Лексическая тема |
Упражнения и задания |
Детский сад |
- Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
- "Найди и положи такой же" – разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
- "Нарисуй клубочки от точки" методом «наращивания", не отрывая карандаш от бумаги.
- Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
- Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
- Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
|
Игрушки |
- "Собери пирамидку"
- "Мячи для котят" – лепка из пластилина.
- "Что спряталось в комочке?" – разглаживание бумажных комочков с контурным изображением игрушек с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
- Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
- "Определи на ощупь" – "чудесный мешочек", "сухой бассейн". Какая игрушка спряталась?
- "Матрешки разбежались" – собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
- "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из 4 – 6, затем из 8 и 10 – 12 частей.
- "Узнай, что это?" – после предварительного просмотра определить на ощупь из какого материала (наждачная бумага, крупа, песок) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешка, пирамида.
- "Маленький конструктор" – выложить по контуру любимую игрушку из цветных палочек; геометрических фигур.
- "Мастерская" – изготовление игрушек из природного материала; методом аппликации из ткани.
- "Чудеса из бумаги" – изготовление игрушек методом "оригами".
- "Кукла-самоделка" – изготовление куклы из мотка мулине и ниток.
- "Чудесный мешочек" – на ощупь узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (резиновая, пластмассовая, железная, деревянная).
|
Овощи, фрукты |
- "Собираем урожай" – лепка разноцветных шариков из пластилина. – "Что это?" (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
- "Сложи картинку" из 4-х частей.
- "Строим забор" из счетных палочек – закрепление знаний о цвете и размере.
- "Найди вторую половинку" – разрезные картинки.
- "Чудесный мешочек" – овощи и фрукты определить на ощупь.
- "Сушка овощей" – двойные трафареты развесить на веревке.
- "Дары осени", "Собираем урожай" или "Ждем гостей" – лепка из пластилина овощей и раскладывание их на блюде.
- "Большая и маленькая тарелочки" – выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
- "Что здесь спряталось?" – разглаживание смятых комочков из бумаги.
- "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
- "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
- "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
- "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.
- Натюрморт "Дары осени" – обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
- "Узнай, что это?" – определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
- "Что выросло на грядке?" или "Пластилиновые жгутики" – выкладывание овощей и фруктов пластилиновым жгутиком по контуру.
- "Волшебные рисунки" – рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
- "Ножницы потерялись" – обрывание овощей из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме (огурец – из зеленого прямоугольника, морковь – из оранжевого треугольника и т.д.).
- "Красивая ваза для овощей" – заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.
- "Дары осени" – обводка трафаретов овощей из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.)
- "Поможем бабушке" – сортировка фасоли и гороха.
- "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
|
Деревья и кусты |
- "Осенний лист" – обводка трафарета листа липы из толстого картона и раскрашивание цветными карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
- "Собери листочек" – складывание картинки, разрезанной на четыре части.
- "Листопад" – лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
- "Красивые листочки" – обводка трафаретов листьев клена, дуба (трафареты из ватмана) штриховка и раскрашивание цветными карандашами по устной инструкции.
- "Сложи лист" – складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей, далее из 8 – 10 частей.
- "Такие разные деревья" – обводка трафаретов деревьев разного размера.
- "Нарисуй дерево ниткой" – выкладывание веток дерева нитками, приклеенными к стволу.
- "Каждому листочку – свое место" - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
- "Деревья" – выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная – ствол, несколько тонких, коротких – ветки).
|
Перелетные водоплавающие птицы |
- "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
- "Сухой бассейн" – найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
- "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы их 3 частей (голова, туловище, лапки); из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки).
- "Птичьи следы на песке" – рисуем на песке пальчиками.
- "Птицы собираются в стаи" – "рассадить" (развесить по линии сгиба) "птиц" по веткам, используя двойные трафареты.
- "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
- "Сделай, как я" – выкладывание контура птицы из палочек по образцу.
- "Птички клюют" – имитация процесса клевания зерен каждым из пальцев и всеми одновременно на песке.
- "Это птичка" – обводка трафарета из толстого картона.
- "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
- "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
- "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
- "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
- "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
- "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
- "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
- "Маленький художник"" – обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз).
