеныш".
  5. "Ежи и ежата" – втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.
  6. "Подарок для мышек и мышат" – сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
  7. "Собери семью" – наложить на контур соответствующий трафарет животного".
  8. "Кто пришел?" – рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
  9. "Чтобы Мишке было теплее" – мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку "в берлоге".
  10. "Обведи и раскрась" – обвести фигурку животного (картонный трафарет) и раскрасить ее.
  11. "Маленький конструктор" – выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных размеров и цветов (медведь и медвежонок, бурый (коричневый) и белый); животного с детенышем.
  12. "Угощение для зайцев" – лепка мелкой, крупной моркови.
  13. "Угощение для белочки" – лепка орешков и грибов.
  14. "Разрезные картинки" – складывание картинки дикого животного из 6-8; 10-12 частей.
  15. "Семья ежей" – туловище лепим из пластилина, иголки – из семечек.
  16. "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок диких животных, изображенных на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
  17. "Кто где живет?" – обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  18. "Маленький конструктор" – выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал – туловище,  4 маленьких овала – лапы, круг - голова, 2 полукруга - уши).
  19.  "Картинки из яичной скорлупы" – измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
  20. "Оленьи рога" – выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
  21. Коллективная работа "У зайчонка день рождения" – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу цветной мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
  22. "Вижу руками" – определить на ощупь, какие дикие животные изображены на картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
  23. "Рисуем пальцами" – рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
  24. "Мой медведь" – выкладывание медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру или выгибание из проволоки (по выбору ребенка).
  25. Коллективная работа "Дружная семейка" – обрывания из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист бумаги.
  26. "У кого шуба теплее?" - заполнение объема трафарета дикого животного или его детеныша клочками цветной бумаги по методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
  27. "Вкусное угощение" – выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) "угощения" для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
  28. "В дупле у белочки" – посчитать, сколько и каких предметов (грибов, орехов, шишек) находится в "чудесном мешочке" и нарисовать их в альбоме.
  29. "Пополним запасы белки" – выгибание из проволоки объемных контуров "орехов", "грибов".






Животные жарких стран


  1. "Рисуем без красок" – у каждого ребенка по 2 трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое лесное животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а животное жарких стран – шерстяной ниткой.
  2. "Видим руками" – определить на ощупь и назвать животное, описать его. Рассказать, из какого материала сделана игрушка; чем заполнен объем плоскостного трафарета.
  3. Коллективная работа "Кто, где живет?" – каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист к месту обитания животного.
  4. "Зоопарк" – на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами – зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).







Зима

Елка


  1. "Снегопад в лесу" – на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
  2. "Лепим снежки большие и маленькие" – сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  3. "Снежная баба" – лепка из пластилина.
  4. Коллективная работа "Зимний пейзаж" – предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: "Поставь высокое дерево слева, низкое – справа".
  5. "Построим горку для зверюшек из "снежных комков" – изготовление снежных комков из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
  6. "В лесу родилась елочка"  - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
  7. "Пластилиновые жгутики" – выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  8. "Снеговик" – заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговики.
  9. "Зимнее дерево" – выкладывание дерева из спичек.
  10. "Сказочный иней" – обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
  11. "Снег идет" – наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
  12. Коллективная работа "Зимняя сказка" – обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изображения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.
  13. Коллективная работа "Зимний пейзаж" – на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезанными голубыми нитками, облака – комочками ваты, снег – манной крупой, горку – растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гуашью; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги предварительно намазывается клеем).
  14. "Скоро Новый год" – изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.



Мамин

 праздник


  1. "Рисуем цветы" – рисование цветов на песке.
  2. "Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички" – лепка из пластилина.
  3. "Поздравительная открытка" – изготовление открытки (вырезание по контуру цветов и наклеивание).
  4. Изготовление поздравительной открытки "Ветка мимозы" – на листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т.п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
  5. "Красивая ваза" – заполнение объема трафарета вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
  6. "Тюльпаны" – чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами.













