Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи
план-конспект занятия по логопедии на тему
Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovo_8.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи, лексического строя, синтаксического строя, связной речи для ученика с дислалией, автоматизация звук Л.
Тема: «Осень»
Стихотворение В. Авдиенко «Осень».
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.
Упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи
Звуковой культуры речи - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).
Цель: Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить
звук Л во фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать
умение говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.
Следить, чтобы дети говорили фразы четко, громко, на одном выдохе.
- Чистоговорки - повторение слогов с разной интонацией:
ла-ла-ла (с удивлением) ля-л-ля
лу-лу-лу (с радостью) лю-лю-лю
ли - ли- ли (с грустью) лы-лы-лы
Ла-ла-ла очень тонкая … (игла).
Ло-ло-ло очень легкое … (весло).
Лу-лу-лу мы увидели … (луну).
Ал-ал-ал купили мне … (пенал).
Ол-ол-ол мы сели все за …(стол).
Ул-ул-ул какой удобный …(стул).
- Скороговорки - необходимо, чтобы в скороговорках был звук Л. Например:
- Ехали мы, ехали,
До ели доехали,
До ели доехали, - Ель мы объехали,
И домой поехали. - Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день. - Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет. - Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили. - У ёлки иголки колки,
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка. - Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
- Отгадывание загадок. Сохраняется тема «Осень» (обязательно присутствие звука Л):
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- Это осень.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
- Что это?
- Это листопад.
Упражнения, направленные на развитие синтаксического строя речи
Цель: учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать полным ответом
на его вопросы, высказываться в присутствии других детей - составлять
связные предложения, слушать друг друга.
- А почему это происходит осенью?
- Солнце светит реже, становится прохладно, дерево готовится к отдыху.
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
- Что это?
- Осенний лист
- Что имеется в виду?
- Осенью с деревьев опадает листва.
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки
- Что это?
- Это дерево.
- Почему и о чем говорится:
«весной и летом мы видим одетым»?
- На дереве весной и летом есть листва.
- Почему говорится:
«упали все рубашки»?
- Это говорится о листве.
- Зрительного восприятия букв. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Учимся узнавать букву Л:
- Давайте нарисуем елочку "Штрихом", я на доске мелом, а вы в воздухе.
- Скажите какая буква спряталась в нашем рисунке?
- В нашем рисунке спряталась буква Л.
- Верно, буква "эль", "эл" Л
- Работа над звуковым составом слова:
- Какие звуки дает буква "эль"?
- Буква «эль» дает два звука [л'] - мягкий [л] – твердый.
- Правильно [л'] - мягкий [л] - твердый
- В слове ель есть звук [л] или [л']
- В слове ель есть [л'] – мягкий.
- В слове елка есть звук [л] или [л']
- В слове елка есть [л] – твердый.
Упражнения, направленные на развитие лексического строя речи:
Цель: Расширять и активизировать словарный запас по теме «Осень».
Формировать практические навыки правильного употребления
прилагательных, существительных, закреплять умение согласовывать
существительные с прилагательными. Развивать навыки связного
высказывания, познавательные способности.
- Работа над стихотворением:
- Про какое время года нам рассказывает автор?
- Автор рассказывает нам про осень.
- Что в стихотворении автор рассказывает нам про осень?
- Автор в стихотворении рассказывает нам, что осенью льют дожди, что прошло лето, появился сильный ветер, листья клена становятся желто-розовыми и облетают.
- Если дерево изображено осенью, то оно какое?
- Дерево осеннее.
- Назовите что есть у дерева? (показ по картинке).
- У дерева есть корни.
- У дерева есть ствол.
- У дерева есть ветки.
- У дерева есть почки.
- У дерева есть листья.
- Дидактическая игра «Назови правильно» (показ по картинке)
- Назовите правильно деревья.
- Это дуб.
- Это осина.
- Это береза.
- Это тополь,
- Это ива.
- Это клен.
- У всех этих деревьев есть листва, значит они какие?
- Это деревья лиственные.
- Звуковая культура речи - работа над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. Используется общая моторная зарядка (зарядка соответствует нашей теме «Осень»):
- А сейчас возьмем наши листья и выходим в круг.
Мы листики осенние, (Показ листьев)
На ветках мы сидели,
Ветер дунул - полетели, (дети дуют на листочки)
Мы летели, мы летели. (Движение по кругу)
И на землю тихо сели. (Дети кладут листья на пол)
- Опять ветер дунул, полетели. (Подбрасывают и дуют)
- Что у нас получилось?
- Получился листопад.
- Присели, рассмотрели листья. (Дети берут листья).
- Какой формы листья?
- Листья овальной и круглой формы.
- Какого цвета листья? (Дети учатся развитию синтаксического строя речи – отвечают на вопросы полным ответом)
- У меня лист желто-коричневого цвета.
- У меня лист желто-зеленого цвета.
- У меня лист багряного цвета.
- Дети берут себе, один лист и проходят на свои места.
- Использование толкового словаря Даля (развитие лексического строя речи):
Багряный цвет (или по-другому пурпурный) – это самый яркий и густой красный цвет, но никак не с огненным отливом, а с едва заметною просинью.
- Ознакомление учащихся с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дидактическая игра «Назови ласково» :
Лист - Листочек
Ветер – Ветерочек
Береза - Березонька
Ветка - Веточка
Дуб - Дубочек
Дерево – Деревце
Упражнения, направленные на развитие связной речи.
Цель: Последовательно и четко составлять описательный и сюжетный
рассказы на предложенную тему, приобщение детей к подлинно
художественной речи, запоминание эмоциональных, образных
слов и словосочетаний, дети учатся отвечать на вопросы полным
ответом, составляют сами предложения.
- Подбор слов-значений «С какого дерева лист»:
- Посмотрите внимательно на свои листья и назовите с какого дерева лист.
- У меня лист с березы.
- У меня лист с клена.
- А теперь помогите мне (показ гербария).
- Лист клена (какой)?
- Кленовый лист.
- Лист березы (какой)?
- Березовый лист.
- Лист рябины (какой)?
- Рябиновый лист.
- Лист тополя (какой)?
- Тополиный лист.
- Лист дуба (какой)?
- Дубовый лист.
- Составление пересказа (возможные варианты):
- по иллюстрации или серии иллюстраций;
- по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
- краткий пересказ;
- пересказ по вопросам;
- Домашнее задание:
- выучить наизусть это стихотворение,
- нарисовать к этому стихотворению рисунок.
Используемая литература:
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
- Ткаченко Т. А. «В первый класс — без дефектов речи». Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Авдиенко В. стихотворение «Осень».
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи». М.: Эскмо, 2005 г.
- Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы». М., 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие интонационной выразительности речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Материал представлен картотекой игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи детей....
Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности
Использование дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста....
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи
Дидактическая разработка "Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи"...
"Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста"
Развиваем речь дошкольника играя...
Игры и упражнения направленные на развитие диалогической речи дошкольников
Игры и упражнения направленные на развитие диалогической речи дошкольников, тема "Знакомство"...