- "Чудесное дерево" – заполнение объема трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
- "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
- "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
|
Семья |
- "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
- "Что купила мама?" – найти овощи и фрукты в "сухом бассейне".
- "Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке".
- "Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке".
- "Научим дочку шнуровать ботинки".
- "Для кого подарок?" – чудесный мешочек.
- "Это человек" – обводка трафарета человека.
- "Маленький конструктор" – выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
- "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
- "Мамины помощники" – навешивание прищепок на веревку.
- "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
- "Сортировка таблеток" – кружочки из картона разложить по цветам и размерам.
- "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
- "Угощение к чаю" – лепка угощений из теста: бабушке – бублик, дедушке – пряник, детям – блины и оладушки.
- "Маленькие художники" – обводка трафаретов девочки и мальчика из альбомной бумаги и их раскрашивание.
- "Моя семья – выкладывание "семьи" из спичек, палочек, геометрических фигур с соблюдением пропорций.
- "Одежда для куклы" – обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
- "Узнай, кто это?" – после предварительной беседы определение на ощупь фигурок "взрослых" и "детей" по плоскостным трафаретам.
- "Угадай, сколько нас в семье?" – ощупывание вслепую трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполненных из наждачной бумаги.
- "Маленький скульптор" – лепка из пластилина фигуры человека.
- "Иллюстрация к сказке "Три медведя" – выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
- "Кто спрятался в комочках?" – разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего - синего.
- Коллективная работа "Большая семья на отдыхе" – обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т.п.).
- "Ножницы потерялись" – собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур из бумаги и наклеить на альбомный лист.
- Изготовление пособия "Где мама, где дочка?" – готовые трафареты фигурок людей разного размера намазать клеем и посыпать песком, крупой.
- "Ловкие пальчики" – выгибание из проволоки деталей и выкладывание из них двух фигур человека – большой и маленькой. Закрепление понятий: мама – дочка, бабушка – внучка, дядя – племянник.
- "Маленький конструктор" – выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку, бежит и т.д.).
- "Бабушкины помощники" – перемотать нитки на катушку с клубочка. Закрепление понятий: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки.
- "Маленький художник" – рисование на песке разными пальцами членов семьи.
- Коллективная работа "Большая семья" – лепка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.
|
Предметы туалета |
- "Кто это?" – собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
- "Это человек" – обводка трафарета (из картона, из папиросной бумаги) фигуры человека.
- "Кто это?" – обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
- "Красивые наряды" – обрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры человека методом цветной мозаики.
- "Маленький художник" – рисование фигуры человека на песке разными пальцами.
- "Пластилиновые жгутики" – выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
- "Ловкие ручки" – завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
- "Взрослые и дети" – выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение – изготовление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибаются геометрические фигуры – большие и маленькие.
|
Одежда
и обувь |
- "Что у кого?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением одежды и обуви с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.
- "Догадайся, кто потерял одежду?" – разглаживание смятых в комочки бумажных трафаретов одежды (брюки, свитер, платье).
- "Ловкие ручки" – шнуровка, застегивание пуговиц, липучек, молний.
- "Помоги развесить одежду" – двойные и одинарные трафареты одежды (одинарные прикрепляют – прищепками).
- "Подбери пуговицы по цвету".
- "Сушка белья" – пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
- "Найди пару" – в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
- "Недошитое платье" – "пришить" к платью рукава, воротник, карман, пуговицы. Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
- "Разрезные картинки " – собирание картинок с предметами одежды, обуви из 6-8 частей.
- "Обведи и раскрась" – обводка трафаретов платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
- "Художник-модельер" – обводка трафарета манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
- "Платье в горох" – подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
- "Сарафан для мамы и дочки" – трафареты сарафанов раскрасить: для мамы – в полоску, для дочки – в горох.
- "Бабушкины помощники" – сматывание толстых ниток в клубок.
- "Клубочки для носков" – рисование клубочков фломастерами, закрепление понятий цвета.
- "Украшаем платье" – продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.
