Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
материал по развитию речи
Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_-klass.docx | 18.83 КБ |
karty_proppa.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок
по картам Проппа».
Цель мастер-класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при составлении рассказов и сказок.
Ход мастер –класса.
(слайд 1)
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.
(слайд 2)
«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный , филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.
(слайд 3)
Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется , не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.
(слайд 4)
Этапы работы по освоению карт Проппа: На первом этапе - знакомство детей с композицией жанра сказка - Присказка . Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. - Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей - Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности
(слайд 5)
2 этап проведение подготовительных игр:
- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего
осуществляются превращения, волшебство
(волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
- «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных
сказочных героев, описание их внешнего облика,
характера, образа жизни, привычек, жилища
- «Волшебные слова» (сказочные приговоры)—
значимые слова в сказке ;
- «Что в дороге пригодится?» - основные
волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы,
аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.).
Придумывание новых предметов-помощников;
(слайд 6)
- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними
(«Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович»);
- «Волшебные имена». Выяснение
причин, почему дали именно такое имя герою
(Золушка, Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
- «Хороший — плохой» — выявление положительных и
отрицательных черт характера героев, их действий;
- «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг
с другом два предложения, содержащие прямо
противоположные функции.
(слайд 7)
На третьем этапе - знакомство с обозначениями карт Проппа . Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета; - найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке; - найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки; - определить отсутствие знакомой карты; - отделить лишнюю карту.
(слайд 8)
На четвёртом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.
(слайд 9)
На пятом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .
(слайд 10, 11)
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь,
обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что
способствует успешному обучению в школе.
А сейчас давайте разделимся на две команды, и каждая команда сочинит свою сказку, количество используемых карт не ограничено.
Одна команда зачитывает свою сказку, сопровождая ее картами Проппа, а другая команда по картам перескажет.
Интересные у вас получились сказки.
Всем спасибо за внимание, надеюсь, вы узнали для себя что-то новенькое!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.
«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек , которые состоят из символов и иллюстраций , по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.
Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.
Методика обучения: 1 этап: - познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: присказка , зачин (приглашение в сказку); повествование ; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап проведение подготовительных игр: - «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры)— значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч- кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович»); - «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.); - «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.
3 этап: Знакомство с картами , чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;
4 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;
5 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков
мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
План по самообразованию «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
Индивидуальный план работы по самообразованию....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
Мастер-класс для педагогов "Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий"
Мастер-класс для педагогов ДОУ...