Карты Проппа - помощник воспитателя в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Сочинение и пересказ сказок с опорой на карты Проппа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa.docx | 109.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Карты Проппа - помощник воспитателя в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.
Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.
Помогут нам в этом карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
Как же работать с картами Проппа?
Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету
После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.
Для примера рассмотрим сказку "Красная Шапочка":
- Карта - Жили - были.
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
- Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
- Карта - Запрет.
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
- Карта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю
деревни.
- Карта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
- Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
- Карта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
- Карта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
- Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
- Карта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
- Карта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста
.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...
План по самообразованию «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Индивидуальный план работы по самообразованию....
карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок
Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки....
Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, д...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...
Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....