- "Теплая меховая одежда" – обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
- "Пластилиновые жгутики" – обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
- "Ножницы потерялись" – обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
- "Маленький модельер" – конструирование предметов одежды из геометрических форм; из различных готовых деталей.
- "Красивая одежда" – обводка трафаретов одежды и заполнение объема мелкими готовыми геометрическими фигурами или клочками бумаги по методу цветной мозаики.
- "Красивый сарафан в белый горох" – приклеить белые кружочки по всему трафарета сарафана.
- "Модельер" – собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя название деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.
- "Маленькие ткачи" – работа на станке: плетем ткань для одежды.
- "Вижу руками" – определение на ощупь вида ткани: шерстяная, фланель, хлопчатобумажная.
- "Маленький художник" – обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
- "Краски потерялись" – заполнение объема трафарета любых предметов одежды и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размазать).
- "Ножницы потерялись" – обрывание из бумаги без опоры на контур: бумажные прямоугольники превратить в трафареты (майка и трусики0.
- Иллюстрация к сказке "Мальчик с пальчик" – выгибание из проволоки контура сапог: один сапог (большой) для великана, другой (маленький0 – для мальчика.
|
Мебель |
- "Это мебель" – выкладывание из палочек стола и стула.
- "Волшебные жгутики" – выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру.
- "Собери, как было" – сложить полотно ткани из лоскутков ( по принципу разрезных картинок).
- "Догадайся, что спрятано в комочке?" – разглаживание смятых комочков бумаги.
- "Это мебель" – обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
- "Мебель для гостиной" – выкладывание из палочек шкафа, дивана.
- "Покрывало" – сложить полотно из 6 – 8 лоскутков.
- ""Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
- "Комната для кукол" – выкладывание из палочек "жилой комнаты" (свободное творчество).
- "Вижу руками" – определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья).
- "Маленький художник" – рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.
|
Посуда |
- "Красивая чашка в горох" - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружочков.
- "Ловкие ручки" – закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
- "Склеим чашку" – собрать картинку чашки из 4 частей; собрать трафарет чашки, разрезанной на 6-8 частей.
- "Тарелочки для кошки, мышки и для себя" – рисование по методу "клубочка" тарелок разного размера и цвета.
- "Чайная пара" - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветных точками.
- "Пластилиновые жгутики" – выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками.
- "Разноцветная ваза" – заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу цветной мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
- "Маленький гончар" – обрывание бумаги по контуру чашки и раскрашивание её.
- "Разноцветная мозаика" – выкладывание любых предметов, относящихся к посуде, из мозаики.
- "Вижу пальцами" – определение на ощупь предметов кукольного сервиза, их зарисовка.
- "Краски потерялись" – заполнение трафарета вазы пластилином по методу цветной мозаики (прижимание и легкое размазывание пластилиновых комочков).
|
Пища |
- "Печенье из манки" – посыпать манкой различные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, предварительно намазанные клеем.
- Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
- "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
- "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
- "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
- "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
- "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
- "Волшебный песок" – рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
- "Чудесный мешочек" – в мешочке муляжи овощей и фруктов.
- "Картинки из цветной мозаики" – выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.
- "Сушка фруктов" – нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой по середине.
|
Зимующие
птицы |
- "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
- "Сухой бассейн" – найди корм для голубя (фасоль).
- "Разрезные картинки" – складывание картинки птицы из 6-8; 10-12 частей.
- "Заготовка корма для зимующих птиц" – рассортировать фасоль и горох.
- "Угощение для птиц" – отщипывание маленьких комочков пластилина, скатывание их двумя пальцами в шарик и складывание их на кормушку.
- "Кто чем питается?" – сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
- "Покорми синицу и голубя" – сортировка семечек и горошин.
- "Птицы хотят пить" – работа с водой и пипеткой. "Синице и воробью поровну капелек, вороне столько же и еще 3".
- "Кто спрятался под листочком?" – подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет, какого предмета находится под бумагой в форме листика.
- "Волшебная птица" – выкладывание из мозаики птицы по представлению.
- "Кто это?" – обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях.
- "Это птицы" - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
- "Волшебные рисунки" - рисование на песке большой и маленькой птицы.