Профессии


  1. Строитель. "Построим дом из кубиков". Игра "Кто в домике у тебя живет?".
  2. Продавец. "Оторви чек" – отрываем клочки бумаги от  полоски.
  3. "Витаминный завод" – лепим "витамины" из пластилина и складываем в коробочки.
  4. Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
  5. Шофер. "Собрать машинку из геометрических фигур".
  6. Воспитатель. "Игрушки. Разрезные картинки из 4 частей".
  7. "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
  8. "Сортировка таблеток" кружочки из картона разложить по цвету и размеру.
  9. "Вот так дом!" – выкладывание на столе дома из цветных палочек.
  10. "Я – строитель" – выкладывание из палочек, спичек контура          2 – 3-этажного дома
  11. "Бланки для рецептов" заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).
  12. "Лечим дочку" – работа с пипеткой и водой (накапать по две капельки в стаканчики).
  13. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
  14. "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
  15. "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
  16. "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
  17. "Строители" – выкладывание дома из цветной мозаики.
  18. "Фармацевт" – заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
  19. "Врач окулист" – выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
  20. "Скульптор" – лепка предмета из пластилина по выбору ребенка.
  21. "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины "деталей машины": два прямоугольника, два круга и собираем "машину" из деталей (выкладывание на столе).
  22. "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
  23. "Ткач" – плетение коврика из полосок цветной бумаги.
  24. "Ткачи" – работа на "ткацких станках".
  25. "Воспитатель" – научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
  26. "Витаминный завод" – вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
  27. "Это нужно врачу" – изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
  28. "Продавец – покупатель" – чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в "Магазин" методом оригами.
  29. "Учитель" – вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.











Весна


  1. "Следы от капели" – на манке пальчиками ставим точки.
  2. "Потекли ручейки" – рисование пальцами ручейков на песке.
  3. "Солнце светит ярко-ярко" – выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  4. "Солнце светит и греет" – выложить из спичек солнце с лучами.
  5. "Кто скорее проснется от зимней спячки?" – разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  6. Соревнование "Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?" – работа с бумагой. "Лепка снежных комков" путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
  7. "Заплакали сосульки" – работа с водой и пипеткой.
  8. "Волшебная капель" – пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
  9. "Весеннее солнышко" – обрывание их готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
  10. "Почки распускаются" – отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
  11. "Готовим саженцы" – выкладывание дерева с корешками из палочек разной толщины.
  12. "Весенний луг" – работа на "ткацких станках" зелеными нитками.
  13. "Ловкие ручки" – выгибание из проволоки "лепестков" (овалов) и "сердцевины" (кружка) ромашки; составление цветка.
  14. "Первые проталины" – на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль ("снег"); узкие полосы – "проталины".
  15. "Сосулька плачет" – "сосульку" получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под "сосулькой" из пипетки капаем капельки воды на ровном расстоянии друг от друга.
  16. "Весенний пейзаж" – вырезать листочки и наклеить на деревья, нарисованные на большом листе бумаги. "Трава" – зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев. "Цветы" – смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на "траву".


Перелетные

птицы


  1. "Червячки для грачей" – лепка из пластилина.
  2. "Поможем птицам" – устелить "гнездо" мелкими клочками из ваты.
  3. "Напоим птиц" – работа с водой и пипеткой.
  4. "Грачи прилетели" – на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина  и стекой наносим точки – следы грачей.
  5. "Корм для птиц" – сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
  6. "Подкормим птиц" – сортировка гороха и семечек подсолнуха.
  7. "Удобный дом" – после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
  8. "Посчитай птиц на кормушке" – определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
  9. "Такие разные птицы" выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
  10. "Птицы откладывают яйца" – лепка из пластилина "птичьих яиц" разной величины.
  11. "Не ошибись" – после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, грач, кукушка).
  12. "Птица с птенчиком" – обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
  13. "Домик для скворца" – выкладывание из спичек по принципу "колодца".
  14. "Домик для птиц" – вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
  15. "Игрушечное тесто" – лепка фигурок птиц из соленого теста.
  16. "Волшебные птицы" – выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.









Транспорт


  1. "Что там?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса и машины.
  2. "Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
  3. "Грузим камушки в грузовик" – камушки рассыпаны по ковру.
  4. "Проехала машина" – рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
  5. "Автомобиль" – обводка трафарета машины и раскраска.
  6. "Сборка автомобиля" – разрезная картинка из 4, 6-8 частей.
  7. "Сложи картинку" – разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
  8. "Сборка грузовика" – собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
  9. "Сборка грузовика" – заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
  10. "Пластилиновые жгутики" – выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру; по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).
  11. "Что спряталось в комочке?" – разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребенка.
  12. "Вижу руками" – определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.).
  13. "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).





