карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок
консультация по логопедии (старшая группа)

Яковлева Галина Михайловна

Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №29

Консультация:

«Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок»

Подготовила:

 учитель – логопед,

Яковлева Г.М.

Раменский городской округ,  2020г

Программой воспитания и обучения детей в детском саду отведено значительное место работе со сказкой. Значение работы над сказкой в логопедической практике велико, так как она способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь, формированию навыков диалогической речи.

Логопедам и воспитателям рекомендуется использовать следующие формы работы со сказкой: чтение, пересказ, беседа, драматизации, занятие с элементами сочинения.

Дошкольники с ОНР  испытывают трудности в составлении рассказов с элементами творчества, сочинении сказок. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения. Чем сложнее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. На данную зависимость обращал внимание еще Л.С. Выготский, который считал, что самый  значительный шаг в развитии детского воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи.

Способность к сочинению сказок, согласно исследованию В.А. Красновой, содержит следующие компоненты: языковое чутье сказки или умение ребенка отличать сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности стиля, развитая память на образы сказок, связанная выразительная речь, необходимый словарный запас, склонность к театрализации, оригинальность фантазии, склонность к выдумкам.

Словесное творчество дошкольников с ОНР, а именно сочинение сказок, имеет свои особенности: они затрудняются придумать сюжет, структура сказок лишена четкости, последовательности , зачастую логичности, в сказках отсутствует описание героев и т.д. Это может быть устранено при систематической работе логопеда, направленной на обучение дошкольников сочинению сказки.

Рассмотрим одно из направлений обучения дошкольников с ОНР сочинению сказок, работу с карточками  В.Я. Проппа.

Исследователь русского фольклора В.Я. Пропп, проанализировав специфику построения сказки, выявил в ее структуре постоянные, устойчивые элементы, которые служат функциями действующих лиц. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций 31. В одних сказках присутствуют все функции, в других небольшая часть. Идея сочинять сказки, используя функции Проппа, принадлежит Дж. Родари.

Из всех выделенных функций для работы над сочинением сказок можно отобрать двенадцать, которые являются наиболее часто встречаемыми в детских сказках и наиболее доступными для понимания детей. Также для большей доступности для дошкольников можно немного изменить формулировки функций:

  • кто-то из членов семьи уходит или уезжает;
  • запрет главному герою;
  • герой нарушает запрет;
  • один герой вредит другому;
  • встреча с дарителем;
  • получение волшебного средства;
  • герою предлагается трудная задача;          
  •  герой переноситься далеко, и там находиться то, что он     искал;
  • неприятности исчезают;
  • герой возвращается домой;
  • победа героя, получение подарка и праздник;
  • плохой герой наказывается.

Для каждой функции придумывается рисунок – образ. Например, для обозначения функции запрета  использовалось изображение лица героя и запрещающий жест кисти руки. Детям надо было выбрать 3-4 карточки и на их основе составить сказку.

Работа с карточками В.Я. Проппа представляет собой аналогию с сочинением сказки по плану. Однако главное отличие в том, что каждая функция рождает в сознании ребенка целый поток сказочных ассоциаций, напоминает о сюжете и стиле известных детям сказок.

Коррекционно-педагогическая работа по обучению дошкольников с ОНР сочинению сказок по карточкам В. Я. Проппа включает в себя 3 этапа.

1-ый этап – подготовительный. В этот период происходит расширение кругозора детей о различный видах сказок, формируется знание сюжета, композиции, персонажей, умение узнавать сказки по строчкам, по диалогам, по действующим лицам, по событиям, по повторяющимся стихам и песенкам. Значительная роль на подготовительном этапе принадлежит воспитателю, родителям. В этот же период накапливаются детские рисунки, поделки к сказкам, куклы, собирается сказочная библиотека.

2-ой этап – ознакомительно- обучающий. На этом этапе логопед и воспитатели знакомят детей с карточками В.Я. Проппа. Дошкольники запоминают зрительные образы, запоминают формулировки карточек, вместе с логопедом придумывают примеры к каждой карточке. Занятия ведутся индивидуально и в подгруппах, а затем по мере запоминания карточек  добавляются фронтальные занятия. В зависимости  от индивидуальных возможностей детей для ознакомительного обучения можно использовать от  до 12 карточек.

3-ий этап – обучающий. На этом этапе дети под руководством логопеда переходят  к непосредственному сочинению сказок с использованием карточек. Занятия лучше всего организовывать индивидуальные, а затем групповые. Логопед предлагает ребенку из группы карточек выбрать 3-4 карточки (или сам заранее отбирает). Ребенок вспоминает и называет вслух образы-функции сказки. Далее ребенку надо дать время на обдумывание сказки. Затем ребенок  рассказывает сочиненную сказку, а логопед оказывает помощь в поиске необходимых языковых средств.

После сочинения дается задание по следам сказки для воспитателя или родителей (нарисовать картинку с ребенком, еще раз пересказать и т.п.)

Экспериментальное исследование показало, что большинство старших дошкольников с ОНР 3 уровня достаточно успешно справляются с заданием на сочинение сказок по карточкам. Сочиненные детьми сказки не являются новыми по своему содержанию, а представляют собой контаминацию услышанных ранее сказок, просмотренных фильмов, то есть, основаны на репродуктивном воображении.

Для того чтобы  сравнить уровень сформированности  умения сочинять сказки по карточкам В.Я. Проппа, разработаны критерии оценки:

  • Самостоятельность сочинения
  • Композиционная целостность сказки
  • Логичность изложения
  • Наличие персонажей  и их характеристик
  • Объем изложения
  • Правильность использования языковых средств.

Исследование показывает, что если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сочинение сказки, это повысит уровень развития  связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы, воображения и основных компонентов языковой системы.

Литература:

Современный логопедический урок: опыт работы. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова.- Волгоград: Учитель, 2011.-231 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...

Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....