- "Красивая птица?" – обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
- "Кто спрятался в комочке?" – разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
- "Птицы из проволоки" – выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
- "Мама кормит птенчика" – перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
- "Сорока-воровка" – нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
- Коллективная работа "Птицы на кормушке" – дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый "ставит" свою птицу на общую кормушку.
- "Уютное гнездышко" – изготовление "коврика" путем переплетения полосок бумаги; склеивание из этого "коврика" гнездышка.
- "Птицам понравится" – украсить "кормушку" цветной проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сделанные дырочки).
- "Ворона или воробей" – определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
- "Что это?" – определить на ощупь и объяснить, где геометрическая фигура, где силуэт птицы.
- "Маленький конструктор" – складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму (например, из большого круга и маленького и трех треугольников).
- "Угостим птиц рябиной" – бумажный прямоугольник ("кормушку") намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в "кормушку".
- "Красивый голубок" – трафарет птицы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.
|
Домашние животные и
их детеныши |
- "Собери картинку" – разрезанные картинки из 4-6; 10-12 частей.
- "Нарви молодой травки для кроликов" – мелко порвать зеленую бумагу.
- "Кто где живет?" – называние выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
- "Животные хотят пить" – "мамам" наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, "детенышам" капаем пипеткой.
- "Клубочки для котят" – рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
- "Найди пару" – разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: "Где собака? А у кого щенок?" и т.д.
- "Кто это?" – определение на ощупь ("чудесный мешочек", трафареты из наждачной бумаги).
- "Собака Жучка с сыном – щенком Пушком" – лепка из пластилина.
- "Маленький конструктор" – выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
- "Пластилиновые жгутики" – выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
- "Маленький конструктор" – выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).
- "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
- "Напою всех" – строительство "колодца" из палочек или спичек.
- "Я – ягненок, ты – козленок" – заполнение объема трафарета домашних детенышей клочками цветной бумаги (по методу цветной мозаики) или наклеивание комочков ваты на трафарет.
- "Любимая игра" – делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток; уточняем понятия: намотай, размотай, перемотай, домотай.
|
Дикие животные и
их детеныши |
- "Чудесный мешочек" – определить на ощупь резиновые игрушки; мелкие игрушки.
- "Выложи медведя из геометрических фигур".
- "Подарок для белочки" – собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
- "Кто это?" – крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где "мама", где "детеныш".
- "Ежи и ежата" – втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.
- "Подарок для мышек и мышат" – сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
- "Собери семью" – наложить на контур соответствующий трафарет животного".
- "Кто пришел?" – рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
- "Чтобы Мишке было теплее" – мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку "в берлоге".
- "Обведи и раскрась" – обвести фигурку животного (картонный трафарет) и раскрасить ее.
- "Маленький конструктор" – выкладывание по образцу фигуры медведя из готовых геометрических фигур различных размеров и цветов (медведь и медвежонок, бурый (коричневый) и белый); животного с детенышем.
- "Угощение для зайцев" – лепка мелкой, крупной моркови.
- "Угощение для белочки" – лепка орешков и грибов.
- "Разрезные картинки" – складывание картинки дикого животного из 6-8; 10-12 частей.
- "Семья ежей" – туловище лепим из пластилина, иголки – из семечек.
- "Узнай, кто это?" – после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок диких животных, изображенных на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
- "Кто где живет?" – обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
- "Маленький конструктор" – выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал – туловище, 4 маленьких овала – лапы, круг - голова, 2 полукруга - уши).
- "Картинки из яичной скорлупы" – измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
- "Оленьи рога" – выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
- Коллективная работа "У зайчонка день рождения" – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу цветной мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
- "Вижу руками" – определить на ощупь, какие дикие животные изображены на картонной карточке (например: заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафарета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наждачной бумаги и т.д.).
- "Рисуем пальцами" – рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно).
- "Мой медведь" – выкладывание медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру или выгибание из проволоки (по выбору ребенка).
- Коллективная работа "Дружная семейка" – обрывания из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребенком фигуры медведя или медвежонка (в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист бумаги.
- "У кого шуба теплее?" - заполнение объема трафарета дикого животного или его детеныша клочками цветной бумаги по методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты.