Город

Урал

Россия


  1. "Строим дом из кубиков".
  2. "Строим высотный дом " – работа со строительным материалом.
  3. "Мой дом" – работа со строительным материалом на полу или на столе. Строительство домов разной этажности.
  4. "Выложи дом из цветных геометрических фигур".
  5. "Кто в домике живет?" – найти фигурки в "сухом бассейне".
  6. "Построим наш детский сад" – построить после объяснения          2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
  7. "Посчитай окошки на ощупь" – посчитать на трафарете количество окон.
  8. "Это дом" – выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
  9. "Дома на песке" – нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
  10. "В городе идет дождь" – работа с водой и пипеткой.
  11. "Строим дом" – выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).
  12. "Волшебные окна" – вставить в "окно" "стекла" нужной формы и размера (10 образцов).
  13. "Сосчитай, сколько этажей" – определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх);  обводка трафаретов и штриховка "под кирпич".
  14. "Строители" – выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).
  15. "Маленький архитектор" – выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
  16. "Вижу руками" – определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количества этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
  17. "Подарки для малышей" – поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать песком или крупой для определения на ощупь (большой дом или маленький).
  18. "Зрительный диктант" – выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)











Весна

Труд


  1. "Определи на ощупь" – трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
  2. "Чудесный мешочек" – определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
  3. "Покатай, покатай" – катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
  4. "Почини инструменты" – собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
  5. "Почини инструменты" – найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
  6. "Посадка фасоли" – дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  7. "Закрути бутылочки" – закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  8. "Кто больше соберет фасоли?" – собрать фасоль с ковра.
  9. "Сортировка семян" – рассортировать семечки и горох.
  10. "Едем на дачу" – собрать грузовик из геометрических фигур.
  11. "Строим дачный дом" – пластмассовый строительный набор.
  12. "Дорожка" – выкладывание дорожки из геометрических фигур на столе.
  13. "Удобный инструмент" – обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой, ниткой.
  14. "Собери инструменты" – выкладывание из больших палочек орудий труда по образцу.
  15. "Красивые инструменты" – обводка трафаретов инструментов и закрашивание, или заполнение их объема маленькими кружочками от дырокола.
  16. "Полное ведерко" – работа с пипеткой.
  17. "Ловкие ручки" – упражнение в шнуровке.
  18. "Орешек-художник. Что получилось?" – катание грецкого ореха по влажному песку.
  19. "Моя грядка" – на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и "посадить " горох.
  20. "Изготовление граблей" – выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
  21. "Ножницы потерялись" – изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру (топор, лопата, молоток).
  22. "Волшебные рисунки" – рисуем орудия труда на песке.
  23. "Картинки из мозаики" – выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.
  24. "Найди отверстие" – найти подходящее по размеру отверстие и вставить в него палочку или гвоздь.
  25. "Разрезные картинки" – сложить целую картинку из 8, 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
  26. "Вспаханный огород" – изготовление объемной иллюстрации: га голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
  27. "Посадка фасоли" – от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть кусочек, "посадить" на "вспаханную землю" в огород и придавить (используются уже сделанные грядки).
  28. "Маленький мастер" – изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
  29. Зрительный диктант "Кто внимательный?" – выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
  30. "Чей колодец глубже?" – выкладывание "колодца2 из спичек.
  31. "Ела-ела дуб, поломала зуб!" – работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики – изготовление трафарета полотна пилы.
  32. "Зеленая грядка" – плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
  33. "Маленькие умельцы" – трафареты инструментов  из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для определения на ощупь).
  34. "Готовим грядки" – методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на "грядке" ровные полоски – бороздки.
  35. "Научу маму" – рациональная посадка смян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена, затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присыпать землей – все посадили.
  36. "Противные мухи" – изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
  37. "Строим дачу" – "заготовка досок для строительства" путем обрывания ровных полосок бумаги.
  38. Коллективная работа "Абажур для лампы" – сделать несколько спиралей из проволоки, наматывая ее на карандаш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
  39. "Маленький художник" – рисование пальцем на песке плана дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).




Цветы


  1. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек.
  2. Коллективная работа "Весенний луг" – небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
  3. Коллективная работа "Весенний луг" – разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
  4. "Лунки для цветов" – в песке сделать пальцем лунки и "полить" (накапать из пипетки).
  5. Коллективная работа "Весенний луг" – приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, приклеивание всех деревьев на общее панно.
  6. "Волшебные цветы" – работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....