ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ПРОППА ПРИ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
консультация по обучению грамоте

Короленко Елена Вячеславовна

Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая работы педагога по развитию связной речи, в процессе которой дети овладевают сложными формами связной речи. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте.

Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa_konsultatsiya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ПРОППА ПРИ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая работы педагога по развитию связной речи, в процессе которой дети овладевают сложными формами связной речи. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте.

Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок используются карты Проппа. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он анализировал сотни сюжетов и рекомендовал работать с волшебными народными сказками.

В.Я. Пропп  выделил 31 постоянную функцию (позже их сократили до 28), без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Для обучения дошкольников творческому рассказыванию я использую не все 28 карт, а наиболее часто встречающиеся в сказках функции.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста термин «функция» я заменила словами «действие», «событие», из которых строится «схема сказки».

Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображён условный, или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Каждая из данных карт имеет свое название и назначение, а одна карта – это и есть определённое событие сказки.

Карты Проппа можно сравнить со своего рода сказочным конструктором, из  событий (функций) которого, как из кирпичиков   складывается  здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Процесс обучения с использованием карт Проппа состоит из нескольких этапов:

Первый этап – знакомство детей со сказкой как жанром литературного произведения. На данном этапе я читаю сказки, провожу дидактические игры по развитию речи, знакомлю детей с общей структурой сказки: присказка, зачин (приглашение сказку), повествование, концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

В результате накопления у детей знаний волшебных сказок, я организую следующие дидактические игры: «По порядку становись!», «Сказочные слова», «Заветные слова», «Угадай по описанию», «Что в дороге пригодиться?».

Знакомство со сказочными функциями (событиями) предполагает накопление у детей знаний о волшебных сказках, сказочных героях, поэтому в предварительную работу я обязательно включаю изучение структуры сказки. В которой можно выделить 3 основные части: присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование.

Присказка, зачин (приглашение в сказку) присказка настраивает детей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и иногда даже не связана с сюжетом сказки. С целью подготовки детей к слушанию сказки использую следующие «сказочные» выражения: «В тридесятом царстве...», «За горами, за лесами, за широкими морями...» и др.

Повествование или основная часть сказки обычно насыщена событиями и, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. Например, «Сивка-бурка», «Василиса Прекрасная», «Сделался такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать» и т.д.

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает детей к реальной действительности. Варианты концовок: «И стали они жить – поживать и добра наживать», «Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало» и др.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое рассказчик включает повествование.

Второй этап - использование игровых приёмов. В работе со своими воспитанниками применяю следующие приёмы:

«Волшебные имена». Выясняем с ребятами по какой причине, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.).

«Кто на свете всех злее?». Благодаря использованию данного приема дети вспоминают известных героев сказок, характеризуют их, т.е. выявляют злых и коварных сказочных героев. Кроме того, дети учатся описывать их внешней облик, характер, образ жизни, привычки, жилище (таким же образом анализируются и положительные герои).

Например, приёмы «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.) и «Чудеса в решете» (как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия) позволяют не только вспомнить сказочные предметы, но и придумать новых предметов-помощников.

Часто использую в своей работе приём «Поможем герою» (детям предлагается поставить себя на место героя. Как бы вы поступили в такой ситуации?). Уместно предложить: «Отправим смс-сообщение?». Дети «пишут» сообщение герою сказки с пожеланием, предупреждением, возможным выходом из сложившейся ситуации.

Третий этап представляет собой создание и отбор карточек – функций. Карты Проппа я изготавливаю из бумаги, наклеив на плотный картон. Хранятся они  в специальной коробочке, которая находится в свободном доступе для детей в книжном уголке.

Четвёртый этап - чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа. Для начала подбираю небольшие сказки, например,  «Курочка-ряба», «Колобок» и другие, используя при этом 5-8 карт. Затем постепенно усложняю процесс обучения творческому рассказыванию, читаю более сложные по содержанию сказки, например, «Сивка-Бурка», «Василиса - прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди» и др. В процессе чтения задаю наводящие вопросы по содержанию сказки и выкладываю соответствующие карты Проппа (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушили, какой картой обозначим: «не соблюдение правил», кто помогал – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль).

По ходу чтения знакомой сказки дети самостоятельно выкладывают карты Проппа, подкрепляя таким образом свой пересказ.

Таким способом мы вместе с детьми выкладываем несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепляя тем самым названия карт.

Пятый и заключительный этап - сочинение собственных сказок, опираясь на схематические изображения. Для этого мы с детьми отбираем карты, придумываем главных героев, помощников героя и тех, кто будет ему вредить. Итогом ставится карта «мораль».

Для сочинения сказок мы с ребятами используем следующие правила:

1. У главного героя и у ребенка должны быть какие-то общие черты. Например, они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2. Для создания главному герою сказки безопасного волшебного пространства используются формулы: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве…».

3. У главного героя появляется друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4. В ходе сказки главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Опираясь на карты Проппа, дети учатся не только запоминать последовательность событий в сказках, выделять основное ее содержание, но и придумывать свои собственные сказки,  выражать мысли сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями, чувствовать красоту и образность родного языка.

Литература:

  1. https://infourok.ru/prezentaciya-ispolzovanie-kart-proppa-v-razvitii-svyaznoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-5122923.
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/04/09/material-k-seminaru-metodika-raboty-s-kartami-proppa
  3. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/21279
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-ispolzovanie-kart-propa-v-obucheni-detei-tvorcheskomu-raskazyvaniyu.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой

"Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине" по технологии Т.А. Сидорчук, А.Б. КузнецовойЦель мастер-класса:распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в...

Педагогический проект «Технологии обучения дошкольников творческому рассказыванию»

Цель проекта: разработка и апробация системы педагогической работы, направленной на обучение дошкольников от 4-х до 8-ми лет творческому рассказыванию с применением современных технологий развития реч...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Презентация к мастер - классу "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...

«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию» (конспект НОД с детьми старшей группы)

laquo;Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию».(конспект НОД с детьми старшей группы) Задачи:Область «Коммуникация»1.Закрепить и расшир...

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....