- "Вкусное угощение" – выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) "угощения" для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.
- "В дупле у белочки" – посчитать, сколько и каких предметов (грибов, орехов, шишек) находится в "чудесном мешочке" и нарисовать их в альбоме.
- "Пополним запасы белки" – выгибание из проволоки объемных контуров "орехов", "грибов".
|
Животные жарких стран |
- "Рисуем без красок" – у каждого ребенка по 2 трафарета животных. Обвести их по контуру. Дикое лесное животное выложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а животное жарких стран – шерстяной ниткой.
- "Видим руками" – определить на ощупь и назвать животное, описать его. Рассказать, из какого материала сделана игрушка; чем заполнен объем плоскостного трафарета.
- Коллективная работа "Кто, где живет?" – каждый ребенок заполняет объем трафарета животного клочками цветной бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист к месту обитания животного.
- "Зоопарк" – на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами – зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).
|
Зима
Елка |
- "Снегопад в лесу" – на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.
- "Лепим снежки большие и маленькие" – сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
- "Снежная баба" – лепка из пластилина.
- Коллективная работа "Зимний пейзаж" – предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: "Поставь высокое дерево слева, низкое – справа".
- "Построим горку для зверюшек из "снежных комков" – изготовление снежных комков из бумаги, путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
- "В лесу родилась елочка" - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
- "Пластилиновые жгутики" – выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
- "Снеговик" – заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговики.
- "Зимнее дерево" – выкладывание дерева из спичек.
- "Сказочный иней" – обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.
- "Снег идет" – наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.
- Коллективная работа "Зимняя сказка" – обводка трафарета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного изображения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребенком.
- Коллективная работа "Зимний пейзаж" – на большом листе бумаги простым карандашом нарисованы контуры неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко нарезанными голубыми нитками, облака – комочками ваты, снег – манной крупой, горку – растертой яичной скорлупой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеленой гуашью; пеньки посыпаем песком (поверхность бумаги предварительно намазывается клеем).
- "Скоро Новый год" – изготовление елочных украшений из яичной скорлупы.
|
Мамин
праздник |
- "Рисуем цветы" – рисование цветов на песке.
- "Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички" – лепка из пластилина.
- "Поздравительная открытка" – изготовление открытки (вырезание по контуру цветов и наклеивание).
- Изготовление поздравительной открытки "Ветка мимозы" – на листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т.п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
- "Красивая ваза" – заполнение объема трафарета вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики.
- "Тюльпаны" – чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами.
|
Профессии |
- Строитель. "Построим дом из кубиков". Игра "Кто в домике у тебя живет?".
- Продавец. "Оторви чек" – отрываем клочки бумаги от полоски.
- "Витаминный завод" – лепим "витамины" из пластилина и складываем в коробочки.
- Повар. "Рассортируй фасоль по цвету".
- Шофер. "Собрать машинку из геометрических фигур".
- Воспитатель. "Игрушки. Разрезные картинки из 4 частей".
- "Маленький доктор" – работа с пипеткой и водой.
- "Сортировка таблеток" кружочки из картона разложить по цвету и размеру.
- "Вот так дом!" – выкладывание на столе дома из цветных палочек.
- "Я – строитель" – выкладывание из палочек, спичек контура 2 – 3-этажного дома
- "Бланки для рецептов" заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей).
- "Лечим дочку" – работа с пипеткой и водой (накапать по две капельки в стаканчики).
- "Чудесный мешочек" – определить на ощупь продукты питания для магазина.
- "Продуктовый магазин" – лепка продуктов питания для магазина.
- "Перебери крупу" – рассортировать горох и рис.
- "Заготовка овощей для борща" – выгибание контура "овощей" из проволоки.
- "Строители" – выкладывание дома из цветной мозаики.
- "Фармацевт" – заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
- "Врач окулист" – выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения.
- "Скульптор" – лепка предмета из пластилина по выбору ребенка.
- "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины "деталей машины": два прямоугольника, два круга и собираем "машину" из деталей (выкладывание на столе).
