Карты Проппа - помощник воспитателя в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сочинение и пересказ сказок с опорой на карты Проппа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx109.8 КБ

Предварительный просмотр:

Карты Проппа - помощник воспитателя в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.

     Сказки — это  первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

    Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать  ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.

     Помогут нам в этом карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки»  проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.  Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

     Как же работать с картами Проппа?

Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа.   Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте  чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету

После  этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
    Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

Для примера  рассмотрим сказку "Красная Шапочка":

  1. Карта - Жили - были.  Карты Проппа

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. Карты Проппа

  1. Карта  - Герой покидает дом. 

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

  1. Карта - Запрет. Карты Проппа

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

  1. Карта - Нарушение запрета. Карты Проппа

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке,  которая живет на краю  

          деревни.

  1. Карта - Враг начинает действовать. Карты Проппа

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку  и съел бабушку.

Карты Проппа

  1. Карта - Появляется Ложный Герой. 

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

  1. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Карты Проппа

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на  последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" —  «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

  1. Карта - Появление друга - помощника. Карты Проппа

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

Карты Проппа

  1. Карта  -Враг оказывается поверженным. 

Охотник  вбежал в дом и убил волка.

  1. Карта - Счастливый конец.  Карты Проппа

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

  1. Карта - Мораль.Карты Проппа

 А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

    На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте  героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1.  Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2.  Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

3.  В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

4.  В сказку вводится антигерой (враг)  – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5.  Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...

карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок

Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки....

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, д...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....