- "Ножницы потерялись" – заготовка "продуктов" для овощного магазина: обрывание по контуру "овощей" и "фруктов" из готовых геометрических форм.
- "Ткач" – плетение коврика из полосок цветной бумаги.
- "Ткачи" – работа на "ткацких станках".
- "Воспитатель" – научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
- "Витаминный завод" – вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок.
- "Это нужно врачу" – изготовление термометра: заполнение объема трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение делений стекой.
- "Продавец – покупатель" – чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в "Магазин" методом оригами.
- "Учитель" – вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.
|
Весна |
- "Следы от капели" – на манке пальчиками ставим точки.
- "Потекли ручейки" – рисование пальцами ручейков на песке.
- "Солнце светит ярко-ярко" – выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
- "Солнце светит и греет" – выложить из спичек солнце с лучами.
- "Кто скорее проснется от зимней спячки?" – разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
- Соревнование "Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?" – работа с бумагой. "Лепка снежных комков" путем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
- "Заплакали сосульки" – работа с водой и пипеткой.
- "Волшебная капель" – пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
- "Весеннее солнышко" – обрывание их готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
- "Почки распускаются" – отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
- "Готовим саженцы" – выкладывание дерева с корешками из палочек разной толщины.
- "Весенний луг" – работа на "ткацких станках" зелеными нитками.
- "Ловкие ручки" – выгибание из проволоки "лепестков" (овалов) и "сердцевины" (кружка) ромашки; составление цветка.
- "Первые проталины" – на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль ("снег"); узкие полосы – "проталины".
- "Сосулька плачет" – "сосульку" получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под "сосулькой" из пипетки капаем капельки воды на ровном расстоянии друг от друга.
- "Весенний пейзаж" – вырезать листочки и наклеить на деревья, нарисованные на большом листе бумаги. "Трава" – зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев. "Цветы" – смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на "траву".
|
Перелетные
птицы |
- "Червячки для грачей" – лепка из пластилина.
- "Поможем птицам" – устелить "гнездо" мелкими клочками из ваты.
- "Напоим птиц" – работа с водой и пипеткой.
- "Грачи прилетели" – на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки – следы грачей.
- "Корм для птиц" – сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
- "Подкормим птиц" – сортировка гороха и семечек подсолнуха.
- "Удобный дом" – после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
- "Посчитай птиц на кормушке" – определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и ласточка).
- "Такие разные птицы" выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного размера.
- "Птицы откладывают яйца" – лепка из пластилина "птичьих яиц" разной величины.
- "Не ошибись" – после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, грач, кукушка).
- "Птица с птенчиком" – обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики.
- "Домик для скворца" – выкладывание из спичек по принципу "колодца".
- "Домик для птиц" – вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
- "Игрушечное тесто" – лепка фигурок птиц из соленого теста.
- "Волшебные птицы" – выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.
|
Транспорт |
- "Что там?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса и машины.
- "Что спряталось в комочке?" – разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
- "Грузим камушки в грузовик" – камушки рассыпаны по ковру.
- "Проехала машина" – рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
- "Автомобиль" – обводка трафарета машины и раскраска.
- "Сборка автомобиля" – разрезная картинка из 4, 6-8 частей.
- "Сложи картинку" – разрезная картинка транспорта из 10-12 частей.
- "Сборка грузовика" – собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
- "Сборка грузовика" – заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
- "Пластилиновые жгутики" – выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру; по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка).
- "Что спряталось в комочке?" – разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребенка.
- "Вижу руками" – определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.).
- "Слесарь-сборщик" – выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).
|
Город
Урал
Россия |
- "Строим дом из кубиков".
- "Строим высотный дом " – работа со строительным материалом.
- "Мой дом" – работа со строительным материалом на полу или на столе. Строительство домов разной этажности.
- "Выложи дом из цветных геометрических фигур".
- "Кто в домике живет?" – найти фигурки в "сухом бассейне".
- "Построим наш детский сад" – построить после объяснения 2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора.
- "Посчитай окошки на ощупь" – посчитать на трафарете количество окон.
- "Это дом" – выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
- "Дома на песке" – нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
- "В городе идет дождь" – работа с водой и пипеткой.
- "Строим дом" – выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).
- "Волшебные окна" – вставить в "окно" "стекла" нужной формы и размера (10 образцов).
- "Сосчитай, сколько этажей" – определение количества этажей в доме-трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка "под кирпич".
- "Строители" – выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).
- "Маленький архитектор" – выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
- "Вижу руками" – определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количества этажей в доме-трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).
- "Подарки для малышей" – поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать песком или крупой для определения на ощупь (большой дом или маленький).
- "Зрительный диктант" – выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать образец после показа; по словесной инструкции.)
|
Весна
Труд |
- "Определи на ощупь" – трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
- "Чудесный мешочек" – определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона (после предварительного рассматривания).
- "Покатай, покатай" – катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
- "Почини инструменты" – собирание разрезанной на 3-4 части картинки из толстого картона.
- "Почини инструменты" – найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
- "Посадка фасоли" – дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
- "Закрути бутылочки" – закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
- "Кто больше соберет фасоли?" – собрать фасоль с ковра.
- "Сортировка семян" – рассортировать семечки и горох.
- "Едем на дачу" – собрать грузовик из геометрических фигур.
- "Строим дачный дом" – пластмассовый строительный набор.
- "Дорожка" – выкладывание дорожки из геометрических фигур на столе.
- "Удобный инструмент" – обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой, ниткой.
- "Собери инструменты" – выкладывание из больших палочек орудий труда по образцу.
- "Красивые инструменты" – обводка трафаретов инструментов и закрашивание, или заполнение их объема маленькими кружочками от дырокола.
- "Полное ведерко" – работа с пипеткой.
- "Ловкие ручки" – упражнение в шнуровке.
- "Орешек-художник. Что получилось?" – катание грецкого ореха по влажному песку.
- "Моя грядка" – на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и "посадить " горох.
- "Изготовление граблей" – выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
- "Ножницы потерялись" – изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру (топор, лопата, молоток).
- "Волшебные рисунки" – рисуем орудия труда на песке.
- "Картинки из мозаики" – выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.
- "Найди отверстие" – найти подходящее по размеру отверстие и вставить в него палочку или гвоздь.
- "Разрезные картинки" – сложить целую картинку из 8, 10-12 деталей (машину, автобус, трактор).
- "Вспаханный огород" – изготовление объемной иллюстрации: га голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
- "Посадка фасоли" – от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть кусочек, "посадить" на "вспаханную землю" в огород и придавить (используются уже сделанные грядки).
- "Маленький мастер" – изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина), соединение незаконченной заготовки из картона со своей заготовкой.
- Зрительный диктант "Кто внимательный?" – выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
- "Чей колодец глубже?" – выкладывание "колодца2 из спичек.
- "Ела-ела дуб, поломала зуб!" – работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики – изготовление трафарета полотна пилы.
- "Зеленая грядка" – плетение на станке зелеными нитками плотного полотна.
- "Маленькие умельцы" – трафареты инструментов из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой (впоследствии использовать для определения на ощупь).
- "Готовим грядки" – методом размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство прямоугольника, стекой проводим на "грядке" ровные полоски – бороздки.
- "Научу маму" – рациональная посадка смян: на полоску мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или муки, на равном расстоянии друг от друга разложить семена, затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присыпать землей – все посадили.
- "Противные мухи" – изготовление шторки от мух: порезать лист бумаги на ровные полоски, не до конца.
- "Строим дачу" – "заготовка досок для строительства" путем обрывания ровных полосок бумаги.
- Коллективная работа "Абажур для лампы" – сделать несколько спиралей из проволоки, наматывая ее на карандаш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на каркас.
- "Маленький художник" – рисование пальцем на песке плана дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).
|
Цветы |
- "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек.
- Коллективная работа "Весенний луг" – небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
- Коллективная работа "Весенний луг" – разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
- "Лунки для цветов" – в песке сделать пальцем лунки и "полить" (накапать из пипетки).
- Коллективная работа "Весенний луг" – приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, приклеивание всех деревьев на общее панно.
- "Волшебные цветы" – работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок
|